«Художественный труд в умственном и речевом развитии ребёнка»

  • docx
  • 17.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для молодых педагогов ДОУ.docx

Консультация для молодых педагогов ДОУ.

«Художественный труд в умственном и речевом развитии ребёнка»

 

В системе дошкольного образования всё явственней проявляются тенденции, которые позволяют говорить о его новом качественном состоянии. Вариативность дошкольного образования, гуманизация его содержания, усиление личностной ориентации в педагогическом процессе дошкольных учреждений - вот позитивные черты, характеризующие современное дошкольное образование.

Главным действующим лицом образовательного процесса является ребёнок. Цель   деятельности   педагогов: максимально   раскрыть   его   личностный потенциал.

Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является художественная деятельность. В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются: творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать и понимать другого человека. В этом процессе ребёнок совместными усилиями с взрослым превращает опыт человечества в систему осмысленных действий.

Изобразительное искусство, художественный труд - источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном "творческом продукте" через рисование, аппликацию, ручной труд. Ребёнок раскрывает себя, постигает собственные возможности, происходит единство познания и сопереживания, активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности.

Необходимо взаимодействие взрослого и ребёнка в едином творческом процессе, сотрудничество и сотворчество.

Художественный труд способствует раскрытию способностей личности ребёнка и самореализации его творческого потенциала, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение, способствует снижению напряжённости, скованности.

Занимаясь с детьми ручным трудом, мы активно способствуем их всестороннему гармоничному развитию. Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребёнка.

Физиологи установили, что мелкая моторика рук органически связана с мозговыми центрами и внутренними органами, отмечают большое стимулирующее значение функций руки на детский мозг. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев.     

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.

Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии различных предметов, материалов, даров природы, окружающей среды.

Каждое знакомство с новым материалом, видом художественной работы - урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием художественный труд эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает у него удивление, восторг, радость, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Творчество оказывает существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. В связи с этим, развивается умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создаёт предпосылки для развития таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Развитие познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано с содержанием знаний и со способами их освоения.

Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идёт формирование содержания знаний -представлений, имеющих образный, сенсорный характер. Умственные операции протекают на сенсорном уровне: в процессе анализа в предметах выделяются сенсорные свойства и качества.

Художественный труд способствует формированию системы основных умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, классификация), а также развитию речи, как одного из основных компонентов умственной деятельности ребёнка.

Основой умственного развития ребёнка является его активная деятельность. Но сама эта деятельность формируется, складывается под влиянием обучения и воспитания. Художественный труд предъявляет специфические требования к умственной деятельности ребёнка:

-         целенаправленное восприятие создаваемого предмета,  его целостного
облика, отдельных частей и их взаимоотношений;

-         умение представить предмет, предвидеть результат;

-         умение соотнести создаваемый объект с имеющимся материалом;

-    умение оценить возможности деталей и материалов;

 -  планирование деятельности в уме.

Таковы умственные действия, навыки и умения, которые обеспечивают успешность в этом виде деятельности и которые в этой деятельности формируются. Для этого необходимо ставить детей перед выбором материала, деталей, которые нужны для создания поделки, привлекать ранее накопленный опыт и преобразовывать его с помощью воображения.

Таким образом, на занятиях по ручному труду у детей развиваются мышление и речь, формируются познавательные интересы, дети овладевают умениями слушать и слышать речь взрослого, достигать нужных результатов, анализировать выполненную работу. Развивая мелкую моторику рук, творческие способности, пространственную ориентировку, умственную деятельность, мышление, мы тем самым способствуем развитию и формированию - плавной, фразовой, грамматически правильно построенной речи ребят, способствуем их социальной уверенности, стараемся полностью реабилитировать детей к окружающему