И С П О Л Ь З О В А Н И Е ЭКОЛОГО- ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА.
Учитель физики, учитель ВК Московских Г.Г.
Сложная социально-экономическая ситуация в нашей стране повлекла за собой ухудшение психофизического здоровья всех жителей. Не явились исключением и дети школьного возраста. Факторами, ухудшающими здоровье наших учащихся, являются также психические и физические нагрузки, выпадающие на их долю во время тренировок и соревнований.
Именно по этим причинам перед сферой образования, в целом, и преподаванием физики ,в частности, поставлена задача усиления работы по освоению, пропаганде и развитию эколого - валеологической культуры школьников для формирования осознанного отношения к своему здоровью как главной ценности человека.
Хочу выделить некоторые возможности, используемые мною для решения этой задачи в процессе обучения физике.
Валеологический и экологический потенциал физики велик.
В школьных классах училища целесообразно показывать ученикам, что человека можно рассматривать и изучать как физический объект. В этой связи в разделе «Кинематика» вычисляются по основным ее формулам перемещение, координаты, скорость и ускорение спортсмена, рассказывается о мировых и олимпийских достижениях в беге и спортивной ходьбе, приводятся имена победителей соревнований и чемпионов, среди которых особенно выделяются имена учащихся Училища олимпийского резерва г. Екатеринбурга.
В разделе «Динамика» рассматриваются силы, действующие на спортсмена при выполнении им таких упражнений, как отталкивание, бег, прыжки в легкой атлетике, в фигурном катании, с трамплина и т.п. Особое место в этом разделе отводится изучению роли силы трения и инерции в спорте.
В разделе «Законы сохранения. Механическая работа и мощность» решаются задачи на взаимодействие спортсмена и спортивного снаряда в легкой атлетике; взаимодействие камней в кёрлинге; рассчитываются механическая работа, совершаемая спортсменом, и развиваемая при этом его мышцами мощность. Очень часто при решении таких задач нами рассматриваются группы мышц, задействованных при выполнении тех или иных спортивных движений; а учащиеся рассказывают об упражнениях, развивающих эти мышцы, и об опыте их использования на тренировках.
Все задачи, решаемые в перечисленных выше ситуациях, удовлетворяют определенным требованиям: они связаны с изучаемой темой курса физики и способствуют более прочному и глубокому усвоению физических закономерностей, а также учат практически применять эти закономерности в их занятиях спортом, а значит, укреплять свое физическое здоровье.
В плане эколого - валеологического содержания образования в различных разделах курса физики 9-11классов училища рассматривается вредное воздействие на организм человека некоторых физических явлений природы и техногенных источников. Приведу конкретные примеры:
-тормозной путь в «Механике»;
-тепловые воздействия: перегревание и переохлаждение ; повышенная и пониженная влажность воздуха; тепловые двигатели и экология окружающей среды в «Молекулярной физике и термодинамике»;
-электризация воздуха и предметов; электрический ток в жидкостях и газах; биологическое действие электрического тока в « Электродинамике» в 10 классе;
-магнитное поле; электромагнитные волны высокой частоты в «Электродинамике» в 11 классе;
-радиоактивные и другие ионизирующие излучения естественных источников и при техногенных катастрофах в «Физике атомного ядра».
Названные вредные воздействия убеждают учащихся в том, что их здоровье и активность их деятельности во многом зависят от физических факторов среды: температуры, влажности, атмосферного давления, электромагнитного излучения и др. Кроме этого, обращается внимание школьников на негативную деятельность человека, загрязнение окружающей среды продуктами производств и техногенных катастроф, которые , изменяя физические факторы воздействия на живые организмы, отрицательно влияют на здоровье человека. Во время изучения всех разделов курса можно показывать учащимся, что функционирование его отдельных органов и систем происходит в соответствии с законами, которые являются предметом изучения физики.
Например, на уроках учащимся
предлагаются таблицы из курса биологии: « Строение слухового аппарата» и «
Строение голосовых связок»
в теме «Звуковые волны».
Знакомясь с физическими параметрами органов человека, изучая физические явления , происходящие в них и с ними, ученики имеют возможность оценить свое физическое здоровье и получить мотивацию бережного отношения к нему.
Большое значение для сохранения здоровья школьников в процессе обучения физике имеет соблюдение правил техники безопасности при выполнении экспериментов и лабораторных работ. В этом плане разработаны инструкции по технике безопасности при проведении отдельных лабораторных и экспериментальных работ, а также по поведению в кабинете физики в обычной учебной ситуации и в экстремальной, например, во время пожара; рассказывается о последствиях , грозящих здоровью и жизни учащихся в случае невыполнения ими предложенных правил. Все это, а также тот факт, что учащиеся ставят свою подпись в специально организованной тетради, подтверждая готовность выполнять правила техники безопасности, заставляет их вдумчиво, аккуратно работать на уроке, не нанося вреда своему здоровью и не подвергая опасности свою жизнь. В дальнейшем учащиеся перенесут эти правила в повседневную жизнь и будут им следовать.
Мною учитывается также и то, что не меньшим потенциалом в решении проблемы сохранения здоровья школьников обладает и сам процесс обучения. Применение разнообразных методов и форм организации учебно-познавательной деятельности необходимо для снижения перегрузки учащихся и создания ситуации успеха, которая оказывает благоприятное воздействие на состояние здоровья школьников.
Экологический же аспект преподавания физики включает в себя знания о физических параметрах окружающей среды и физических процессах в биосфере, об их изменениях в результате антропогенного воздействия и об оценке последствий этих изменений для человека и живой природы; о нормах физических выбросов и излучений в окружающую среду, о физических способах защиты окружающей среды от загрязнений; о традиционных, альтернативных и экологически чистых источниках энергии, о физических принципах их действия и путях экологизации энергетики.
Методика изучения экологических вопросов предполагает их органическое включение в учебный процесс на различных его этапах. Для этого мною составлены задачи с экологическим содержанием (например, по подсчету концентрации молекул газов, входящих в состав выхлопных при работе двигателей внутреннего сгорания; по подсчету давления этих газов и водяных паров в регионах расположения ТЭС; по подсчету количества распавшихся и нераспавшихся ядер при катастрофах на ядерных блоках АЭС и многие другие).
Мною разработаны и проводятся уроки с включением экологического материала, связанного с информацией, получаемой учащимися на других предметах. Например, об использовании природных запасов топлива; о расположении ГЭС и электростанций с традиционными и альтернативными источниками энергии (география); о влиянии на животный и растительный мир веществ, выбрасываемых в атмосферу (биология); о химических процессах, происходящих в воде и воздухе, загрязненных определенными химикатами (химия) и др. Часто уроки с таким материалом проводятся как интегрированные моноуроки. Примером такого урока является урок в 11 классе на тему: «Энергетика настоящего и будущего», на котором рассматриваются вопросы физики, географии, биологии, астрономии и демографические вопросы.
Но нередки случаи проведения и бинарных уроков. Таким был урок, разработанный и проведенный мною в 10 классе с учителем химии Бурковской Т.С. на тему: «Автомобиль- средство передвижения». Научные сведения с этого урока активно используются мною при изучении темы: «Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели».
Во внеклассной работе, ориентируясь на экологические проблемы, провожу занятие в 9 и 11 классах на тему: «Атомное ядро», которое также является многодисциплинарным.
Такое многоаспектное рассмотрение экологических проблем позволяет показать учащимся сложность и многогранность рассматриваемых явлений, дать им не готовые ответы на поставленные вопросы, а мотивировать их на формирование своего видения этих проблем.
Физика- прикладная наука, поэтому из различных методов её изучения, вообще, и экологических вопросов, в частности, особенно эффективными являются наблюдения за окружающей средой ; исследование природных и антропогенных явлений; выполнение лабораторных работ с экологическим дополнением и практических работ экологического содержания. В качестве примера привожу проводимые мною работы:
- «Наблюдение за процессом диффузии предполагаемого загрязнителя в воде»;
- «Исследование зависимости угла преломления света от угла его падения для стекла чистого и закопченого и для воды чистой и с примесями»;
- «Построение температурных графиков в условиях «парникового эффекта»;
- «Определение влажности воздуха в классе» и другие.
Работы такого типа позволяют не только выработать у учащихся и закрепить некоторые навыки владения приборами и методами исследований, но и дают возможность обсудить экологические вопросы, возникшие по результатам проведенных измерений и вычислений.
Физика является ядром научно-технического прогресса, её достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать учащимся все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, последствия этого воздействия на человека, решения проблем защиты окружающей среды. Изучение физических явлений и описывающих их законов позволяет создать предпосылки для формирования экологической и валеологической культуры будущих представителей нового поколения людей.Можно ожидать, что они войдут в производственную сферу не только технически, но и эколого-валеологически грамотными личностями, способными решать экологические задачи, активно защищать природные комплексы, участвовать в улучшении экологической обстановки региона проживания, уметь укреплять и создавать условия для укрепления своего здоровья , которое является частью здоровья всей нации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.