Академик РАО, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики математики Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова, профессор Пюрвя Мучкаевич Эрдниев уже более сорока лет занимается экспериментально-теоретическими исследованиями в области математического образования. Академик В.И. Журавлёв назвал открытие метод укрупнения дидактических единиц "идеей века".Файл создан в формате Word 2010.
«ИДЕЯ ВЕКА» АКАДЕМИКА ЭРДНИЕВА
Академик РАО Эрдниев П.М. – автор
метода укрупнённых единиц.
Из фотоархива автора
Уже более 40 лет доктор педагогических наук, заведующий кафедрой
алгебры, геометрии и методики математики Калмыцкого государственного
университета имени Б.Б. Городовикова, профессор П.М. Эрдниев занимается
области
экспериментальнотеоретическими
математического образования. Именно им была создана технология,
исследованиями
в
получившая в научнометодической литературе название «укрупнение
дидактических единиц» (УДЕ). В исследовании участвовали учителя
новаторы ряда регионов страны, работающие по изданным ”Просвещением”
альтернативным учебникам и методическим пособиям П.М.Эрдниева.
По словам академика В.И.Журавлева, открытие технологии УДЕ можно
назвать ”идеей века”. О научной обоснованности и практической значимости
результатов исследования УДЕ писали академики П.К.Анохин,
И.Р.Пригожин, Н.А.Бехтерева, В.А.Арнольд, К.В.Судаков. В течение 30 лет
независимо друг от друга в известных газетах и журналах (”Правда”,
”Известия”, ”Учительская газета”, ”Педагогический вестник” и многих
других) появляются сообщения педагогов об успешных результатах
применения УДЕ в обучении. Основные работы по технологии УДЕ
переведены на японский, немецкий, французский, английский языки. В целом,
по различным направлениям технологии УДЕ к 2003 году было защищено 20
кандидатских и докторских диссертаций. В настоящее время в РФ работаютпедагогические коллективы, положившие в основу своей учебно
воспитательной деятельности технологию УДЕ (школа №130 г.
Екатеринбург, №8 – г. Элиста и др.). Министром образования РФ профессор
П.М.Эрдниев был назначен экспертом по математическому образованию для
начальной школы.
Чем же обусловлен успех этой технологии? По утверждению
П.М.Эрдниева, в УДЕ центральную позицию занимает павловский принцип
перемежающегося противопоставления контрастов (”ассоциированных пар”).
Ключевое упражнение на уроке математики по УДЕ – это составление и
решение обратных задач, поскольку ”каждый элементарный нервный акт
осуществляется на основе обратной связи” (этот принцип не учитывается в
традиционных учебниках!). Благодаря технологии УДЕ усвоение знаний
осуществляется структурно, целостными информационными комплексами,
это позволяет избежать перегрузки в старших классах.
За успешное освоение и развитие новаторской технологии УДЕ
правительство Калмыкии специальной премией отметило многих педагогов, в
их числе доктора и кандидаты педагогических наук В.Т.Кивешников
(Украина), А.Б.Церенова (Элиста), А.В.Ефремов (Татарстан). Автор
технологии уверен, что включение этих учебников в федеральный комплект
будет содействовать улучшению качества математического образования.
Литература
1. АКАДЕМИЯ// «ИДЕЯ ВЕКА» АКАДЕМИКА ЭРДНИЕВА//
Ростовский еженедельник, 2003, № 21.
2. Богаев Д.П. Копилка методических находок. Предложения и советы
учителя физики, Эл., ЗАОр «НПП «Джангар», 2016, сс.63, 64.