«художественно-творческая деятельность школьников на уроках изобразительного искусства»
Подготовила: Якушина Лидия Николаевна,
учитель изобразительного искусства.
г. Щекино, 2025 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учитель не открывает истину, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам.
Брюс Ли
Умственное развитие
Творческое развитие
Познавательное
развитие
Трудовое развитие
Эстетическое
воспитание
Эмоциональное
развитие
Развитие мелкой
моторики
Нравственное
развитие
Одна из важнейших задач образования — развитие творческих способностей.
Задачи:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Развивающие:
Образовательные:
Задачи:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Воспитательные:
Оздоровительные:
- сформировать способы действий, позволяющие ребенку реализовать творческий замысел;
- использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
- поддержка творческих, талантливых детей.
Одна из ведущих целей урока изобразительного искусства — развитие творческих способностей.
В своей практике я все чаще стала сталкиваться с проблемой шаблонного мышления у школьников.
В связи с этим очень остро встает вопрос: «Как развить творческое воображение и творческие способности?».
Проблема
Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка.
Каждый ребенок уникален и талантлив
- это целый мир
нереализованных возможностей
Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.
Методы обучения:
Метод «открытий».
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Метод свободы в системе ограничений.
Метод диалогичности.
Метод сравнений.
Проблемный метод.
Три основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:
изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура;
конструктивные искусства – архитектура, дизайн, различные декоративно-прикладные виды искусства.
Одно из направлений моей работы – это развитие творческих способностей в результате формирования исследовательских умений учащихся, выработки у них самостоятельной инициативы. Осознавая необходимость развития у детей этого направления, внедряю его в свою практическую деятельность.
Рассмотрю развитие способности самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению любых проблем, опираясь на исследовательскую работу на примере уроков изобразительного искусства.
направление
Интерактивные уроки:
урок-вернисаж
урок-конкурс
урок-прогулка/путешествие
урок-репортаж с выставки
урок-игра
Использование компьютерных технологий
- знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;
- «посещение» крупнейших музеев мира;
- «погружение» в пространство и время;
Творческое задание
видео фраза
«Мороз и солнце…»
8 класс.
Пузырчатая техника
РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ
РИСОВАНИЕ ВИЛКОЙ
Благодаря восприятию, мы можем остановить мгновение, изображая в рисунке изменчивые формы предметов.
В течение нашей жизни мы накапливаем образы разных форм. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы
Разнообразие нетрадиционных техник
Нетрадиционное рисование в технике «Грифонаж»
Получаем оригинальные тканевые элементы, которые можно применять в своих скрап-работах.
скрап
Лист бумаги закрашиваем жёлтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем ещё раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой плёнкой. Плёнку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем плёнку.
Отпечатки из листьев
Цель: воспитывать интерес к осенним явлениям природы; развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Кружковая
работа
«Мраморная» бумага
На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.
Монотипия
Сидякина Полина,
12 лет
Архипов Андрей,
7 лет
Загородняя Елизавета, 14 лет
Работы моих учащихся
Ниткография
Тарасов Егор,
13 лет
Набрызг
Цель: познакомить с техникой «набрызга»; развивать фантазию детей.
Средства выразительности: точка, фактура.Материалы: гуашь или акварель, лист бумаги любого цвета, жесткая щетка (зубная), расческа (палочка, линейка).Техника выполнения: на щетку набирается краска и расческой (палочкой) начинаем проводить по ворсу так, чтобы летели брызги на лист. Композицию дополняем деталями, рисуя кистью.
Граттаж (воскография)
Цель: Обучить детей технике граттаж; привить интерес к творчеству, развитие творческой фантазии и воображения; воспитание чувства последовательности, внимания, усидчивости.Материалы: альбомный лист и краски или цветной картон, свеча, гуашь темных тонов, жидкое мыло, деревянная заостренная палочка, вилка.
Техника выполнения: белую бумагу закрашиваем краской, после высыхания натираем парафином. Цветной картон сразу покрываем парафином. После заливаем гуашью смешанной с жидким мылом. После полного высыхания процарапываем острым предметом.
Живопись шерстью – это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей – метод послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.
Одной из педагогических технологий, я использую метод исследования
Главной целью применения метода проектов на уроках изобразительного искусства является развитие творческих способностей учащихся, активизация индивидуальной деятельности, формирование исследовательских навыков
«Кристаллы в изобразительном искусстве»
Направления:
Цель урока: формирование системы знаний о палитре теплых и холодных цветов, применение их на практике с использованием нетрадиционной техники изготовления красок.
На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения,
который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Обучающиеся постоянно ставились в ситуацию отсутствия готовых решений и выступали в роли «исследователей».
Самостоятельность открытия обеспечивалась проведением небольших опытов, поисковых заданий, наблюдением за действиями одноклассников.
Урок-исследование, 3 класс.
Тема: «Теплые и холодные цвета. Изображение цветов в теплых и холодных оттенках»
На уроке создавала ситуацию, внутри которой дети были вынуждены совершать те или другие, но всегда определенные действия. Так на этапе актуализации знаний было проведено исследование, где ребята опытным путем получили составные цвета из базовых, смешивая краски в стаканчиках в определенных пропорциях.
Полученные цвета делили на 2-е группы, опираясь на личные ассоциативные восприятия. Путем эксперимента подошли к обозначению темы урока. На этапе изучения нового материала опытным путем доказали, как получить холодные и теплые цвета.
Теплые и холодные цвета
На этапе подготовки к практической части учащимися класса был представлен проект, о том, где художники брали краски и как их делали. В конце выступления они поделились рецептами изготовления экологически чистых красок и предложила сделать краски из йогурта.
Эту технику использовали в практической части по приготовлению красок своими руками. Важным на этом этапе урока является и то, что поменялась роль учителя. Из носителя знаний и информации, превратился в организатора деятельности, консультанта, коллегу, что позволило выстроить бесконфликтную педагогику, превратив образовательный процесс в результативную созидательную работу.
Йогурт
Важной частью выступления учащихся была оценка выполненного проекта, которая носила стимулирующий характер. Так проект перерос в исследовательскую работу «Мои самодельные краски» и выступление с этим проектом принесло победу в городском конкурсе проектов и исследовательских работ.
На уроках применяю такие методы работы, как наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, которые реализуются в учебно-исследовательской деятельности.
«Мои самодельные краски»
Роспись матрешки», дети собирали материал о географических, исторических и культурных особенностях отдельных регионов нашей страны, анализировали и синтезировали полученные связи, делали выводы, разрабатывали свои собственные творческие проекты.
Результатом работы стал собственный вариант русской матрешки, исследовательская работа «Матрешка – символ России», ставшая лауреатом Регионального соревнования юных исследователей «Шаг в будущее.»
В моей работе имеют место и опыты, связанные с экспериментальной художественно-творческой деятельностью:
Матрешка – книжка
Сюжетная матрешка
Сувенирная матрешка
Матрешка – настроение
В 4 классе, при изучении темы
«Городецкие, Богородские народные игрушки. Русская игрушка – матрешка.
Проводили исследования по снижению и
увеличению насыщенности цвета путем добавления белых и черных цветов);
«Изображение радости и грусти с помощью цвета», проводили опыт с молоком, пищевыми красителями и мыльным раствором, выражая с помощью смешивания красок настроение, в результате прослушивания грустной и радостной музыки.
на уроке во 5-м классе по теме:
«Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли»
на уроке в 6-ом классе по теме:
«Связь изобразительного искусства с музыкой»
Экспериментировали с «волнами в бутылке» (используя воду, пищевой краситель, подсолнечное масло).
О некоторых уроках можно говорить как об интегрированных, где видна
связь изобразительного искусства с другими областями знаний (музыкой,
краеведением, физикой).
На уроке в 7-ем классе
по теме «Картина – пейзаж. Знаменитые картины-пейзажи
И. Левитана, А. Саврасова, изображение пейзажа с
ярко-выраженным настроением»
8 класс:
Немалую роль играет факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе.
Исследовательскую активность надо стимулировать. Поддерживать любознательность ребёнка и оказывать ему помощь.
Цвет фигур кажется более ярким и насыщенным, если фигуры окантованы черными рамками
Научно-исследовательская работа
«Оптические иллюзии»
I место
Районный конкурс«Лучшая исследовательская работа – 2015»
Иллюзии восприятия размера
Светлые предметы на тёмном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть тёмного фона (явление иррадиации).
Переходы цветов и тени создают иллюзию глубины, делая рисунок объёмным.
Восприятие глубины
Восприятие цвета
«Оптические иллюзии»
Выкладывание фона
Скручивание жгута
«Шерстяная акварель»
Основные приёмы при создании картины:
«Прикоснуться к красоте
можно только сердцем…»
Выставка рисунков учащихся, посвященная
80-летию г. Щекино «Моя улица»
ул. Колоскова
ул. Гагарина
ул. Емельянова
ул. Ясенковский пр
ул. Шахтёрская
ул. Мира
ул. Толстого
ул. Пионерская
ул. Спортивная
ул. Болдина
ул. Гагарина
ул. Емельянова
ул. Юбилейная
ул. Юбилейная
ул. Л. Шамшиковой
ул. Лукашина
ул. Советская
Название улиц города Щёкино как отражение истории страны
Казакова Матрена Павловна – кружевница
Коллектив Лицея на протяжении ряда лет работает над темой «Воспитание на традициях русской культуры». Наш музей - это удивительный мир старины - тут и русская печь заправленная лоскутным одеялом. На окнах старинные выбитые занавески, стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки.
Пеканова Татьяна Владимировна, учитель английского языка, - бисероплетением
Якушина Лидия Николаевна, учитель ИЗО,
увлекается холодным батиком
Михайлова Надежда Ростиславовна, учитель технологии, занимается вышивкой крестиком, лоскутной техникой
Учителя нашего Лицея
«Народные ремесла родного края»
МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Роберт Рождественский
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разно-уровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых.
Забелин Денис
«Деятельность в области художественного творчества»
Башня Роспись по декоративной
Терехов Кирилл - специалист по дизайнеру
Внедорожник
Аэрография автомобилей
Ночной город
Выпускники лицея
Художественно-творческая деятельность направлена на реализацию творческих проектов, принимающие участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Рисовать – это как мечтать,
только на бумаге.
1) Высокий уровень познавательной мотивации
2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет более 95 %.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.