Художественная культура Киевской Руси:опыт, озаренный духовным светом христианства
Данные материалы предназначены для изучения мировой художественной культуры в 10 классе. Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XVIII вв.). В основе нашей самобытной традиции лежит христианское понимание миропорядка, которое выражали русские зодчие, писатели, живописцы, музыканты. Более 1000 лет наше искусство последовательно утверждало христианские представления о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении.
Раздел III. Духовно-нравственные основы
русской художественной культуры:
у истоков национальной традиции (XVIII вв.)
Художественная культура
Киевской Руси:
опыт, озаренный
духовным светом
христианства
Своей античности на Руси не было, а краткий языческий
этап не привел восточных славян к расцвету цивилизации
и не оставил заметных памятников художественного
творчества.
С Крещения Руси ведется отсчет
нашей художественной культуры,
озаренной
У самых истоков евангельскими
заповедями любви и вобравшей в
себя
духовность
православия.
высокую
Русское культурное наследие не относится ни
к восточной ни к европейской культуре. На
Руси не было искусства, созданного для
развлечения или светских удовольствий.
Зодчество, словесность, музыка, живопись в
течение долгого времени подчинялись нормам
церковной службы, выработанным в Византии.
Важнейшие черты древнерусского
искусства.
1.Отсутствие авторства. Даже когда мастер ставил свое
имя на рукописи или на стене храма, он не стремился
выразить собственное «Я», подчиняя внутренние чувства
и мысли общим соборным установкам и законам духовной
красоты.
2. Каноничность искусства выражалась в традиционно
повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного
обобщения. В каждом из искусств был свой набор
канонических правил.
3. Символичность является самой яркой чертой того особо
художественного языка, которым говорило древнерусское
искусство. С помощью символов мастера раскрывали образы
небесной духовной действительности, что скрыта от взора
живущих на земле людей.
Киевская Русь
Киевская Русь – это государство,
возникшее в последнюю четверть IX
в. В результате объединения под
властью князей рода Рюриковичей
территорий от северных
новгородских земель до Черного
моря, где проходил знаменитый
путь «из варяг в греки».
В 882 г. преемник Рюрика Олег сделал
Киев столицей своего государства,
укрепляя его могущество, воюя с
уличами и тиверцами, властвуя над
полянами, древлянами, северянами,
радимичами.
Олег первым водил дружины на
Царьград – столицу православной
Византии, чтобы получить дань. Как
сказано в летописи: «И повесил Олег
щит
свой на вратах Царьграда,
показуя победу, и пошел от греков. И
пришел в Киев, неся золото и плоды, и
вино. И прозвали Олега Вещим, так
Язычество
Древнерусские языческие верования не успели сложиться в
полноценную религию.
Славянские боги не имели конкретного облика и биографии (как
боги древнегреческого Олимпа). Известно о них немного.
Бог плодородия,
повелитель сил
природы Сварог,
Святовит.
Солнечные
божества –
Даждьбог, Хорс,
Ярила, Велес, Перун.
Святобор –
верховный лесной
владыка.
Ниже в языческой
епархии
располагались
русалки, ветры
(Стрибог), домовые,
водяные и т.д.
В конце X века Князь Владимир Святославович возвел
на Киевском холме капище в честь Перуна, повелителя
грома и молний, которого стали почитать как главного
бога в Киеве. (стр. 289)
Древние
обряды
Древние обряды – это синкретические
действа, в которых особое значение
имели ритуальные слова, движения,
жесты, мимика, танцы, песни.
Обряды складывались постепенно, в
процессе коллективного творчества и
являлись формой фольклора.
Наиболее древними были спектакли,
приуроченные к определенным датам
календаря.
Масленица
День Ивана Купалы. Купала – языческое божество, огнем и водой
приносящее людям очищение, дающее силы и избавляющее от
несчастий.
Во время жатвы у крестьян существовал обычай оставлять на
поле несколько колосков, из которых с помощью ленты «завивали
бороду». Земледельцы были уверены, что в этой бороде сохранится
дух плодородия, который придаст силу почве следующей весной.
Коляды — очень древний языческий праздник, который совсем не
был связан с Рождеством Христовым. У древних славян 25 декабря
(месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду наши
предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила
в плен злая ведьма Зима. Коляда праздновалась в так называемые
зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января
(Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными,
Песня
Все обряды сопровождались песней. Музыкальный фольклор –
самое раннее проявление художественной одаренности
русского народа. Из глубины истории до нас дошли мелодии,
относящиеся к многообразным жанрам:
Календарные – колядки, масленичные, веснянки, жнивные.
Семейно-бытовые – крестильные, свадебные.
Хороводные, плясовые, протяжные песни.
В XIX веке русские композиторы-классики М.И.Глинка.
А.П.Бородин, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков) в своих
творениях раскрыли выразительные народно-песенные
интонации.
Христианская
Крещение Руси в 988 году киевским князем Владимиром
Святославовичем означало конец языческого периода, который
был лишь прологом к истории русской художественной культуре.
Русь
С конца X века Киев стал расти не по дням, а по часам. Было
построено 400 храмов и 8 рынков! Киев «мать городов русских»,
стал символом молодой, уверенно глядящей в будущее
славянской государственности.