Управление образования администрации города Березники
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Разработка квест - игры
Хвойные деревья – потомки древних голосеменных растений Пермского периода
Автор: Мусихина Елена Павловна,
педагог дополнительного образования
высшей категории МАУ ДО ДДЮТЭ
г. Березники, 2021 г.
Актуальность
Наземная флора стала значительно меняться лишь к середине пермского периода. А к поздней Перми она приобретает более однообразный облик, уже совершенно не свойственный палеозою, поскольку большинство растительных видов стали голосеменными. Но не повсюду данный процесс эволюции прогрессировал с равной направленностью. В частях будущего европейского континента данные видоизменения начались лишь с наступлением триаса, а на огромных территориях Гондваны и того позднее.
Хвойное изобилие в основном походило на современные араукарии. Встречались и похожие на современные кордаиты, походящие на современные сосны и в большом количестве произрастающие на островах Новой Зеландии. Именно они и образовали в пермском периоде основные толщи каменного угля. В пермском периоде на суше преобладали древовидные плауны, лианы-клинолистники, древовидные хвощи, древние хвойные кордаиты, споровые и семенные папоротники, встречались гинкговые. Впервые получили широкое распространение настоящие хвойные вальхии; росли травянистые и моховидные растения.
Цель: познакомить учащихся с современными потомками древних голосеменных растений Пермского геологического периода, произрастающих на территории Пермского края.
Образовательные задачи:
1. Познакомить учащихся с особенностями растительного мира Пермского геологического периода.
2. Рассмотреть особенности внешнего строения хвойных деревьев.
3. Рассказать о роли хвойных деревьев для природы и человека.
Развивающие задачи:
1. Научить учащихся основам поисковой деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родной природе.
Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, набор корточек-заданий, коллекции и натуральные объекты, лупы.
Ход занятия:
Добрый день, ребята! Давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы можем совершить путешествие в далёкое прошлое. А именно в Пермский геологический период, который получил название в честь нашего края. Итак, закрываем глаза и раз, два, три! Откройте глазки и мы с вами прибыли на место.
Наземная флора стала значительно меняться лишь к середине пермского периода. А к поздней Перми она приобретает более однообразный облик, уже совершенно не свойственный палеозою, поскольку большинство растительных видов стали голосеменными. Но не повсюду данный процесс эволюции прогрессировал с равной направленностью. В частях будущего европейского континента данные видоизменения начались лишь с наступлением триаса, а на огромных территориях Гондваны и того позднее.
Хвойное изобилие в основном походило на современные араукарии. Встречались и похожие на современные кордаиты, походящие на современные сосны и в большом количестве произрастающие на островах Новой Зеландии. Именно они и образовали в пермском периоде основные толщи каменного угля. В пермском периоде на суше преобладали древовидные плауны, лианы - клинолистники, древовидные хвощи, древние хвойные кордаиты, споровые и семенные папоротники, встречались гинкговые. Впервые получили широкое распространение настоящие хвойные вальхии; росли травянистые и моховидные растения.
Снова садимся в машину времени и отправляемся назад в наше время. Закрываем глазки и раз, два, три! Открываем глаза, и мы с вами вернулись. А как вы думаете какие современные растения являются потомками древних голосеменных того дальнего периода? (Ответы детей) Вы правы – это хвойные деревья. Предлагаю вам, познакомится с хвойными деревьями нашего края.
Правила игры
Для этого мы с вами сейчас разделимся на команды. Каждая команда получит карточку – задание. Ваша задача заключается в заполнении кластера, т. е. записать информацию соответствующую окошкам – подсказкам. Вы составляете описание дерева, название которого в центральном окошке вашей карточки. Чтобы получить подсказки вам необходимо выполнить определённые задания. А задания вы будете выполнять, передвигаясь по игровым станциям согласно маршрутному листу. Время работы на станции 3 минуты и после правильного выполнения задания вы получаете карточку для заполнения вашего кластера. Выигрывает команда полностью и правильно заполнивших свой кластер.
(Делим детей на команды и выдаём кластер, маршрутный лист).
Станция 1. «С какой ветки детки»
Оборудование: коллекция шишек и набор картинок хвойных деревьев.
Перед вами коллекция шишек и ваша задача их распределить к изображениям хвойных деревьев.
Станция 2. «Найди пару»
Оборудование: гербарии веток хвойных деревьев и набор карточек с описанием хвои.
Ваша задача найти к хвойным деревьям описание их хвои.
1. У сосны обыкновенной хвоинки плотные, жесткие, имеют сизо-зеленый цвет. По форме они немного изогнутые, наверху имеют выпуклость около 5-7 см (иногда достигает и 16 см). Располагаются по 2 штуки в пучках; живут на ветках до 3 лет, а если условия, где растет сосна, достаточно богатые, то хвоя держится на дереве все 8 лет. Ее цвет не меняется даже осенью.
2. Отличительной особенностью сибирского кедра является его хвоя. Длина составляет от 10 до 20 см. Хвоинки выглядят как трехгранники, но обладают мягкой структурой. Они образуют собой пучки, в которых содержится 5 игл.
3. Хвоя ели короткая, четырехгранная, длина колючек 1-2 см. Цвет – бледно или темно-зеленый.
4. Хвоинки заужены у основания. Они отличаются плоской формой и относительно жёсткой структурой. Рост иголок происходит в виде гребня в двух параллелях. Длина хвоинки в среднем — 4–8 см и 0,15–0,2 см в диаметре. Дерево покрыто глянцевой тёмно-зелёной хвоей, а снизу иголка более тусклая с парными белыми полосками.
5. Сами хвоинки лиственницы средние по длине (до 4-5 см), довольно мягкие на ощупь. В весенне-летний период хвоя характеризуется светло-зеленым оттенком, с небольшим сизоватым налетом, а осенью окрашивается в желтый цвет, что придает деревьям лиственницы особое очарование.
Станция 3. «Верю – не верю»
Вы читаете текст и ставите напротив предложения - + если верите. А если считаете это обман, то -.
1. Отличительной особенностью сосны является то, что у основания — кора более толстая, чем на вершине, что защищает ее от перегрева или пожара. +
2. Практически по всему стволу кора ели покрыта мелкими трещинами и имеет буро-красный или серый оттенок, но ближе к кроне она приобретает буро-желтый тон. -
3. Кора ели красно-бурая, гладкая, на стволах буровато-серая с неровной поверхностью. +
4. Стволы и ветки пихты имеют бурый окрас, а с возрастом на коре виднеются мелкие и большие глубокие трещины. +
5. Ствол сосны сибирская имеет прямостоящий, в молодом возрасте кора, как правило, гладкая, светлая с красивым песочным или сероватым оттенком, по мере взросления дерева кора утолщается до 25 см, трескается, немного темнеет. -
Станция 4. «Мудрая сова»
Вы получаете карточку если правильно ответите на половину и больше вопросов.
1. Какое дерево является самым лучшим для производства карандашей? (Кедровая сосна)
2. Почему ель называют музыкальным деревом? (из него делают музыкальные инструменты)
3. Какое хвойное дерево в нашей тайге вы не встретите, а можно увидеть только в озеленение улиц? (лиственница)
4. Шишки, какого дерева трудно сохранить в коллекции? (пихта)
5. Какой лес называют краснолесье? (сосновый)
6. Почему еловая хвоя колючая? (конец острый и она сама жёсткая)
7. Почему лиственницу, называют дочерью солнца? (Любит солнце)
8. Какой драгоценный камень образуется из окаменевшей смолы древних сосен? (янтарь)
9. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает хвою? (лиственница)
10. Зачем ели и пихте треугольное платье? (чтобы зимой скатывался снег)
11. Почему санатории предпочитают строить в сосновых лесах? (в воздухе нет микробов)
12. Какие деревья растут в темнохвойной тайге? (ель и пихта)
Станция 5. «Загадочная»
Ваша задача правильно ответить на все загадки.
1. На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки… (Ёлки)
2. Ему немало сотен лет.
В тулуп зеленый он одет.
Хотя в глухой тайге растет,
Ему всегда большой почет.
Ведь и для взрослых, для ребят
Он очень шишками богат.
А в шишках, что ни говори,
Орешки вкусные внутри. (Кедр)
3. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
4. С елкой издали похожи,
А вблизи, совсем не тоже.
Шелковистые иголки,
Не колючи, как у елки.
Отличается хвоей,
Так же гладкою корой.
Ветки в домик занеси-ка,
Как приятно пахнет. (Пихта)
5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке. (Сосна)
Станция 6. «Собери-ка»
Атрибуты: пазлы.
Уважаемые игроки, перед вами лежат пазлы с изображением предметов и вещей, которые может сделать из этих деревьев для себя человек. На задание вам дается 1 минута.
Приложение
Для игры распечатываем набор карточек – рисунков согласно темам в окошках кластера для каждого хвойных дерева (ель, сосна, кедровая сосна, пихта, лиственница).
Образец кластера
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.