I. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ В МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ.
Содержание занятий по гимнастике в школе вытекает из государственной программы по физической культуре для учащихся I – ХI классов.
Программа построена с учетом возрастных особенностей школьников.
Всех школьников принято делить на три возрастные группы:
1. младшую – 7-10 лет,
2. среднюю (подростковую) – 11-14 лет,
3. старшую – 15-17 лет.
Такое деление обусловлено определенными морфофункциональными особенностями подрастающего организма.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, занятия основной гимнастикой в этот период особенно направлены на решение таких задач, как воспитание правильной осанки, постановка рационального дыхания при выполнении физических упражнений, развитие быстроты и координации движений.
I.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ В МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ
КЛАССАХ.
Содержание занятий по гимнастике в школе вытекает из государственной
программы по физической культуре для учащихся I – ХI классов.
Программа построена с учетом возрастных особенностей школьников.
Всех школьников принято делить на три возрастные группы:
1. младшую – 710 лет,
2. среднюю (подростковую) – 1114 лет,
3. старшую – 1517 лет.
Такое деление обусловлено определенными морфофункциональными особенностями
подрастающего организма.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, занятия
основной гимнастикой в этот период особенно направлены на решение таких задач,
как воспитание правильной осанки, постановка рационального дыхания при
выполнении физических упражнений, развитие быстроты и координации движений.
Средний школьный возраст приходится на период обучения в V – VII классах.
У мальчиков он совпадает с началом, а у девочек – с активной фазой полового
созревания.
Задача воспитания правильной осанки на уроках гимнастики в этот период сохраняет
свою актуальность. В этом возрасте целесообразно чаще изменять характер и
содержание занятий. Для поддержания высокого уровня работоспособности
перерывы между упражнениями должны быть частыми, но не продолжительными.
Уроки по гимнастике в школе способствуют совершенствованию всех органов и
систем организма учащихся, поскольку в занятиях используются самые
разнообразные упражнения, разностороннее воздействие на физическое развитие,
физическую и функциональную подготовленность детей и подростков.
Большое количество снарядов, нестандартного оборудования, используемых во
время проведения уроков по гимнастике, дают возможность проводить их с высокой
осуществлять
плотностью,
занятости всех учащихся,
при полной
дифференцированный подход в обучении. При наличии двух комбинаций на каждомснаряде, с учетом индивидуальных особенностей учащихся повышается интерес к
занятиям.
Старший школьный возраст приходится на обучение в IХ – Х классах. В возрасте
1517 лет продолжается развитие организма, но этот процесс в отличие от
подросткового периода несколько замедляется, более равномерен. В этот период
юноши растут быстрее, чем девушки. К 1718 годам половое развитие заканчивается.
Для юношей характерно интенсивное развитие мускулатуры. К окончанию школы она
достигает примерно 45% веса тела – это близко к показателям взрослых. В то же
время у девушек значительно снижается относительная сила, особенно мышц
плечевого пояса. Для них особенно трудными становятся упражнения в упорах. В
занятиях с ними не следует использовать упражнения, требующие значительной силы,
и прыжки с большой высоты, которые могут оказать вредное влияние на органы
малого таза. В этот период особенно важно в занятиях со старшеклассницами
соблюдать определенный такт и терпение.
II.
ЗАДАЧИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТЬЮ.
Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического
воспитания учащихся.
Средства в гимнастики являются наиболее эффективными в физическом воспитании
детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие
физических качеств.
Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма
занятий
должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых
обеспечивается всем процессом обучения.
Последовательно решаемые задачи:
образовательные;
оздоровительные;
воспитательные.
Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению
гимнастических упражнений, предусмотренных программой, получении детьми знаний
2гимнастической терминологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих
упражнений, правилах техники безопасности, страховки и помощи при выполнении
Последовательное выполнение
упражнений на гимнастических снарядах.
образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению
всего учебного материала. Для решения одних образовательных задач необходимо
относительно длительное время (серия последовательных уроков), а для решения
других достаточно лишь одного урока. Например, научить лазанию по канату в три
приема на одном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача может быть общей для
серии уроков. А вот задача научить правильному захвату ногами может быть решена в
течение одного урока. Именно эта задача и должна быть поставлена в этом случае как
одна из частных для конкретного урока.
Конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой
отражен конечный результат данного урока. Конкретные задачи записываются в
конспекте и доводятся до сознания учащихся на каждом уроке.
Параллельно с образовательными учитель ставит и оздоровительные задачи,
решение которых является одними их основных в физическом воспитании детей и
подростков. Одна из важнейших оздоровительных задач – формирование у детей
правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач
приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер
предупреждения травматизма. На достижение этой цели направлены усилия учителя по
подбору и дозировке физических упражнений, на обучение правильному дыханию при
их выполнении. Решая оздоровительные задачи, учитель должен обучать учащихся
методам самоконтроля и оценке состояния здоровья.
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных
задач, таких, как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм,
настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений.
III.
СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЕЙ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТЬЮ.
3Для урока физической культуры с гимнастической направленностью, характерно его
построение в рамках общепринятой структуры. Урок делится на три составные
части:
Подготовительную.
Основную.
Заключительную.
Подготовительная часть необходима для начальной организации учащихся,
психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно
двигательного аппарата к предстоящей основной работе.
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных
действий, воспитания физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на
организм и организованного окончания занятия.
Методика проведения подготовительной части урока.
Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока
лучше строиться по длинной стороне зала на расстоянии 12 м от стены, спиной к
окнам, в шеренгу по росту. В таком строю, дети хорошо видят учителя, а учитель –
детей. На первых уроках в первом классе дети строятся под руководством учителя.
После того, как учащиеся научатся размещаться один возле другого, учитель поручает
построение самим учащимся. Дежурный подает команды «Равняйсь!» и «Смирно!».
После команды «Смирно!» учитель приветствует детей (начиная с 4 класса, дежурные
отдают рапорт учителю) и сообщает задачи урока, которые могут уточняться в
основной части урока. С этого организационного момента должен начинаться каждый
урок гимнастики. После сообщения задач урока следует приступить к изучению
строевых упражнений, а также заданий в ходьбе и беге.
Особенно важно обратить внимание на необходимость управления бегом. Возглавлять
колонну должен ученик, умеющий сохранять заданный темп. Заслуживает внимания
подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений подсчет, хлопки,
самостоятельный подсеет учащихся (вслух или про себя), под музыку. При любом
4способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять
ошибки, подбадривать учеников. При проведении этих упражнений немаловажное
значение имеет состояние учеников.
Подготовительную часть урока обычно завершает выполнение комплекса ОРУ.
Немаловажным фактором для проведения подготовительной части урок гимнастики
является сохранение интереса учеников и пре6дъявления требовательности к ним.
Один из приемов повышения интереса учащихся к занятиям – использование
разнообразных (нешаблонных) упражнений, способов их проведения, методов
организации учащихся на уроке. Важную роль в поддержке интереса учащихся играют
проверка и оценка выполняемых упражнений.
Общие требования к проведению основной части урока.
В этой части урока решаются основные задачи, связанные с формированием у
учащихся определенных двигательных навыков в развитии физических качеств. Очень
важно для каждого конкретного урока определить соотношение нового и освоенного
ранее материала. Изучение нового учебного материала, как правило, планируют на
несколько уроков, следующих друг за другом. Эффективность учебного процесса
зависит также от правильного чередования различных видов гимнастических
упражнений. Следует планировать работу учеников так, чтобы после выполнения
работы в упоре, ученики переходили к выполнению упражнений в висах или наоборот.
Способы организации учащихся в основной части урока.
Эффективность урока определяется уровнем его организации.
На уроках гимнастики можно использовать несколько методов организации
занимающихся:
фронтальный (в т.ч. сменный);
поточный;
групповой;
метод круговой тренировки;
5
игровой.
При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно
всеми обучающимися, расположенными в одну или несколько шеренг. Преимущество
заключается в возможности значительного повышения плотности урока. Учитель
может следить за действиями всех учеников, что организует и дисциплинирует их.
Разновидностью фронтального способа организации учащихся в основной части
урока гимнастики является сменный способ. Он используется в случае
недостаточного числа снарядов или мест занятий. В этом случае одно и то же задание
получают несколько групп школьников (по 810 человек) и выполняют его по
очереди.
Поточный метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми
участниками, но поочерёдно – один за другим.
Поточным способом удобно проводить акробатические упражнения, лазанье,
опорные прыжки, причем не только однотипные упражнения на одном снаряде, но и
на различных снарядах, расположенных по кругу или квадрату.
Для группового метода характерно распределение занимающихся на несколько
групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочерёдно.
Класс делится на группы (отделения) и каждое отделение занимается на своем виде
гимнастических снарядов. Через определенное время отделения меняются местами,
чтобы в течение основной части урока все учащиеся могли пройти все виды.
Желательно, чтобы в каждом отделении было не более 68 человек, отдельно
мальчики и девочки.
Отделения целесообразно располагать спиной друг к другу (чтобы их не отвлекали
посторонние раздражители), но так, чтобы в поле зрения учителя находились все
учащиеся.
Тот же подход – распределение на группы и чередование заданий используют в
методе круговой тренировки. Но здесь распределение занимающихся производят в
зависимости от их подготовленности; разнонаправленные задания выполняются на
специально отведённых участках площадки (станциях) в определённой
6последовательности; смену станций производят через заданные интервалы времени и
с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии
с поставленными задачами.
После объяснения учителем задания, учащиеся, выполнив упражнение на одном
снаряде, переходят к другому. В такой последовательности по кругу отделения
выполняют все, что задано.
Игровой метод является наиболее интересным способом организации учащихся в
основной части урока. Этим способом можно проводить почти все виды упражнений
основной гимнастики. В урок включаются игры с бегом, кувырками, прыжками,
преодолением препятствий и другими действиями. Все упражнения выполняются
последовательно одно за другим, как при преодолении полосы препятствий. Класс
при этом способе делится на 24 группы (команды), которые выстраиваются на
исходной позиции. Подобранные упражнения должны быть предварительно освоены.
Игра может повторяться два, три раза.
Методика проведения заключительной части урока.
Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэтому, убрав снаряды,
учащиеся выстраиваются на одной из границ зала в одну шеренгу. Для
заключительной части урока целесообразно подбирать такие упражнения, которые
снимают воздействие физической нагрузки, приводят организм в спокойное
состояние и в то же время вырабатывают умение ориентироваться в пространстве и
времени. Для этой цели рекомендуется ряд упражнений отвлекающего характера.
Например, 4 шага – строевым, 4 шага – обычным; по сигналу учителя «раз» все идут с
поднятыми руками в сторону, по сигналу «два» ходьба, руки на поясе, по сигналу
«три» обычным шагом, по сигналу «четыре» основная стойка.
Определенное место могут занять упражнения с игровыми заданиями на внимание.
Например, водящий стоит перед одношереножным строем. Учитель предлагает ему
запомнить порядок расположения учащихся в строю. Затем водящий поворачивается
спиной к шеренге. Два ученика быстро меняются местами. Водящий поворачивается
7лицом к группе и стремится определить, кто из учеников изменил место. Если
водящий отгадал, его место занимает один из учеников, если же он не отгадал три
раза, выбирается новый водящий.
Эту же задачу решает использование в заключительной части танцевальных
упражнений. Например, 8 шагов галопа вправо, руки на поясе, 8 обычных шагов,
повторить то же влево.
Полезными окажутся и упражнения успокаивающего характера. Например, на 4 шага
– вдох, на 4 шага – выдох; в движении (или на месте) на «раз» руки вперед, 2 –
расслабить кисти, 3 – расслабить предплечья, 4 – опустить расслабленные руки вниз
(24 раза); 1 – руки вверх, 2 – расслабить рук (опустить до уровня плеч), 3 –
расслабить туловище, опустить руки вниз до упора присев, 4 – И.П.
В заключительной части урока можно давать также определенные упражнения на
координацию.
Завершающим моментом заключительной части урока является задание на дом.
Выполнение его является одним из важнейших условий повышения активности
учащихся, улучшения их физической подготовленности, первым шагом к
самостоятельным занятиям физической культурой.
Домашние задания должны являться логическим продолжением учебной работы и
состоять из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств,
а в отдельных случаях – повторением простейших элементов техники движения.
Важно также, чтобы учитель наглядно показывал задаваемые упражнения, уточнял
нагрузку. Количество упражнений, задаваемых на дом, должно быть таким, чтобы их
выполнение не превышало 15 – 20 минут. Чтобы польза от домашних заданий была
более результативной,
учителю необходимо добиваться не только их
систематичности, но и постоянного контроля. Такой контроль осуществляется,
прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения
упражнений, сдвигов количественных показателей и т.п.
89Содержание.
I.
Содержание и методика занятий по гимнастике в младших, средних и старших
классах. Характеристика занимающихся.
II.
Задачи урока физической культурой с гимнастической направленностью.
III. Содержание частей урока с гимнастической направленностью.
10