«..И берег милый для меня…»
(История Выксунского Иверского монастыря)
«Монастырь — это не стены,
не корпуса, а люди,
которые пришли в
монастырь спасать свою душу»( отец Амвросий)
Выксунский Иверский монастырь, при селе
Выксе, в 80 верстах от города Ардатова, был основан в 1886 году из
существовавшей с 1874 года женской общины прп. Варнавой Гефсиманским, это
был завет своего старца Григория.
Здесь находится местно чтимая Иверская икона Божией Матери. При монастыре
больница, богадельня и мастерские: живописная, золотошвейная, молярная и др. На
средства монастыря устроена и содержится «Иверская» женская церковно-приходская
школа на Выксунском заводе.
Иверская обитель началась в 1864 г. с богадельни, правительницей которой
признавалась и в течении десяти лет управляла одна из первых двенадцати
насельниц – Неонилла Честнова, старшая по возрасту и несколько знакомая с
правилами и уставами монашеской жизни.
Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание
говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и
были видимы горящие свечи.
С середины 1874 г. на протяжении семи лет до 1882
г. обителью управляла Мария Пивоварова – дочь усопшего юродивого Димитрия
Пивоварова. При ней был построен первый каменный храм, колокольня, а также
сложена фасадная стена ограды.
С 1882 г. Начальницей общины назначена монахиня Софийского Рыбинского монастыря
старица Митрофания (Крюкова). Мудрая и опытная в монашеской жизни, она была с
радостью принята сестрами и стала поистине духовной матерью всем подвизающимся
в обители.
Не случайно, именно при Митрофании в 1887
г. Иверская община была возведена в степень третьеклассного монастыря, а
настоятельница - в сан игуменьи.
Следующей настоятельницей с 1892 г. стала монахиня Павла (при ней 17 августа 1897
г. совершилась закладка величественного собора в честь Живоначальной Троицы).
А с 1907 г. и до самого закрытия обителью управляла игуменья Серафима.
Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси .
Три монастырские святыни были особо почитаемы:
- икона Иверской Божией Матери,
- металлическая художественной работы гробничка с частями мощей св.угодников
«числом до 100»,
- купель и статуя Плачущего Христа (в настоящее время находится в
Христорождественской церкви),
Ансамбль монастыря составляли:
- Успенская больничная церковь,
- величественный Иверский храм,
- Собор Живоначальной Троицы, внешним видом
своим напоминавший Храм Христа Спасителя,
- колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также
белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки.
Окаймленная густым лесом территория монастыря была украшена роскошными
цветниками, аллеями и фруктовыми садами. Стены храмов расписывались художниками
знаменитой палехской мастерской Сафонова.
Даже сама система расположения зданий имела символический смысл. Монастырский
комплекс вызывал ассоциации с описанным в Апокалипсисе (XXI, 12-16) и
изображаемым на иконах небесным градом Иерусалимом.
Паломники стекались со всех концов Руси, чтобы побывать в этом благодатном
месте.
После
Октябрьской революции Иверский монастырь не избежал участи других российских
монастырей. В 1919 году обитель
закрыли. Церковное имущество, иконы и утварь были национализированы.
Монастырские строения и некоторые храмы использовались советскими организациями
или были отданы под жильё.
В 1927 году были взорваны колокольня и разрушен Собор Живоначальной Троицы.
Восстановление обители произошло 26 октября 1991 года, в день празднования
Иверской иконы Божией Матери, была зарегистрирована религиозная община. Ее
настоятелем назначен священник Александр Куликов, под руководством которого шли
работы по воссозданию первого действующего храма. Им стало здание бывшей
церковной лавки, соединенной с колокольней. Его переоборудовали под храм и
освятили главный престол в честь иконы Иверской Божией Матери.
25 февраля 1993 г., в день праздника иконе Иверской Божией Матери здесь была
отслужена первая Божественная литургия.
Величественная, пятиярусная колокольня была в плачевном состоянии: три верхних
яруса снесены, а на их месте водружен огромный железный бак. При Советской
власти колокольню пытались приспособить под водонапорную башню для снабжения
водой населения "Монастыря". Тогда
же в начале 90-х начались реставрационные работы и в домике прп. старца Варнавы,
а также расчистка от мусора и камня взорванного Троицкого собора. Колокольня была построена в 1876г. и
разрушена после закрытия монастыря в 1927г. Высота ее до разрушения составляла 68
метров. На колокольне находилось 18 колоколов общим весом более двух тысяч
пудов. Вес самого большого из них достигал 1076 пудов. В верхнем ярусе
помещались часы со звоном, игравшие каждые 15 минут мелодию "Кто тя может
избежать, смертный час". Южный и северный фасады первого (проездного)
яруса были заполнены тремя рядами икон жития Богоматери, написанных на цинковых
листах.Восстановление колокольни началось в 2011
г.
23 октября 2012 г.епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин
освящения купола и креста перед установкой на строящуюся колокольню Иверского
женского монастыря.
Радостным событием в жизни возрождающегося прихода стало возвращение в
монастырь уцелевшей святыни - Иверской иконы Божией Матери. Икона находилась в
плачевном состоянии, поэтому было принято решение о ее ревставрации. Святыню
отправляют в Дивеевский монастырь, где стараниями сестер - реставраторов она
получает второе рождение.
Рассказывают, что когда, иконы Троицкого собора были сброшены в груду недалеко
от приготовленного к разрушению храма, собравшиеся верующие слышали
раздававшийся оттуда плач. Он прекратился только после того, как жители
ближайшего дома тайно извлекли изображение Иверской Божией Матери. Недавно с
этой иконой вновь случилось чудесное событие – при реставрации ее произошло
самообновление.
При расчистке завалов в Троицком соборе из под обломков кирпича была извлечена
Тихвинская икона Божией Матери, что еще больше укрепило веру в Небесную
покровительницу.
В 1997 г. община была переименована в монастырь, первой настоятельницей
которого становится монахиня Феофилакта (Левинкова). С малым количеством сестер
она возобновила монашескую жизнь старинной обители. А 24 октября, накануне
празднования престольного праздника Иверской иконы Божией Матери, по
благословению митрополита Николая (Кутепова), были одеты в подрясники первые 14
сестер.
В монастыре началась совершаться Неусыпаемая Псалтирь.
Постепенно обители передаются бывшие монастырские здания, в частности - бывшей
Купеческой гостиницы, в одной из половин которого размещается епархиальное
Духовное училище.
С ноября 1999 года действует Попечительский совет по восстановлению притвора
Троицкого собора монастыря во главе с благочинным Выксунского округа прот.
Геннадием Колоколовым.
11 февраля 2002 года старшей сестрой монастыря назначается инокиня Вера
(Миронова) (в монашестве – Антония)
Совместными усилиями благотворителей и сестер монастыря притвор Троицкого собора был отремонтирован.
Чин освящения притвора в честь прп. Варнавы Гефсиманского совершен 27 ноября
2003 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. С этого времени здесь
проходят ежедневные утренние и вечерни богослужения. Сюда перенесены и главные
святыни монастыря - чудотворная икона Иверской Божией Матери и ковчежец с
частицей мощей прп. Варнавы.
17 августа 2004 года монахиня Антония (Миронова) назначается настоятельницей
Иверского женского монастыря с возложением наперсного креста. Чин утверждения в
настоятельницы состоялся в Кафедральном Староярмарочном соборе Нижнего
Новгорода. Сегодня в монастыре подвязаются 14 сестер. Они трудятся на различных
послушаниях. В обители имеется большое подсобное хозяйство, скотный двор, на
котором разводят коров, коз, птичник. Во дворе келейного корпуса (бывший домик
прп. Варнавы) разведен цветник, а на окнах келий растут экзотические растения.
В апреле 2005 года одна из комнат первого этажа домика Варнавы была
переоборудована под "детскую". Сегодня в Иверской обители под опекой
матушки-настоятельницы живут и воспитываются пять девочек-сирот.
Список используемой литературы:
1. Духовные истоки воспитания. Альманах, №1, 2002 – М.: изд-во Моск. Патриархии, 2002- 160с.
2. Екименкова В.М. Вера исцеляет сердца: Из опыта преподавания православной этики. - М.: Ковчег, 2001 – 157с.
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд – во Свято- Владимирского братства, 1993- 223с.
4. Ириней, епископ. Поучения о православном воспитании детей. М.: Изд. Русского на Афоне Свято - Пантелеймонова монастыря, 1995- 59с.
5. Кураев А., диакон. Школьное богословие. - М.: Благовест, 1997- 309с.
6. Слярова Т.В., Янушкавичева О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учеб. Пособие. - М.: Покров, 2004- 142с.
7. Православное воспитание детей. Из книги Н. Пестова «Путь к совершенной радости- М.: Даниловский благовестник, 1997-127с.
8. Сурова Л.В. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих. - Владимир: изд-во Владимирской епархиии, 1996- 495с.
9. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. 4.1. Педагогика. Школа. Человек. - Клин: «Христианская жизнь», 2002.- 63с.
10. Сурова Л.В. Искание высот: сб. статей по вопросам духовного воспитания и развития личности - Клин: «Христианская жизнь», 2004- 159с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.