«Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников ДОУ».
Оценка 4.9

«Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников ДОУ».

Оценка 4.9
doc
24.03.2024
«Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников ДОУ».
Семинар.doc

Семинар-практикум

 Тема: «Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников ДОУ».

Педагог-психолог: Скокова Анастасия Викторовна

МБДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»

Цель: представление о взаимосвязи между художественно-эстетическом направлением развития дошкольников и их психологическом здоровье.

Задачи:

1. Создать положительную эмоциональную атмосферу и рабочую обстановку в коллективе.

2. Расширить представления о художественно-эстетическом направлении развития дошкольников.

3. Рассказать о влиянии цвета на психологическое здоровье ребенка.

4. Дать рекомендации по профилактике формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка.

Оборудование: проектор, интерактивная панель, цветные карандаши (фломастеры), белые листы бумаги А4.

 

СЛАЙД №1.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами собрались поговорить о системе художественно-эстетического развития дошкольников как условии создания психологического здоровья воспитанников ДОУ.

Но для начала с целью создания положительной эмоциональной атмосферы и рабочей обстановки предлагаю поразмяться и поиграть в одну игру, которая называется «Друг к дружке».

СЛАЙД №2.

Психодинамическое упражнение разминочного типа «Друг к дружке».  Для этого встаньте в круг. Любое общение начинается с приветствия. Приветствовать мы будем друг друга разными частями тела сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки по моим командам. Итак, поприветствуем друг друга внутренней стороной ладоней. А теперь тыльной стороной ладоней. Поприветствуем друг друга локтями, а теперь плечами. Поприветствуем друг друга спинами, а теперь коленями. Молодцы! Поприветствовали друг друга, теперь присаживайтесь на свои места.

СЛАЙД №3.

Мы знаем, что основной целью педагога в ДОУ является создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его духовного, творческого потенциала и создание условий для его самореализации.

Мы уже знаем, что вся работа по художественно-эстетическому направлению может проходить и через организованную образовательную деятельность детей, и через свободную деятельность, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями такими как: музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой, ознакомление с природой.

СЛАЙД №4.

Давайте сейчас мы выполним еще одно упражнение, которое называется «Воздушный шар».

   Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Психолог записывает их на доске. Если слова повторяются, то напротив слова ставится плюс. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

СЛАЙД 5.

Как показала практика, основной жизненной ценностью для нас всех является здоровье. Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (по определению ВОЗ). Это определение также можно отнести и к термину «психологическое здоровье».

Послушайте, пожалуйста, одну притчу.

“Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека".

Таким образом, каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то, оказывается, спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребенке.  Т.е. хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Поэтому психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

СЛАЙД №6.

В современном мире с каждым годом становится всё больше детей, у которых наблюдаются следующие симптомы:

- повышение тревожности;

- защитная агрессивность;

- истеричность;

- повышенная двигательная активность;

- склонность к нарушениям дисциплины;

- наличие выраженных страхов;

- замкнутость;

- повышенная утомляемость;

- снижение работоспособности.

СЛАЙД №7.

Все эти симптомы свидетельствуют о нарушении психологического здоровья детей. И для его сохранения в практике ДОУ применяется арт-терапия (в переводе с греко-латинского – лечение искусством). Этот метод представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Занятия по арт-терапии способствуют выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.

К традиционным видам арт-терапии относятся: рисование, живопись, графика, лепка. Но в настоящее время эти виды дополнены новыми методиками: песочная терапия, сказкотерапия, драматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, изотерапия.

К одному из основных видов арт-терапии относится рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку представить себя маленьким исследователем, ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои эмоции, мысли и чувства. Рисуя, ребенок получает радость и удовольствие. Тем самым рисование является эффективным способом снятия эмоционального и психологического напряжения у детей. Особенно это важно для детей с ЗПР, которые не всегда могут выразить себя, используя слова и действия, поэтому для них рисование является одной из важных форм общения.

Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического направления является изучение характеристики цвета.

СЛАЙДЫ №8-11.

Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В. Гёте, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребёнок в своих играх и рисунках, вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребёнка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребёнка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития физического и интеллектуального.

Предпочтение, которое оказывает ребёнок какому-то определённому цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребёнком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четвёркой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.

Дети, предпочитающие всем цветам “Желтый”,  более всего предрасположены к творчеству. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек. В раннем детстве они любят играть в одиночку, свои игрушки превращают силой своего воображения в любые персонажи.

Дети, предпочитающие всем цветам “Фиолетовый” живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Таких детей почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

Дети, предпочитающие всем цветам “Красный”, наиболее открыты и активны. Такие дети – обычно лидеры в своем окружении. Подчиняться – не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, “назло”, когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и стимулировать собственное желание ребёнка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат такого ребенка.

Дети, предпочитающие всем цветам “Зеленый”, чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счёт собственных физических усилий, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. Дети, у которых любимый цвет зеленый, открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место – слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к такому ребёнку расположение и уступчивость, он быстро “отходит”.

Дети, у которых “Коричневый” любимый цвет,  часто находятся в противоречии с собой. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность таких детей часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе.

Дети, у которых любимый цвет “Синий”, полная противоположность “красным”. Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что у детей и взрослых, у которых красный любимый цвет, можно успокаивать синим цветом, а “синих” взбадривать красным. По характеру такие дети: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать.

Дети, у которых синий любимый цвет, редко бывают лидерами в кругу сверстников.

Дети, у которых любимый цвет «Розовый», самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается “девчоночьим” цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. В детстве это самые миловидные дети, и мальчиков часто путают с девочками.

В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость.

Дети, у которых любимый цвет «Серый»,  самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах.

Такие дети очень серьёзны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе.

Зная характеристику цветов, можно провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы, которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения художественно-эстетическое направление, создать благоприятные условия психологического здоровья дошкольника.

Цветовая среда имеет большое влияние на психологическое и физическое состояние человека, особенно ребенка. Поэтому, организуя цветовое пространство в ДОУ, всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о психологическом, эстетическом комфорте малышей. Свет и цвет — первые проявления действительности, на которые обращают внимание дети. Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам. Чем младше ребенок, тем выше его чувствительность к цвету.

"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры".

В. М. Бехтерев

Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино, витаминизирует (дает силы), исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Оранжевый - тонизирующий; стимулирует процесс общения; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий, активизирует умственную деятельность, повышает настроение, способствует общению и выражению своих эмоций; стимулирует зрение и нервную деятельность.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный, успокаивает нервную систему и благотворно влияет на зрительное восприятие, помогает контролировать свои эмоции и побуждения; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Не рекомендуется маленьким детям.

Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

 Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится, возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

 Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

-      Уровень тревожности ребёнка очень высокий.

- Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.

-  Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Особое внимание хочется уделить еще и воздействию музыки на человека.

Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.

Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. и применима ко всем, независимо от возраста и музыкальных способностей.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.

Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.

Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского.

Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывает стрессовые реакции.

Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:

фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

скрипка, флейта – расслабляют;

кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему;

ударные (барабаны, литавры и т. д.) - бодрят, придают силы.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

-преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

- установить контакт между взрослым и ребенком;

- развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;

- занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка.

1.     Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку.

2.     Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

3.     Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

4.     Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.

5.     В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

6.     Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.

7.     Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих детей.

8.     Учите детей устанавливать связи между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

9.     При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

10. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Семинар-практикум Тема: «Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников

Семинар-практикум Тема: «Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников

Психодинамическое упражнение разминочного типа «Друг к дружке»

Психодинамическое упражнение разминочного типа «Друг к дружке»

А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть

А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть

Поэтому психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности

Поэтому психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности

Рисуя, ребенок получает радость и удовольствие

Рисуя, ребенок получает радость и удовольствие

Дети, предпочитающие всем цветам “Желтый”, более всего предрасположены к творчеству

Дети, предпочитающие всем цветам “Желтый”, более всего предрасположены к творчеству

Дети, у которых “Коричневый” любимый цвет, часто находятся в противоречии с собой

Дети, у которых “Коричневый” любимый цвет, часто находятся в противоречии с собой

Такие дети очень серьёзны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах

Такие дети очень серьёзны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое…

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое…

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком

Следует отметить, что в России музыкотерапию

Следует отметить, что в России музыкотерапию

Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка

Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка

«Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников ДОУ».

«Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья воспитанников ДОУ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2024