Технологическая карта урока литературного чтения, проведённого во 2 «А» классе МБОУ Мечетновская СОШ
студенткой учебной группы 3-В,
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Яхшиевой Эльмиры Ахмедовны
Дата: 04.04.2023г
Тема: И.Б. Бунин «Матери»
Цель урока: ознакомление с произведением И.А. Бунин «Матери»
Задачи:
Образовательные: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения И. Бунина “Матери”.; продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Развивающие: развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности; развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво; развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организационный момент |
1. Приветствие (сл.1) -Здравствуйте ребята! Тихо, но быстро садитесь. 2. Знакомство -Сегодня урок чтения проведу у вас я, меня зовут Эльмира Ахмедовна. 3. Эмоциональный настрой -Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. 4. Проверка к готовности к уроку -Посмотрите, у вас на столах должны лежать пенал, учебники. Если у кого-то чего-то нет поднимите руку, отлично. |
Приветствуют учителя
Настраиваются на урок
Проверяют готовность к уроку |
П:проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школ; Л:Умение организовать своё рабочее место. |
II. Актуализация знаний |
1.Работа по развитию дыхания и голоса - «Задуй свечу» - Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. - Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. - А теперь задуйте, сколько вам лет. - Молодцы! 2.Работа с притчей - Ребята, я хочу начать наш урок с притчи. - Что мы называем притчей? - Притча – это небольшой поучительный рассказ, заключающий в себе поучение (премудрость) -Фильм - Послушайте притчу «Разговор ребенка с Богом» - Как вы думаете, о ком говорит Бог ребенку в притче? - Что в сердце нашем самое святое? Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное - МАТЬ! |
|
К - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.. Р - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; П - определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; |
III. Изучение нового материала |
1. Сообщение темы и цели урока - Кто может предположить тему нашего урока? - Тема нашего урока: стихотворение «Матери» И.А. Бунина - Какую поставим цель? 2. Знакомство со звучанием слова «мама» - "Мама" - первое слово человека, который только что явился в мир. Может быть, оно и было первым словом всего человечества. - Ученые – лингвисты давно обратили внимание на похожее звучание слова «мама» в разных языках мира. Вот как они объясняют это явление. Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была, есть и будет главным человеком в жизни ребенка. 3. Подбор синонимов к слову «мама» - Каждый из вас ежедневно обращается к своей маме с какой-либо просьбой. Чтобы избежать повторов и сделать ей приятное, можно заменить слово «мама» синонимами. Какими? - Оказывается, в словаре синонимов русского языка насчитывается пятьдесят два синонима слова «мама» Используйте их чаще в своей речи 4. Знакомство с биографией И.А.Бунина «Матери» - Одним из таких писателей был Иван Алексеевич Бунин. Давайте вспомним страницы его биографии. - Иван Алексеевич Бунин родился в городе Воронеже в старинной дворянской семье Детство и юность его прошли в фамильном имении в Орловской губернии. Отец, Алексей Николаевич, вел беззаботную жизнь, любил охоту и часто уезжал в Тамбовское имение. Мать, Людмила Александровна, занималась воспитанием детей. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала. Она всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Творчество Бунина разнообразно. Он писал не только стихи, но и рассказы. - Как и все дети, маленький Иван Бунин много фантазировал и мечтал. Одна мечта была ему особенно дорога. Он хотел взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его перед сном, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся. 5. Словарная работа Лампадка - небольшой сосуд с фитилём, наполняемый елейным маслом и зажигаем перед иконой кроткий голос - незлобный, покорный, смирный. ангел- хранитель - в христианском представлении это служитель Бога и его посланец к людям (изображается крылатым юношей). Очаровать - произвести неотразимое впечатление на кого-либо. Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё может различать предметы. - Давайте послушаем аудиозапись этого произведения 6. Чтение стихотворение И.А.Бунин «Матери» 1) Первичное восприятие стихотворения - Откройте учебники на с. 116, найдите стихотворение, прочитайте его про себя - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? - От чего имени написано стихотворение? От автора - Как нужно читать это произведение? - Посмотрите на текст. Какие знаки препинания вы видите? - Как мы читаем предложение, если в конце стоит ! ? … - Как интонационно мы выделяем знаки препинания внутри предложения? - А теперь я вам прочитаю стихотворение, внимально слушайте, т.к вы потом постарайтесь так же вырозительно прочитать стихтворение. |
|
Л:Формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни П:оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников ); соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы |
Физминутка |
Дружно маме помогаем- Пыль повсюду вытираем. Мы бельё теперь стираем Поласкаем, отжимаем, Подметаем всё кругом И бегом за молотком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. |
Выполняют движение |
|
IV. Закрепление изученного материала |
1. Анализ стихотворения Анализ текста стихотворения детьми. ( распечатать)+работа с текстом цв. карандашами. - О чем автор пишет в 1-ом четверостишии? - Что ему особенно дорого в образе матери? (милый, кроткий голос) - Можем ли мы представить мать И. Бунина по этим словам? - Попробуйте её охарактеризовать. - Что И. Бунин говорит во 2-ом четверостишии? (няня раздевает, полушепотом бранит, к плечу клонит) - Что интересного вы заметили в 3-ем четверостишии? Видна ли забота матери? Найдите и подчеркните зеленым - Кем является мама для поэта? -В 4-ом четверостишие, Какой вопрос возникает у автора? (Не ты ли ангелом была) подчеркните волнистой чертой 2. Анализ средств речевой вырозительности - Какие средства речевой выразительности вы знаете? Эпитет – это образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Прилагательное) Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. - Для чего писатели и поэты используют эпитеты, олицетворения? (Оживить воспоминания автора) - Найдите в тексте средства художественной выразительности. - Назовите эпитеты, которые встретились стихотворении. Эпитеты (теплая кроватка; милый, кроткий голос). подчеркните красным цветом 3. Работа в парах - В произведениях малого жанра устного народного творчества – пословицах- лежит глубокий смысл отношения к матери. - Соберите части пословиц правильно, и вы узнаете, в чем заключена народная мудрость пословиц о маме (раздаточный материал). Без матери и отца изба не красна. Без матери пчёлки – пропащие детки. Без матери рой не держится. Без матушки родной и радость наполовину. Без матушки родной и цветы бесцветно цветут. Дитятку за ручку, а матку за сердечко. Для матери дети всегда маленькие. Для матери плохих детей не бывает. - Как вы понимаете эти пословицы? |
|
|
V. Итог урока |
1. Подведение итогов - Наш урок подходит к концу. - Скажите с какой новой темой мы с вами познакомились? - С каким произведением И.А. Бунина мы с вами познакомились? - Какая цель была на уроке? - Молодцы! - Сегодня я могу поставить оценку, на уроке.......
2. Домашнее задание - Откройте дневники, и запишите домашнее задание... 3. Выставление оценок учащихся на уроке - На уроке хорошо работали.... 4. Рефлексия Закончите предложения: На уроке я ... Сегодня на уроке я.... Сегодня я узнал(а)... |
Отвечают на вопросы
|
Р: оценка – выделение того, что усвоено и что необходимо усвоить.
|
Савельева Н.Н.______________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.