Цели урока:
Познакомить с понятиями: “измерение информации”, “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”, научить измерять информационный объём сообщений, с учётом информационного веса символов.
Предметные – общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики;
Метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником;
Личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию
ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему
- развитие алгоритмического мышления
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- воспитание требований безопасности
Познавательные УУД:
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
- умение кратко формулировать мысль
- умение обрабатывать информацию и делать вывод;
Оборудование: презентация к уроку
Учащиеся должны знать:
ü что такое “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”;
ü как измерить информационный объём;
ü как определяется единица измерения информации бит;
ü что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
ü приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
ü измерять информационный объем текста;
ü представлять количество полученной информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах).
· Понятие информационных процессов.
· Виды информационных процессов.
Дидактические задачи этапа:
Обеспечение мотивации учения школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Измерение информации».
Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний.
Как же узнать, много получено информации или нет?
Необходимо измерить объём информации. А как это сделать мы сегодня узнаем.
Получение новой информации приводит к расширению знаний или, как иначе можно сказать, к уменьшению неопределённости знания.
Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределённости нашего знания, то можно сказать, что такое знание содержит информацию.

Как можно измерить количество информации?
Для измерения различных величин существуют эталонные единицы измерения.
Например:
ü Расстояние измеряют в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах…
ü Массу измеряют в граммах, килограммах, тоннах…
ü Время измеряют в секундах, минутах, сутках, годах…
Алфавитный подход позволяет измерять информационный объём текста на любом языке (естественном или формальном), при использовании данного подхода объём информации не связывают с содержанием текста, в данном случае, объём зависит от информационного веса символов.
Алфавитный подход к измерению информации.
- Давайте вспомним, что же такое алфавит?
Алфавит – весь набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и других символов, используемых в тексте. Алфавит включают и пробел (пропуск между словами).
- Что такое мощность алфавита?
Мощность алфавита - полное число символов в алфавите.
Например: мощность алфавита русских букв и используемых символов равна 54:
33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.
Наименьшую мощность имеет алфавит, используемый в компьютере (машинный язык), его называют двоичным алфавитом, т.к. он содержит только два знака “0”, “1”.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит.
При алфавитном подходе считают, что каждый символ текста, имеет «информационный вес».
Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. Обозначается буквой N.
Полное количество информации, заключенное в тексте, с помощью двоичного алфавита, равна числу нулей и единичек в этом тексте. Например, следующий двоичный текст:
1101001011000101110010101101000111010010
Рассмотрим задачи. Договоримся, что при переходе от одних единиц измерения информации к другим будем строить цепочку значений. Тогда уменьшается вероятность вычислительной ошибки.
Задача 1. Получено сообщение, информационный объем которого равен 32
битам. Чему равен этот объем в байтах?
Решение: В одном байте 8 бит. 32:8=4
Ответ: 4 байта.
Задача 2. Объем информационного сообщения 12582912 битов выразить в
килобайтах и мегабайтах.
Решение: Поскольку 1Кбайт=1024 байт=1024*8 бит, то 12582912:(1024*8)=1536 Кбайт
и
поскольку 1Мбайт=1024 Кбайт, то 1536:1024=1,5 Мбайт
Ответ:1536Кбайт и 1,5Мбайт.
Задача 3. Компьютер имеет оперативную память 512 Мб. Количество соответствующих этой величине бит больше:
1) 10 000 000 000бит 2) 8 000 000 000бит 3) 6 000 000 000бит 4) 4 000 000 000бит
Решение: 512*1024*1024*8 бит=4294967296 бит.
Ответ: 4.
Задача 4. Определить количество битов в двух
мегабайтах, используя для чисел только степени 2.
Решение: Поскольку 1байт=8битам=23битам, а 1Мбайт=210Кбайт=220байт=223бит.
Отсюда, 2Мбайт=224бит.
Ответ: 224бит.
Задача 5. Сколько мегабайт информации содержит
сообщение объемом 223бит?
Решение: Поскольку 1байт=8битам=23битам, то
223бит=223*223*23бит=210210байт=210Кбайт=1Мбайт.
Ответ: 1Мбайт
Задача 6. Один символ алфавита
"весит" 4 бита. Сколько символов в этом алфавите?
Решение:
Дано:
|
i=4 |
По формуле N=2i находим N=24, N=16 |
|
Найти: N - ? |
Ответ: 16
Задача 7. Каждый символ алфавита записан с
помощью 8 цифр двоичного кода. Сколько символов в этом алфавите?
Решение:
Дано:
|
i=8 |
По формуле N=2i находим N=28, N=256 |
|
Найти:N - ? |
Ответ: 256
Задача 8. Алфавит русского языка иногда
оценивают в 32 буквы. Каков информационный вес одной буквы такого сокращенного
русского алфавита?
Решение:
Дано:
|
N=32 |
По формуле N=2i находим 32=2i, 25=2i,i=5 |
|
Найти: i- ? |
Ответ: 5
Задача 9. Алфавит состоит из 100 символов.
Какое количество информации несет один символ этого алфавита?
Решение:
Дано:
|
N=100 |
По формуле N=2i находим 32=2i, 25=2i,i=5 |
|
Найти: i- ? |
Ответ: 5
Задача 10. У племени "чичевоков" в
алфавите 24 буквы и 8 цифр. Знаков препинания и арифметических знаков нет.
Какое минимальное количество двоичных разрядов им необходимо для кодирования
всех символов? Учтите, что слова надо отделять друг от друга!
Решение:
Дано:
|
N=24+8=32 |
По формуле N=2i находим 32=2i, 25=2i,i=5 |
|
Найти: i- ? |
Ответ: 5
Задача 11. Книга, набранная с помощью
компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице — 40 строк, в каждой
строке — 60 символов. Каков объем информации в книге? Ответ дайте в килобайтах
и мегабайтах
Решение:
Дано:
|
K=360000 |
Определим количество символов в книге 150*40*60=360000. Один символ занимает один байт. По формуле I=K*iнаходим I=360000байт 360000:1024=351Кбайт=0,4Мбайт |
|
Найти: I- ? |
Ответ: 351Кбайт или 0,4Мбайт
Задача 12. Информационный объем текста книги,
набранной на компьютере с использованием кодировки Unicode, — 128 килобайт.
Определить количество символов в тексте книги.
Решение:
Дано:
|
I=128Кбайт,i=2байт |
В кодировке Unicode один символ занимает 2 байта. Из формулыI=K*i выразим K=I/i,K=128*1024:2=65536 |
|
Найти: K- ? |
Ответ: 65536
Задача 13.Информационное сообщение объемом 1,5 Кб
содержит 3072 символа. Определить информационный вес одного символа использованного
алфавита
Решение:
Дано:
|
I=1,5Кбайт,K=3072 |
Из формулы I=K*i выразим i=I/K,i=1,5*1024*8:3072=4 |
|
Найти: i- ? |
Ответ: 4
Задача 14.Сообщение, записанное буквами из
64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно
несет?
Решение:
Дано:
|
N=64, K=20 |
По формуле N=2i находим 64=2i, 26=2i,i=6. По формуле I=K*i I=20*6=120 |
|
Найти: I- ? |
Ответ: 120бит
Задача 15. Сколько символов содержит сообщение,
записанное с помощью 16-символьного алфавита, если его объем составил 1/16
часть мегабайта?
Решение:
Дано:
|
N=16, I=1/16 Мбайт |
По формуле N=2i находим 16=2i, 24=2i,i=4. Из формулы I=K*i выразим K=I/i, K=(1/16)*1024*1024*8/4=131072 |
|
Найти: K- ? |
Ответ: 131072
Задача 16. Объем сообщения, содержащего 2048
символов,составил 1/512 часть мегабайта. Каков размер алфавита, с помощью
которого записано сообщение?
Решение:
Дано:
|
K=2048,I=1/512 Мбайт |
Из формулы I=K*i выразим i=I/K, i=(1/512)*1024*1024*8/2048=8. По формулеN=2i находим N=28=256 |
|
Найти: N- ? |
Ответ: 256
4. Физкультминутка
Дидактическая задача этапа:
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое «алфавит»?
2. Что такое «мощность алфавита»?
3. Сколько «весит» 1байт?
Дидактическая задача этапа:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание:
Решение задач по теме «Алфавитный подход»
8. Подведение итогов учебного занятия
Дидактическая задача этапа:
Анализ и оценка достижения цели и определение перспективы последующей работы.
Список используемой литературы:
1. Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.-сост. А.М. Горностаева.- Волгоград: Учитель, 2008.
2. Крылов С.С. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ С.С. Крылов, Д.М.Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.