И.Бунин "Листопад"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– изображение явления путём сопоставления его с другим.Эпитет - художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала И.БУНИН ЛИСТОПАД.docx
Урок  Литературного чтения  И. Бунин  «Листопад»(УМК «Начальная школа 21 века) Цели урока:  образовательные:  продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов   произведений,   постепенно   вести   детей   от   элементарного   восприятия   стихов   к   пониманию   их стилистических   особенностей,   совершенствовать   навык   выразительного   чтения   через   анализ   поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся; развивающие:  развивать   речь   на   примере   анализа   поэтического   произведения,   развивать   чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся; воспитательные:  воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией. Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения. Ход урока I.Оргмомент. Устройтесь   по   удобнее,   можно   закрыть   глаза   и   послушайте   музыку,   но   не   просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей). Впечатления от прослушанной музыки, “увиденные” вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени. – Как еще можно представить образ осени? Осенью   восхищались   и   посвящали   ей   свои   произведения   не   только   композиторы, привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами репродукции картин разных художников: И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана  – Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?  Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”. 2.Сообщение темы и цели урока.  Как вы, думаете о чём мы будем говорить, читать на уроке?­  Сегодня  мы  вновь   отправимся   в  замечательный   мир  поэзии,  постараемся   увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях. 3. Проверка домашнего задания. ­ Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи.  Вот вам и дома нужно было подготовить чтение наизусть стихотворение Некрасова.  ­  Не наскучило ли вам это занятие? ­   Почему?   (стихи   красивые,   их   легко   читать,   они   быстро   запоминаются,   в   них описывается красота родной природы) ­ Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? ­ Почему? (мы не всегда замечаем красивое, в окружающей нас природе) ­ Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении   авторов   стихов   к   родной   природе,   ведь   они   более   внимательны   и наблюдательны, чем мы) 4. Работа над стихотворением. 4.1. Вступительная часть. Не читая стихотворения, по названию, мы можем определить, о чем пойдет речь? ­   Так   о   чём   это   стихотворение?   (о   природе,  об   осени   в   лесу,   о   том,   как   природа готовится к осеннему сну) 4.2. Первичное восприятие. Чтение стихотворения детьми. ­ Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин? ­ Какие чувства вы испытали? 4.3. Вторичное чтение по частям Анализ первой части отрывка. ­ Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. ­ Каким автор изобразил лес?­ Докажите. Найдите  слова­краски, которыми автор передаёт эту  красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой) ­ Подчеркните их. ­ Есть ли непонятные слова? (лиловый ­ фиолетовый, багряный – красный, лазурь – светло синий) Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова. ­   Обратите   внимание,   как   точно   автор   назвал   цвета   осеннего   леса,   ведь   в   палитре красок таких цветов нет. ­ О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный) ­ Как называются такие слова в художественной литературе?  (эпитеты ­ на доске)  ­ Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной) ­ Подчеркните их. ­   Для   чего   же   автор   использует   в   описании   осеннего   леса   эпитеты?   (чтобы   ярче представили эту картину) ­ Что же особенно удивило Бунина? ­ Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной) ­ Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они? ­ Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси ­   Как   же   называется   в   художественной   литературе   приём,   когда   автор   сравнивает предметы? (сравнение ­ на доске) ­ Подчеркните его. ­ Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем. ­ Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.  ­ Почему лес стоит стеной? ­ А почему пёстрой, весёлой?­ Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья) ­ Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой) ­ Объясните это выражение. ­ Что автор пишет о ёлочках? ­ Как называется этот приём? (сравнение)  ­ Подчеркните сравнение. ­ Почему автор использует такое сравнение? ­ На что похожи ёлочки? (на башни терема) ­ Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)  ­  Итак, терем  почти  готов:  стены ­ деревья, башни  ­  ёлочки, резьба  ­  берёзы  с  их жёлтыми листочками. ­ Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон) ­ Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? ­ Что заметили? Какой прием использует автор? (автор использует сравнение) ­ Почему появились эти оконца? ­ Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении? ­ Как называет автор окна? (оконца) ­ О каком качестве поэта это говорит?  ­ Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки) ­ Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью) ­ А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса. ­ Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? ­ Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? ­ Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме. ­ Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)­ Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. 1) "лес, точно терем расписной" Что делает Бунин? он удивляется, восхищается 2) "оконца", "ёлочки" он любуется, любит то, о чём пишет 3) "весёлой, пёстрою толпой" он радуется, ему весело: ­ Какое настроение вызывает у автора эта картина?  Вывод по 1 части. ­ В каком образе предстала осень? 4.4. Физкультминутка.  Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем парке листопад. 4.5 Анализ 2 части отрывка. ­ А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. ­ Какова здесь осень? (грустная) ­ Как вы догадались? (и осень тихою вдовой)Грустят вдовы, грустит и осень ­ Какое средство художественной выразительности использует автор?  (олицетворение)  ­ О чём грустит осень? ­Найдите слово, которое повторяется несколько раз. ­ Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится) ­ Случайно ли это? ­ Какие слова­краски в этой части использует автор, чтобы описать осень? ­ Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток) ­ Подчеркните их. ­ А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток) Подчеркните их. ­   О   каком   душевном   состоянии   автора   говорят   эти   эпитеты   и   сравнения?   (автор грустит, тоскует) ­ Как он пишет о тишине? ­ Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье) ­ Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое) ­ Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает) ­ Докажите. (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:) ­ А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. ­ Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч) ­ Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"  ­ Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила) Мы     говорили   о   звуковых   средствах   описания   картин   в   художественных   текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии? здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?"молчанье" ­ ч ; "вышине" ­ ш ; "можно" ­ ж ; "тишине" ­ ш ; "расслышать" ­ ш ; "шуршанье" ­ ш . ­ Как же будете читать эти строчки? Почему? Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики. ­ Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю) ­ А можно ли судить о настроении автора по этой картине? ­ Какое оно?  ­ Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может  быстро  измениться,  и  поэтому  мы  должны  ценить  каждый   погожий   осенний денёк) ­ В каком образе выступает осень в этой части? 5. Работа над выразительностью. Работа в парах. ­ На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.  Просмотр клипа. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. ­ Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.  Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения) 6. Творческая  разноуровневая работа в группах.1 группа.  Лиловый, золотой, багряный, Стоит над светлою поляной. Лес, точно терем расписной, Березы желтою резьбой Веселой, пестрою стеной Как вышки, елочки темнеют,  Блестят в лазури  голубой, То там, то здесь в листве сквозной А между кленами синеют Просветы в небо, что оконца. Задание. Собери стихотворение (учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения) 2 группа. Задание. Проталинки. (учащиеся   выписывают   пропущенные   слова   в   четверостишие   с   использованием учебника) Лес, точно терем _________ Лиловый, ___________, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою _________Березы _________резьбой Блестят в лазури ___________ Как вышки, __________темнеют, А между кленами ___________ То там, то здесь в листве сквозной __________в небо, что оконца. 3 группа Если   бы   вы   были   художниками   и   вам   нужно   было   бы   нарисовать   к   этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали? 7. Домашнее задание. (по выбору) 1 Выразительно читать. 2. Сочинить сказку "Осень в лесу" 4. Прочитать другие стихи Бунина. 8. Итог урока ­ Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты) ­ Для чего И.Бунин написал это стихотворение? ­ А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?  ­ При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения? 9. Рефлексия. ­ Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению. 10. Заключительное слово учителя. ­ Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь) ­ Что происходит в этом месяце? (наступает зима)­ Да.  "В полночь дождь перестал, И как белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок:" ­ Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины. ­ Урок окончен. Спасибо.

Посмотрите также