Игра для педагогов ДОУ «Крестики-нолики» по теме «Речевое развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Оценка 4.7

Игра для педагогов ДОУ «Крестики-нолики» по теме «Речевое развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Оценка 4.7
Педсоветы
pdf
администрации
Детсад
31.01.2020
Игра для педагогов ДОУ «Крестики-нолики»  по теме  «Речевое развитие дошкольника  в  соответствии с требованиями ФГОС ДО»
игра крестики-нолики по речи.pdf

Игра для педагогов ДОУ «Крестики-нолики»  по теме  «Речевое развитие дошкольника  в  соответствии с требованиями ФГОС ДО»

 

составитель: Юринская Алена Александровна, старший воспитатель МДОУ № 16 г. Черемхово

 

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах  организации образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в ДОУ с детьми дошкольного возраста  в рамках реализации  ФГОС ДО; развитие опыта решения практических педагогических задач из образовательной области «Речевое развитие».

 

Контингент участников: все педагоги ДОУ

 

Атрибуты: игровое поле, разделенное на 9 или 16 квадратов, магнитный мольберт, магниты, карточки с изображением крестика и нолика по 9 или 16 шт., вопросы на карточках к игровому полю, чистые листы бумаги, фломастеры, книги или игры для поощрения победителей  

 

Правила игры:

 

Ведущий объясняет правила игры. Все участники  делятся на 2 команды (принадлежность к той или иной команде и очередность ответов 

устанавливается жеребьевкой). Участники команд выбирают, посовещавшись, тот квадрат, в который бы они хотели поместить крестик или нолик. Ведущий зачитывает команде вопрос, который на карточке помещен в этот квадрат. Команда обсуждает ответ.  Команда соперников параллельно обсуждает ответ на этот же вопрос. За верный ответ команде дается право поместить на игровое поле карточку с изображением крестика или нолика. Если команда дает неверный ответ, ответить на этот же вопрос имеет право вторая команда. Побеждает та команда, которая первой заполнит на игровом поле крестиками или ноликами ряд по горизонтали, вертикали или диагонали.  

P.S. Если ни одна из команд не заполнила ряд по вертикали, горизонтали или диагонали, победителя определяют с помощью подсчета карточек с изображением крестика и нолика. 

 

Содержание игры:

 

1.     Прочитайте п. 2.6 Стандарта, вставьте пропущенные слова:

Речевое развитие включает владение ________ как средством общения  и культуры; обогащение активного __________; развитие связной, грамматически правильной ______________ и _______________ речи; развитие речевого _____________; развитие ____________ и ___________ культуры речи, фонематического слуха; знакомство с ____________  ____________, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как ___________ ___________ _____________.

 

Ответ: 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения  и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

 

2.     В п.4.6. Стандарта говорится о том, что требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.   

Какие возрастные характеристики формируются на этапе завершения дошкольного образования в результате решения задач образовательной области «речевое развитие»?

 

Ответ: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении;    ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности ребенок знаком с произведениями детской литературы

 

3.     Согласно п. 4.6 ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования  является «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности». Приведите примеры (из опыта работы) организации развивающей предметно-пространственной среды  для реализации данного целевого ориентира?

Ответ: Например: Книжный уголок, Уголок «Всезнайка» (энциклопедии), театрализованный уголок и т.д.

 

4.     Установите соответствия между направлением развития речи и его содержанием:

 

1. Развитие словаря

А. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение

 

различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 

2. Воспитание звуковой культуры речи

Б. Приобщение к словесному искусству, формирование интереса к художественной литературе 

3. Формирование грамматического строя

В. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение

4. Развитие связной речи

Г. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Д. Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

6. Воспитание любви и интереса          к

художественному слову

Е. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове

 

 

Ответы: 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Д; 5-Е; 6-Б

 

5.     Составьте               мнемотаблицу   для    разучивания      стихотворения:

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

 

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала 

 

6.     Рассмотрите схему к игре «Подбери слова». Приведите примеры использования данной схемы на занятии по речевому развитию детей. 

 

 

 

Ответ: подбор слов – признаков (качественных и относительных прилагательных); подбор слов-действий к изображению; подбор эпитетов к предмету на определенный звук; подбор родственных слов

 

7.     Технология активизирующего обучения речи О.А. Белобрыкиной предполагает игровое общение взрослого с ребенком, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Приведите примеры словесных игр

 

Ответ:

 «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.). 

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.). 

«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.). 

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).  

«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жѐлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

«Кто кем был» (лошадь - жеребѐнком, стол - деревом и т.д.). 

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.). 

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т. д.).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.). 

«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).  «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.). 

 

8. Прочитайте текст. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдение показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Разработайте модель составления загадки для дошкольников и приведите пример загадки про какой-либо объект

 

Ответ:  модель 1 

какой? 

что бывает таким же?

 

Модель 2

что делает?

что (кто)делает так же?

 

Модель 3

на что похоже7

чем отличается? 

 

Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок

1.  Выбор объекта 

2.  Выбор модели загадки.

3.  Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.

4.  Выбор наиболее удачных сравнений.

5.  Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

6.  По окончании работы выразительное чтение загадки.

 

9.        Прочитайте описание игры «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»  Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов. Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. В сюжет знакомой сказки приглашается Волшебник Глаз.  Он предлагает детям описать то, что не описано в сказке

(например, как выглядит печная труба изнутри, в которую попал волк).  Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей).  Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят). Волшебник Нос (описание запахов, например, запах сажи, шерсти волка, кипящей воды). Приведите примеры творческого рассказывания сказки с использованием данной игры на основе любой сказки 

 

 

 

10.   Перед вами «сундучок сюрпризов», в котором находятся предметы, вышедшие из употребления: сумки, шляпы, шарфы, оправы, маски, парики, украшения и т.д.  Приведите примеры использования данного атрибута для решения образовательных задач образовательной области

«Речевое развитие»

 

11.   Заполните таблицу «Комплексный подход к развитию связной речи»:

 

 

Связная речь 

 

словарь 

(словарная работа)

грамматика

звуковая культура речи

 

 

 

 

Ответ: 

Связная речь 

словарь (словарная работа)

грамматика

звуковая культура речи

-                     уточнение значения слов;

 

-                     семантическая точность употребления синонимов,

- словообразование – образование какого-либо слова на базе другого однокоренного с помощью

-           осознание       звуковой культуры       речи,   умение замечать недостатки своей и чужой речи; 

антонимов, многозначных

слов; 

 

- понимание  переносных значений

аффиксов              (окончание,

приставка, суффикс); 

 

- работа над синтаксисом – обучение способам соединения слов в

словосочетании, предложений разных типов (простые и сложные). 

 

-               работа                над

интонационной выразительностью, дикцией и плавностью изложения. 

 

 

12.   Приведите пример образовательной ситуации, в которой формируются характеристики возможных достижений ребенка: «ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в общении», «может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения», «может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности» 

13.   Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова. Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Приведите примеры упражнений, обучающие детей составлению сравнений

Ответ: Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений осуществляется на основе моделирования по следующему алгоритму:

-  называние объекта; 

-  обозначение его признак; 

-  определение значения этого признака; 

-  сравнение данного значения со значением признака в другом объекте. 

По мнению авторов, в младшем дошкольном возрасте необходимо отрабатывать модель составления сравнений по следующим признакам - цвет, форм, вкус, звук и др. При этом педагог предлагает ребенку составлять фразы следующего типа: Мячик такой же круглый, как яблоко…

К старшему дошкольному возрасту рекомендуется следующее усложнение:

-  изменяется тип фразы - сам признак не произносится, а только его значение (цыплята желтые, как солнце); 

-  усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег);

-  детям предоставляется самостоятельность в выборе значения заданного признака и составлении по нему сравнений.

 

14.   Технология Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» предполагает несколько видов творческого рассказывания. Приведите пример составления рассказа с заменой действующего лица.

 

 

 

 

15.   Заполните таблицу:

 

 

Методы развития речи

 

Наглядные

Словесные

Практические

 

 

 

 

Ответ: 

Методы развития речи

Наглядные

Словесные

Практические

ü  непосредственное

        наблюдение        и         его

разновидности

(наблюдение в природе, экскурсии)

ü  опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:

рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и

картинам)

Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ 

Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал

 

Дидактические игры 

Игры-драматизации

Инсценировки

Пластические этюды

Хороводные игры

Дидактические упражнения

 

16.   Блиц-опрос:

1.      Перечислите формы работы при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).

2.      Разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

3.      Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

4.      Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

5.      Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

6.      С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

7.      Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

 

Итоги игры, награждение победителей

 

Речевое развитие должно рассматриваться как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования!

 

Игра для педагогов ДОУ «Крестики-нолики» по теме «Речевое развитие дошкольника в соответствии с требованиями

Игра для педагогов ДОУ «Крестики-нолики» по теме «Речевое развитие дошкольника в соответствии с требованиями

Речевое развитие включает владение ________ как средством общения и культуры; обогащение активного __________; развитие связной, грамматически правильной ______________ и _______________ речи; развитие речевого _____________; развитие…

Речевое развитие включает владение ________ как средством общения и культуры; обогащение активного __________; развитие связной, грамматически правильной ______________ и _______________ речи; развитие речевого _____________; развитие…

Ответ: Например: Книжный уголок,

Ответ: Например: Книжный уголок,

Теплей и ярче солнце стало;

Теплей и ярче солнце стало;

Наблюдение показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов

Наблюдение показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов

Приведите примеры творческого рассказывания сказки с использованием данной игры на основе любой сказки 9

Приведите примеры творческого рассказывания сказки с использованием данной игры на основе любой сказки 9

Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания

Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания

Методы развития речи

Методы развития речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020