«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук»
Оценка 5

«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук»

Оценка 5
docx
24.03.2021
«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук»
худ. твор. педсовет.docx

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Шахтерский ясли – сад№6»

 

 

Доклад на педагогический совет

 

Тема:

«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук»

 

 

 

 

 

                                                                                                Подготовила: 

                                                                                                Горобец  О.А.               

 

 

 

Шахтерск 2021

«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук»

1.Пояснительная записка

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Эта тема актуальна тем, что в современном мире наблюдается много детей с отклонениями в речевом и психа-физическом развитии. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста проводят много времени за просмотром телевизора, компьютерными играми и другими современными гаджетами.

Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности ребёнка.

 

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности.

Задачи:

- обучать ловкости в обращении с разными материалами, тренировать мышцы рук, по средствам активизации движения пальцев рук;

-формировать зрительно - двигательную координацию и ловкость пальцев;

-развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Планируемые результаты.

Дети научатся:

взаимодействию в группе;

-работать индивидуально и в коллективе;

-логически рассуждать;

-строить устные связанные высказывания.

Получат возможность научиться:

-тренировать мышцы рук;

-усидчивости, аккуратности, доброжелательности.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

2. Содержание работы по развитию мелкой моторики

В своей работе по развитию мелкой моторики я определила несколько направлений:

1-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью пристёжек, застёжек, шнурков.

По данному направлению организована работа с детьми с применением дидактических игр на развитие мелкой моторики типа «Шнуровок», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», которые преследуют определенную и конкретную цель в зависимости от названия.

Цель направления: развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; пространственного ориентирования, способствующего пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Задачи направления:

-формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

-способствовать развитию речи;

развивать творческие способности.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

- демонстративные пособия: «Шнуровка», «Набор пуговиц», «Набор застёжек и пристёжек» «Прищепки»;

- дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», «Умелые ручки»;

При работе с пристёжками, застёжками и шнуровкой, прищепками, мы учимся координировать движения мелких мышц пальцев и кистей рук, развивать мышление и сенсорные способности детей.

Результатом нашей работы являются умения застёгивать пуговицы на одежде, шнуровать свою обувь, завязывать узелки и бантики.

2-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью ниток.

Я использую систему работы по развитию мелкой моторики рук посредствам работы с нитью, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах, индивидуальной работе с детьми, самостоятельной и игровой деятельности, широко используется нить в экспериментальной деятельности.

Цель направления: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи направления:

-развивать умения производить точные движения пальцами рук;

-развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

 

-развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;

-воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

- созданы альбомы: «Коллекция ниток», «Коллекция тканей»;

- подобраны дидактические игры «Волшебные ниточки», «Разноцветные косички», «Собери по схеме»; «Укрась платье принцессы»

- проводятся опыты и эксперименты, с целью развить умение определять существенные признаки и свойства нитей (структуру, мягкость, не тонут, лёгкие и т. д.). Проводятся опыты по изготовлению нитей из ваты, овечьей шерсти «Сделай ниточку сам», окрашивание нитей в разные цвета «Разноцветные ниточки» и др.

При работе с нитками, мы учимся определять признаки и свойства нити, наматывать на катушки, в клубочки, плести верёвочки и косички. Результатом нашей работы является изготовление поделок из нитей.

3-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью природного материала.

Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать растения от бессмысленного уничтожения.

Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Цель направления: развитие мелкой моторики координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Задачи направления:

-развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-укрепить общую двигательную активность;

-содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого я использую следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- самостоятельная деятельность самих детей.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

- ручные тренажеры из природного материала: грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны;

- набор круп семян, сухих ягод, семечек, камешков;

- схемы-картинки;

- игры с крупой и семенами: «Золушка», «Приготовь обед и накорми» , «Отыщи пиратские сокровища на дне океана».

При работе с природным материалом, мы научились определять и распознавать на ощупь природный материал, координировать движения и точность рук и глаз при выполнении действий.

Результатом нашей работы является изготовление поделок из природного материала.

4-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью работы с бумагой.

Занимаясь с бумагой, дети развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное, руки ребенка становятся более ловкими, что также сказывается на его развитии. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста.

Эти занятия доставляют нашим детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творчества.

Цель направления: развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитание у детей терпения, усидчивости и фантазии.

Задачи направления:

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.), художественные способности и эстетический вкус;

-формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

- коллекция видов бумаги;

- дидактические игры: «Солнышко», «Снежки», «Волшебная бумага», «Бумажное лото»;

- моделирование.

При работе с природным материалом, мы научились распознавать виды бумаги, цвет, форму, размер; работать в парах и группах, оценивать результат своих работ. Результатом нашей работы является изготовление поделок из бумаги: мозаики из рваной бумаги, аппликации, торцевание, объёмные поделки.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников и их возможности самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы ДОУ учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа ДООУпозволяет индивидуализировать сложные работы: детям старшего возраста будет интересна сложная конструкция, младшим можно предложить не сложные композиции.

В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления. Цель занятий – всестороннее интеллектуальное, трудовое и эстетическое развитие детей. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью.

3. Организация работы по развитию мелкой моторики

Работа по развитию мелкой моторики рук включается во все образовательные области.

Обучение, направлено на активизацию образного компонента мышления и выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности, которая развивается в ходе обучения, повышает адаптивные возможности ребёнка, его устойчивость к стрессам.

В процессе деятельности развивается чувствительность кисти рук, зрительно-двигательная координация, что также обходимо для подготовки ребенка к письму.

Создавая изделия, дети учатся следовать устным и зрительным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

Если заниматься этой деятельностью эпизодически она не сможет дать положительного эффекта.   Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

- фронтальные и подгрупповые занятия,

- в индивидуальной работе,

- в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Диагностика развития мелкой моторики рук

На основании методик, проведённых с детьми дошкольного возраста (3-6 лет) мною было замечено, что при недостатках развития мелкой моторики рук дети:

- затрудняются провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

- испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);

-отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

В течение трёх лет (2018 – 2020-) я проводила диагностику, с целью выявления уровня развития мелкой моторики через художественное творчество.

При этом я использовала следующие методики.

С группой детей 3-4 года:

-«Выполни по зрительному образцу»;

-«Выполнение по тактильному образцу с включением зрительного анализатора»;

-«Перенос позы с включением зрительного анализатора».

Оценка результата:

- 0 баллов – ребенок не справился с заданием.

- 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

-1 балл – ребенок справился с заданием.

С группой 5 лет были проведены упражнения и задания:

-1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев;

-2- блок. Упражнения «Дорисуй»;

-3-блок. Работа с бумагой;

-4-блок. Упражнения на координацию движений.

Оценка результата:

- 0 баллов – ребенок не справился с заданием.

- 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

-1 балл – ребенок справился с заданием.

Для детей 6 лет были использованы методики:

-методика «Нарисуй простой узор»;

-методика «Трудные виражи»;

-методика «Письмо развивающее глазомер».

Оценка результата:

- 0 баллов – ребенок не справился с заданием.

- 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

-1 балл – ребенок справился с заданием.

Наблюдения проводила в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

 

 

Вывод: У детей страдает развитие мелкой моторики, но не у всех одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие, наоборот, имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. На формирующем этапе я использовала специально подобранные упражнения и методики для развития мелкой моторики у детей.

 

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, для разных возрастов связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития мелкой моторики, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным заданиям.

 

Сравнивая результаты этих наблюдений, я увидела, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Результаты работы по развитию мелкой моторики

Показателем проделанной мною работы с воспитанниками группы 3-5 лет, стало участие детей в различных творческих конкурсах: «Пасхальное яйцо-2016», «Дорога глазами детей», «Неопалимая Купина», «Подарок маме», «Чудеса волшебницы зимы», «Символ Нового года», «Сохраним живую ель» и многие другие.

А также вовлечение родителей в творческий процесс.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что работа по развитию мелкой моторики рук должна, проводится в тесном контакте с родителями. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет достичь желаемых результатов.

 

 

 


 

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Шахтерский ясли – сад№6»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Шахтерский ясли – сад№6»

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук » 1

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук » 1

Планируемые результаты. Дети научатся: взаимодействию в группе; -работать индивидуально и в коллективе; -логически рассуждать; -строить устные связанные высказывания

Планируемые результаты. Дети научатся: взаимодействию в группе; -работать индивидуально и в коллективе; -логически рассуждать; -строить устные связанные высказывания

В своей работе по развитию мелкой моторики я определила несколько направлений: 1-е направление

В своей работе по развитию мелкой моторики я определила несколько направлений: 1-е направление

Развитие мелкой моторики с помощью ниток

Развитие мелкой моторики с помощью ниток

Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда: - ручные тренажеры из природного материала: грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны; - набор…

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда: - ручные тренажеры из природного материала: грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны; - набор…

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда: - коллекция видов бумаги; - дидактические игры: «Солнышко», «Снежки», «Волшебная бумага», «Бумажное лото»; - моделирование

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда: - коллекция видов бумаги; - дидактические игры: «Солнышко», «Снежки», «Волшебная бумага», «Бумажное лото»; - моделирование

Работа по развитию мелкой моторики рук включается во все образовательные области

Работа по развитию мелкой моторики рук включается во все образовательные области

В течение трёх лет (2018 – 2020-) я проводила диагностику, с целью выявления уровня развития мелкой моторики через художественное творчество

В течение трёх лет (2018 – 2020-) я проводила диагностику, с целью выявления уровня развития мелкой моторики через художественное творчество

Трудные виражи»; -методика «Письмо развивающее глазомер»

Трудные виражи»; -методика «Письмо развивающее глазомер»

Результаты работы по развитию мелкой моторики

Результаты работы по развитию мелкой моторики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021