ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)
Оценка 4.9

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
02.02.2021
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)
Важнейшим же средством воспитания патриотических чувств младших школьников, бесспорно, является художественная литература, так как именно в ней сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности человека за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Именно художественные произведения позволяют пробудить у учащихся гордость за свой народ, страну, восхищение родной природой и уважение к своей стране, ее национальным традициям, истории и богатой культуре. Систематическая работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на основе произведений литературы предполагает не только прочтение, но и их глубокий анализ.
Медуница Т.Н. СОШ 3.docx

Медуница Татьяна Николаевна

СОШ №3 г. Белоярский, ХМАО-Югра

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

 

Если не мы, то кто же                                                                             Детям нашим поможет                                                                               Россию любить и знать.                                                                                        Как важно – не опоздать!..

 

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм». 

Уверена, научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы, педагоги, можем и обязаны, и, как сказал академик Д.С. Лихачёв, «к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания, формирования интереса и правильного отношения к родной стране, её истории, национальным традициям. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого школьника в насыщенную школьную жизнь, имеющую социально значимое содержание.

Важнейшим же средством воспитания патриотических чувств младших школьников, бесспорно, является художественная литература, так как именно в ней сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности человека за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Именно художественные произведения позволяют пробудить у учащихся гордость за свой народ, страну, восхищение родной природой и уважение к своей стране, ее национальным традициям, истории и богатой культуре.

Систематическая работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на основе произведений литературы предполагает не только прочтение, но и их глубокий анализ: словарная работа, анализ поступков героев и событий, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ, исследовательских проектов, ведение читательского дневника, экскурсии.

Любовь к Родине у ребёнка начинается со знакомства с народным творчеством, при изучении которого раскрываю учащимся народный жизненный идеал: красоту родной природы, уважение к труду и к труженику, используя русские народные сказки, песни, потешки, загадки, считалки, пословицы и поговорки о Родине, об умении и трудолюбии.

Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, воспитать уважение к традициям и обычаям коренных жителей Югры помогают экскурсии в разные времена года в природный парк Нумто, музей под открытым небом с. Казым, «Нуви Ат»; проектная деятельность.

Под моим руководством совместно с родителями школьники приняли участие во Всероссийском инновационном проекте «Моя Россия» и награждены дипломом лауреата за патриотический презентационный проект «СелфИстория. Ими гордится Белоярский», который стал финалистом окружного конкурса патриотических проектов «СелфИстория. Выставочный материал этого проекта «СелфИстория», записанный ребятами, размещен на Международной выставке инновационных достижений «На виду» и награжден дипломом лауреата  Общероссийского инновационного проекта «Моя Россия».

Мои ученики регулярно участвуют в конкурсах исследовательских проектов многих детских порталов, публикуют свои работы в СМИ.

Ребята приняли участие в благотворительном проекте «Книга добра» совместно с благотворительным фондом помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Помоги спасти», где создали свою страницу «Книги добра», на которой отобразили «добро» в рисунках и сочинениях таким, каким его представляют дети.

С интересом дети читают рассказы об историческом прошлом нашей страны. Уверена, героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

Анализируя характер и поведение героев, ученики получают представления о нравственных нормах и углубляют их на протяжении четырех лет обучения.

Заочные путешествия в музеи нашей страны, Эрмитаж, просмотр и обсуждение картин художников, прослушивание музыкальных произведений русских композиторов более полно раскрывают образы былинных богатырей, влияют на чувства и эмоции детей.

Школьная программа предполагает изучение личности и деятельности Александра Невского в начальной школе в курсе «Окружающий мир» (1 час). Такой небольшой объем учебного времени, не позволил школьникам осознать огромный вклад Александра Невского в историю Отечества, увидеть важное место его имени и подвига в сознании прошлых поколений и граждан современной России.

Передо мной стояла трудная задача: в сжатой форме рассказать о личности и деятельности князя таким образом, чтобы пробудить интерес к истории данного периода, желание продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. И здесь на помощь пришли библиотечные уроки и уроки внеклассного чтения, углубив и расширив представления детей о личности Александра Невского.

Систематически сопоставляем русские произведения с произведениями других народов России (с ненецкими, хантыйскими, татарскими сказками). Это формирует у учащихся уважительное отношение к культуре других народов, способствует усвоению нравственно - этических норм, на которые, несомненно, влияет многонациональность нашей страны.

Так, итогом изучения сказок народов России стало театрализованное представление по мотивам сказки народов ханты «Бобриха и бобёр», в котором приняли участие не только мои ученики, но и их родители.

Изучая и сопоставляя творчество поэтов и писателей разных времен, учащиеся убеждаются, что одна из главных тем их произведений – тема Родины. Выражением любви к родной природе, городу, краю стала выставка творческих работ моих учеников, участие в конкурсе рисунков «Югра - территория творчества», исследовательские проекты: «Книга Добра», «Лекарственные растения Сибири»,  «Памятники города Белоярского», «Парк Нумто», «Озеро Светлое», «Красная книга ХМАО-Югры», «Хантыйские сказки», «История моего города».

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о войне. Неисчерпаемый материал для формирования у детей патриотических чувств дают произведения, описывающие события Великой Отечественной войны. Также эффективны и онлайн экскурсии в исторические музеи, онлайн походы по местам Боевой Славы.

В процессе изучения произведений о Великой Отечественной войне ребята рассказывали о её участниках – своих дедах и прадедах, принимали участие в акциях «Бессмертный полк», «Я помню! Я горжусь!», конкурсе чтецов «Стихи и песни о войне», праздничной программе, посвящённой Дню защитника Отечества, реализации проектов «Старшее поколение достойно уважения», «Поздравь ветерана!», Уроках мужества.

Особое место в изучении художественной литературы занимают тексты краеведческого материала. И здесь мне приходит на память выражение Д.С. Лихачёва: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки». Поэтому на уроках литературного чтения широко использую произведения югорских поэтов и писателей, во внеурочной деятельности – встречи с местными художниками слова, экскурсии по Малой родине.

Бесспорно, патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика. Поэтому организую тесную связь с родителями, привлекая их к образовательной деятельности.

Замечательной находкой выступает интеграция уроков внеклассного чтения с воспитательными мероприятиями, направленными на становление юного россиянина: «Фестиваль Дружбы народов», «Я люблю тебя, Россия!», «Рождество в Югре православной», «Подвигу память».

Мною организована работа театральной студии «Дружные ребята». Ежегодно на протяжении 9 лет мои воспитанники являются призерами и победителями муниципального конкурса  «Пою тебе, учитель».

И, конечно же, необходимо учить детей составлению письменных отзывов о прочитанном. Здесь помощь оказывает ведение «Читательского дневника», в котором мои ученики пишут отзывы о сюжете прочитанного произведения, его героях, анализируют текст, находят главное, делают выводы и учатся выражать свои мысли. А в результате систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, творческих способностей, дети сами пишут стихи, рассказы и сказки и размещают их на страницах нашей классной газеты «Вестник гимназиста», освещают важные события, происходящие в начальной школе. Ребята выступают в роли журналистов, редактора, художников-оформителей, фотокорреспондентов.

Благодаря целенаправленной работе по изучению художественных произведений и формированию нравственных понятий, воспитанию патриотизма вижу, что дети более тонко чувствуют природу, развиваются как читатели; меняется уровень их эмоционального состояния, формируется представление о значимости России и ценности Родины.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся выросли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Рождается ребёнок. Ангелок.
Душа его – прозрачное стекло.
И от того, чем мир его наполнит, 
Зависит роль, какую он исполнит, 
Наполнит светом, нежностью, теплом,
Душа его откликнется добром.
И будет человек тот много лет

Свечой любви и мира на земле.


 

Медуница Татьяна Николаевна

Медуница Татьяна Николаевна

Ребята приняли участие в благотворительном проекте «Книга добра» совместно с благотворительным фондом помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Помоги спасти», где создали свою страницу «Книги добра»,…

Ребята приняли участие в благотворительном проекте «Книга добра» совместно с благотворительным фондом помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Помоги спасти», где создали свою страницу «Книги добра»,…

Поэтому на уроках литературного чтения широко использую произведения югорских поэтов и писателей, во внеурочной деятельности – встречи с местными художниками слова, экскурсии по

Поэтому на уроках литературного чтения широко использую произведения югорских поэтов и писателей, во внеурочной деятельности – встречи с местными художниками слова, экскурсии по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021