Игра:
«К космическим далям — Вперед!»
Познавательно-игровая программа
Цели:
- закрепить знания детей о первых космонавтах, космических достижениях в нашей
стране и мире;
- познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми,
кто внес свой вклад в покорение Вселенной;
- расширить кругозор учащихся.
- показать творческие способности в игре.
- развивать сноровку и внимание, ловкость и находчивость - качества,
нужные любому человеку, а космонавту — особенно.
Ход игры:
Звучит песня «Трава у дома». На фоне мелодии песни дети читают стихи.
(Показ 1 слайда)
Летя сквозь звездные метели
Из века в век в бездонной мгле,
Земля качала в колыбели
Сынов, рожденных на Земле.
Но, от восторга цепенея,
Перед небесной красотой,
Землянин жил большой мечтой
Однажды породниться с нею.
Рожден бескрылым человек,
Но так шагнул размахом мысли,
Что путь свой в 21-й век
Никак без космоса не мыслит!
Ведущий.
Когда-то давно люди мечтали летать как птицы. Пытались они взлететь, прицепляя
к спине крылья из перьев или ткани, разбежавшись или прыгая с крыш домов. Но
все было напрасно.
И вот в 1731 году рязанец Ефим Крякутный поднялся в воздух на воздушном шаре,
сделанном из полотна и наполненном дымом. Горячий воздух легче холодного,
потому он и поднялся вверх. Люди решили, что произошло колдовство, и чуть было
не закопали живьем Ефима в землю.
Через 151 год (в 1882 году) в воздух поднялся первый самолет. Сконструировал
его русский офицер Александр Можайский, а в воздух поднял механик Голубович.
( Показ 2 слайда)
Родителем космонавтики тоже является россиянин. Это Константин Эдуардович
Циолковский. Им были сконструированы дирижабль, ракета на жидком топливе,
искусственный спутник Земли, автоматические лунные и межпланетные станции.
Жил Циолковский в городе Калуге. Работал в школе учителем математики и физики.
Сейчас в его доме открыли музей космонавтики.
Ученик читает стихотворение «Циолковский» (автор Николай Грибачев).
Я представляю этих зим калужских
Мохнатый снег и зимний лед,
Детишек на салазках узких,
Дворняжку Жучку у ворот
И то крыльцо, тот домик тихий
И тот, на ветхих лапах, стол,
Где время плавилось, как в тигле,
И космос на сближенье шел.
Еще аэроплан похожим
В те времена глухие был
На птеродактиля без кожи,
На этажерку с парой крыл,
А калужанин крутолобый,
Задув в семилинейке свет,
Сквозь древний потолок Европы
Уже летел в семью планет,
Уже, забыв судьбы обиды,
Под колдовской напев зимы
Рассчитывал всю ночь орбиты,
Чтоб в небе не блуждали мы.
И, слыша грохот реактивный,
Метеоритный свист ракет,
Я вижу дом неприхотливый,
Семилинейки сонный свет,
Бумаги, абажура тени,
Весь домик тот, весь город тот,
Откуда начал русский гений
Свой ослепительный полет.
(Показ 3 слайда)
Ведущий. Никогда не забудет человечество тот апрельский день 1961 года,
когда наш соотечественник - Юрий Гагарин - первым в мире открыл дорогу в
космос.
Он произнес ставшую крылатой фразу: «Поехали!», и по сей день спутники и
ракеты, посланные с Земли, бороздят космос, множество космической техники
побывало на Луне и Марсе! То ли еще будет!
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле.
В тумане утра пашни,
Заря взялась едва-едва,
Куранты бьют на Спасской башне
И просыпается Москва.
Пилот космической ракеты
На землю глянул с высоты —
Еще никто-никто на свете
Такой не видел красоты.
Внизу за стеклами кабины
В молочных облаках лежал
Далекий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.
Простой смоленский паренек,
Сын столяра и плотника,
Влюбил в себя и всех завлек
Своим бессмертным подвигом.
Его невиданный успех —
Успех всего Отечества.
Гагарин стал теперь для всех
Героем человечества.
(Яков Аким)
Ведущий. 12 апреля - традиционно отмечают как День космонавтики.
Скажите, а кто не мечтал стать настоящим космонавтом? Полететь на Луну, Марс и
другие планеты? К какому полету нужно серьезно готовиться, а начать можно уже
сегодня?
Итак, мы начинаем!
Ведущий представляет жюри, команды. Приветствие команд.
Член первого экипажа.
Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости наших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас —
И вот мы к полету готовы сейчас.
Член второго экипажа.
Скомандует диктор: «Внимание! Взлет!»
И наша ракета помчится вперед.
Прощально минуты растают вдали,
Огни золотые любимой Земли.
Член первого экипажа.
Хотим мы с тобой подружиться, Луна,
Чтоб ты не скучала все время одна!
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,
Сумеем в пути мы к тебе заглянуть!
Член второго экипажа
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету,
Отправляемся на Марс —
Звезды, в гости ждите нас!
Конкурс «Теоретическая подготовка»
(Показ 4 слайда)
Ведущая. Прежде чем стать настоящим космонавтом, многому нужно
научиться, немало нужно знать и уметь. Надеюсь, вы уже кое-что знаете о космосе
и космонавтах, поэтому попробуем сейчас определить, допускаетесь ли вы к
полету.
1. Что такое астрономия? (Наука о звездах и планетах.)
2. Чтобы быть космонавтом, нужно знать все планеты Солнечной системы. Назовите
их.
(Показ 5 слайда)
(Меркурий, Марс, Венера, Сатурн, Нептун, Плутон, Юпитер, Земля, Уран.)
3.Почему День космонавтики в нашей стране
отмечают 12 апреля? (В этот день Ю. Гагарин совершил первый космический
полет.)
(Показ 6 слайда)
4. Назовите космонавтов, которых вы
знаете. (Гагарин, Титов, Терешкова, Савицкая, Николаев, Леонов.)
(Показ 7, 8, 9 слайда)
5. Назовите космический корабль, на котором Ю. Гагарин отправился в
космос. («Восток».) (Показ 10 слайда)
6. Назовите главного конструктора космического корабля «Восток». (Академик
С. Королев.) (Показ 11 слайда)
7. Как называется место, откуда космические корабли отправляются в полет? (Космодром.)
8. Как называется защитный костюм космонавта? (Скафандр.)
(Показ 12 слайда)
9. За какое время Гагарин облетел Землю? (108 мин.)
10. Какая знаменитая реплика Гагарина прозвучала во время старта? (Поехали!)
Замечательно, все юные космонавты показали хорошие знания и могут лететь к
звездам.
2.Конкурс «Капитаны»
(Показ 13 слайда)
Ведущий: Итак, вы на планете Земля. Капитаны космических кораблей
отдыхают в Звездном городке. (Капитаны разулись, им завязывают глаза, и
рассаживают на стульях. Обувь перемешивают и складывают в центр круга.) Звучит
сигнал: «Срочно прибыть на ракету!» Капитаны должны обуться и подбежать к
своему кораблю.
(Показ 14 слайда)
Ведущая. А теперь давайте все вместе сядем на стулья (стулья заранее
расставлены в виде ракеты), закроем глаза и повторяем за мной. Включаем двигатели:
«Ж-ж-ж!» Начинаем подъем: «У-у-у!» Внимание — полетели.
3.Конкурс «Выведение корабля на орбиту»
(Показ 15 слайда)
Ведущая. Все готово к полету. Экипаж, прошу занять свои места. Осталось
только вывести наш корабль на орбиту. Итак, задание: одному человеку завязывают
глаза и подводят к месту старта. Другой будет давать ему команды: куда
поворачиваться, сколько шагов сделать, чтобы встать на «орбиту» (круг на
полу). Чем точнее будут выполняться команды, тем быстрее корабль выйдет на
орбиту.
4.Конкурс «Невесомость»
(Показ 16 слайда)
Ведущая. Итак, полет начался. После выхода в космос в корабле наступает
невесомость. Чтобы испытать, что это такое, попробуем подкрепиться
покосмически. Итак, задание: съесть без рук конфету, подвешенную на нитке.
5. Конкурс «По кратерам луны»
(Показ 17 слайда)
Ведущий: Земля — удивительная планета. На ней живут люди, животные,
растения. А на других планетах жизни нет. Американские космонавты побывали на
Луне, видели лунные кратеры, безжизненную поверхность. Внимание! А теперь мы с
вами побываем на Луне и пройдемся по кратерам. (Участникам раздаются по две
дощечки, они должны, перекладывая их и идя по ним, перейти лунные кратеры.)
6.Конкурс «Компас»
(Показ 18 слайда)
Ведущая. Продолжим путь, который нам указывают звезды. А для того чтобы
верно знать, куда нам следует держать путь, попробуем узнать, какая звезда нам
поможет не затеряться в Солнечной системе.
Итак, задание: решить выражения и записать ответы в таблицу в порядке
возрастания. Во вторую строку расставить буквы, которые соответствуют этим
числам.
46 — 18 = 28 (П) 91 -28 = 63 (Л)
93 —15 = 78(H) 25 + 39 = 64 (Я)
26 + 17 = 43(0) 40 + 26 = 66 (Р)
33 + 56 = 89 (А) 89 + 11 = 100 (Я)
28 43 63 64 66 78 89 100
П О Л Я Р Н А Я
Полярная звезда всегда указывает на север. Итак, если вы будете стоять к ней
лицом, то за спиной будет ... (юг), слева ... (запад), а справа
... (восток).
7.Конкурс «Радиограмма»
(Показ19 слайда)
Ведущий: Итак, наш путь лежит к планете Марс. Но что это? На борт
корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы. Кто может
разгадать эти загадочные цифры? Радисты! Кто быстрее их расшифрует? (Каждому
экипажу вручается телеграмма, которую надо прочесть с помощью шифра.
Текст-шифровка дается один и тот же.)
3, 14, 9, 13, 1, 14, 9, 6 (внимание)
16, 15, 18, 1, 5, 11, 1 (посадка)
14, 6, 3, 15, 8, 13, 15, 7, 14, 1 (невозможна)
30, 16, 9, 5, 6, 13, 9, 32 (эпидемия)
18, 16, 1, 18, 1, 10, 19,6, 18, 29 (спасайтесь)
Ведущий: Быстрее расшифровал телеграмму экипаж ... Вы правильно
прочитали телеграмму. Поэтому мы не можем совершить посадку на этой планете и
летим дальше, на планету Меркурий. На этой планете живут маленькие меркурята.
Они изучают предметы, которые похожи на ваши, но только называются по-другому.
8. Конкурс «Переводчики»
(Показ 20 слайда)
Ведущий: Я буду называть меркурийские предметы, а вы попробуйте
догадаться, какому вашему школьному предмету они соответствуют.
Плюсминусник — математика
Абвгдейка — чтение, русский язык
Картинотворение - изо
Скокпрыг — физкультура
Ля-ля-фа — музыка
Мироучение — природоведение
Ногопляс — ритмика
Собеседник — риторика
9. Конкурс «В минуты отдыха»
(Показ 21 слайда)
Ведущая. Ребята, а чем космонавты занимаются на борту космического корабля?
Да, они работают. Но у них есть время и для отдыха. Как все обычные люди, они
едят, спят, читают, смотрят телевизор и даже пишут стихи. Итак, задание:
закончить стихотворение.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного ... (космодрома).
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической ... (орбиты).
С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твердо веря,
Что подрастешь и полетишь
К загадочной ... (Венере).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом ... (скафандре).
А еще космонавты любят просто повеселиться и поиграть. Задание: игра в
бадминтон воздушным шариком.
(Показ 22 слайда)
Ведущая. Ребята, как не жаль, но нам нужно возвращаться домой на Землю.
Горючее кончается, родные очень скучают и ждут нашего возвращения. Итак,
приготовиться к спуску. Сядем все вместе на стулья, закроем глаза и повторяем
за мной. Начинаем спуск: «У-у-у!» Внимание — посадка: хлопок. Выключаем
двигатели: «Ш-ш-ш». Мы благополучно приземлились на планете Земля. Ребята, вам
понравилось наше необычное путешествие? (Ответы детей.)
Ведущий. Подведем итоги, заслушаем наше жюри.
Члены жюри подводят итоги и сообщают окончательный результат.
Ведущий. А теперь наступил самый приятный и торжественный момент -
награждение победителей.
Проводится награждение.
(Показ 23 слайда)
Ведущий. Молодцы, ребята! Вперед, к покорению космических далей! Но не
забывайте при этом о нашей родной планете. Помните слова Ю. А. Гагарина:
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди,
будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.