Игра как метод экологического воспитания.
Разработала Латыпова З.Ш.методист
Игрой ребенок поглощен всецело,
Часами пропадает он в игре,
Своим важнейшим увлечен он делом
В саду, с друзьями, дома, во дворе.
Актуальность
Экологическое воспитание школьников — это часть общего образовательного процесса.Экологическое образование развивает мышление, эрудицию, эмоциональную сферу. Способствует нравственному воспитанию. В процессе экологического воспитания обучающиеся овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения ,осознанают причинно-следственные связи в природе.
Ребёнок, освоивший экологические правила, учится безопасному поведению в природе. Лучше всего освоение новых экологических знаний у детей проходит через игру .
Игра является ведущим видом детской деятельности. Игра эффективно формирует личность ребёнка его морально — волевых качеств, в игре ребёнок может почувствовать себя в любой роли. Через игру, обучающиеся учатся распоряжаться знаниями в различных условиях.
Цель: формировать у обучающихся экологическую культуру через игры.
Задачи работы:
-показать разнообразие природных объектов посредством игры
- развивать понимание единства всего живого на Земле
- воспитать бережное отношение к природе
Большим приимуществом в Экоценте, является, наличие живого уголка, где дети могут наблюдать живые природные объекты и взаимодействовать с ними. Музей природы состоящей из значительной коллекции чучел животных и частей животных также помогает в формировании экологического поведения.Помимо живых объетов в Экоцентре собранна масса игр, настолок. Например «Зоопарк», «Найди парочку», «Составь пищевую цепь», «Найди отличия», «Ктоя? Пресмыкающееся или земноводное», «Строение Земли», «Что можно сдать в переаботку?»А также электронная игра «Джин»-по ряду вопросов, игрушка отгадывает загаданное животное. Наборы насекомых, членистоногих.
Результаты:
Играя, обучающийся научиться устанавливать причинно-следственные связи, научится экологичному поведению в природе и в повседневной жизни.
Экологические игры можно разделить на несколько видов:
1. Ролевые экологические игры.
Например «Зоопарк в моём городе» Дети разарабатывают пример инфроструктуры зоопарка.Экспозиция,беспечение кормами, уборка, график экскурсий.(Со всем этим дети знакомы на примере работы живого уголка Экоцентра)
В экоцентр часто попадают животные. Требующие дополнительного
ухода, детёныши животных, травмированные животные. Дети учатся ухаживать за
животными попавшими в трудные ситуации, обеспечивая безопасность их
жизнелеятельности.
Полевые практики дают широкую возможность через игру формировать знания о правила
поведения в лесу,на лугу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые
травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от
взрослых).
2.Игры- путешествия Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.
3 Игры с природным материалом.
Природного материала очень много в Музее Природы Экоцентра. Обучающиеся с удовольствием играют в игры «В какой части водоёма живёт эта рыба?», «Кто я -утка или кулик?», «Я морской или речной обитатель?»
Экологический центр -идеальное место для развитии экологической культуры личности. У обучающихся есть возможность взаимодействия с природой, живыми объектами, круглый год.
Игра- эффективный и наиболее интересный приём для детей в процессе экологического воспитания. В процессе игры формируется знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе. Играя в игры с природными материалами, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы.
Игра развивает у обучающихся наблюдательность, способность видеть причинно-следственные связи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.