«Игра, как одна из форм методики обучения» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Оценка 5

«Игра, как одна из форм методики обучения» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Оценка 5
Игры
doc
преподавание
7 кл—11 кл
04.10.2022
«Игра, как одна из форм методики обучения»  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что моя педагогическая работа ведется с детьми младшего возраста, а дети в данном возрасте воспринимают реальную жизнь, усваивают знания легче и лучше через игру. Она для них часть их деятельности. Игра как некое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов. Для того, чтобы понять детей, найти к ним подход нужно увлечь их игрой. Игра – нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем. З.Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает свои эмоции». Игра ребенка – это праздник. Ребенок играет с человеком, который ему интересен. Увлекается игрой, которая ему нравится. Поэтому на занятиях в творческом объединении с младшими школьниками большое количество времени надо уделять игре, чтобы получить хороший результат.
igry.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карагайлинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

«Игра, как одна из форм методики обучения»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

                                              Составитель:

                                                                        Мелёхина Нина Олеговна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение   .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Игровая методика, как одна из форм обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение . . . . . . . . .  .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

       Важными проблемами образования являются  непринятие многими детьми занятия в творческих объединениях и отчуждение их от созидательного мира взрослых. Радость познания подчас гасится однообразной ? при проведения занятия и отсутствием заинтересованности со стороны самих учащихся. В массовом сознании детей престижность хороших знаний и навыков значительно снижена. Агрессивное  поведение в общении стало  нормой, культура досуга снизилась до предела, несмотря на высокий уровень технического обеспечения жизни (телевизоры, современные кинотеатры, компьютеры, Интернет, дискотеки, технические и спортивные развлечения).

      Иное дело игра. Она позволяет осмыслить мир, выработать правила поведения, а потом следовать им. Учится общаться с другими детьми. Почувствует себя значимым для общества. А главное получит море эмоций положительных для себя.

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что моя педагогическая работа ведется с детьми младшего возраста, а дети в данном возрасте воспринимают реальную жизнь, усваивают знания легче и лучше через игру. Она для них часть их деятельности. Игра как некое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов. Для того, чтобы понять детей, найти к ним подход нужно увлечь их игрой. Игра – нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем. З.Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает свои эмоции». Игра ребенка – это праздник. Ребенок играет с человеком, который ему интересен. Увлекается игрой, которая ему нравится.

     Поэтому на занятиях  в творческом объединении с младшими школьниками большое количество времени надо уделять игре, чтобы получить хороший результат.

    Объектом исследования принята игровая методика.

     Субъектом исследования послужило творческое объединение «Родничок».

                                                           

      Цель реферата заключается в исследовании ведения игровой методике на занятиях младших школьников.

     Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- изучить

-выявить возможности

 

 

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ.

    Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Игра на занятиях может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний средством  нравственно-волевых качеств. Специфика  обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и в правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше, чем им предполагают просто запомнить. Цель игры активирует внимание, мышление, память.

Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннего мира ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуации.

Игра – это своего рода действие. Какое-либо действие всегда преследует определенные цели. Цели, различные по своему содержанию, влекут за собой и различные виды действий.

В игре взрослый – организатор и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и критик. Владение игровым уровнем контакта требует духовной утонченности. В игре раскрывается все лучшее, есть в человеке. Партнер вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или тот, кому необходима ваша помощь в интересах общего дела. Это сразу создает сближения, т.е. совместной работы. В процессе игры постепенно рождается интерес не только к игровой  роли, но и умственной и деловой активности партнера, его включаемости в общую задачу. Все меньше и меньше участники игры думают о себе, как выглядят и какие индивидуальные роли раскрывают перед партнером, все больше их интересует содержательная сторона игровой деятельности и результат. Особенности каждой личности как бы отодвигаются на второй план, но в то же время соприкасаются и при всем имеющимся несходстве объединяются: общим делом, общей заботой, дружным поиском истины. Происходит это сближение без специальных усилий партнеров и даже в обход их сознания. Завязывается дружба у детей, появляются общие интересы.

Педагог оказывает на учащихся прямое действие виде требования, совета, напоминания и т.д. Но не всегда такое воздействие оказывается эффективным. В игре ребенок не ощущает себя объектом воздействия. Дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и решают их. В игре воспитание переходит в самовоспитание. Непрямое  воздействие взрослого на ребенка не сразу достигает результата, но оно более эффективно.

В играх формируется не только характер ребенка, но и его поведенческий стереотип- уверенность в себе, непринужденность в общении, умение сдерживать свои чувства, вежливость и предупредительность, то есть все то, что составляет основу хороших манер и хорошего воспитания.

В игре каждый может проявить себя, примерить свое «Я» к другим «Я». Окно из высочайших ценностей участия в играх - обогащение эмоциями. Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас- контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху. Таким образом, в играх на всякой возрастной ступени детства закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребенка как личность во взрослой жизни.

Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувство единства, коллективной радости.  Складывается ситуация, когда ребята вместе переживают горечь поражения или радуются победе. Тогда общая радость или печаль становится личной, а личная – общей. Именно в играх рождается детское содружество, а значит и терпимое отношение друг к другу, и взаимовыручка, и бескорыстность, и доброта.

Игра, несомненно, воспитывает и развивает творческую инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами выбирают способы их реализации. Участвуя в игре, ребенок обретает важнейшую человеческую способность-умение самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, сообразно обстановке и имеющейся информации. В силу неверных традиций дети часто приучаются лишь слепо выполнять решения старших или принимать «стандартизированные массовые» решения, а не мыслить  и действовать самостоятельно.

Игра развивает воображение и мышление ребенка, любознательность и способность к экспериментированию.

Однако и та же игра может выступать в разных функциях. Обучающая функция заключается в развитии общеучебных умений и навыков. Развлекательная функция проявляется в сознании благоприятной атмосферы для общения со сверстниками и взрослыми. Игра объединяет учащихся, формирует коллектив, способствует установлению эмоциональных контактов, в этом состоит коммуникативная функция игры. Игра служит снятию эмоционального напряжения, возникшего в общении, в других видах деятельности в этом выражается релаксационная функция. Игра несет психотерапевтическую функцию - ребенок приобретает навыки подготовки своего физического состояния для более эффективной деятельности, перестраивается психика детей для усвоения больших объемов информации.

Игровая деятельность может выступать в качестве сильнейшего средства воспитательного воздействия и оказывать существенное влияние на развитие тех или иных качеств ребенка, которые впоследствии будут определять его как личность во взрослой жизни, от которых будет зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

В пользу выбора игровой деятельности в качестве приоритетной говорит и тот факт, что далеко не каждому ребенку другие виды деятельности, таких как учеба, труд, спорт или художественная самодеятельность, дают активные роли, а вот игры доступны и интересны всем. Любой ребенок, независимо от его талантов и способностей , может самоутвердиться и самореализоваться в игре , повысит свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

Таким образом, в результате педагогически спланированной и системно организованной игры создается особая воспитывающая среда, которая по тематике, форме, настроению, содержанию совпадает с актуальной игровой потребностью детей.

Игра должна соответствовать возрасту учащихся, количеству участников, их подготовленности, целям и задачам обучения, располагать временем и помещением для ее проведения. Рассмотрите все возможные варианты проведения, выберите самый оптимальный. Учитывайте и свою подготовленность, начинайте играть в самые «простые» игры, постепенно переходя к более «сложным». Разработайте игровое действие, опишите сюжет и роли участников. Для каждого ребенка подберите роль, которая наиболее соответствует его характеру, способностям, физическим данным. Многие игры требуют специального реквизита, костюмов. Подготовьте их. Привлекайте  детей к планированию игры, подготовке необходимого реквизита, разработке сюжета. Участвуйте в игре вместе с детьми.

Планируя игру, помните, что она должна:

-содействовать сплочению коллектива;

-иметь познавательное значение;

-активизировать общественную деятельность;

-обеспечивать мыслительную активность участников;

-создавать условия для детского творчества;

-иметь «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Игра продолжает играть большую роль в жизни младшего школьника, а освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно. Учение – это сложная деятельность, требующая сосредоточения внимания, активизация мышления, памяти и других познавательных процессов. Но очень трудно, особенно детям, сосредотачиваться на том, что неинтересно. Одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, напротив, активизации пассивных детей, при этом и тем и другим детям становится дискомфортно. У младших школьников появляются специфические реакции: страх, слезливость, заторможенность, напряженность, истерики.

Именно с этой целью – чтобы заинтересовать детей, включить их активную познавательную работу – и используются на уроках игровые моменты. Но часто они имеют целью только формирование интереса к учению, но и в процессе игры решаются конкретные задачи обучения: дети незаметно для себя играя, приобретают новые знания и умения – внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру и игровые приемы особыми формами обучения. В игре происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игровые приемы помогают сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игровых приемов в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Важно продумать поэтапное распределение игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игровой момент должен решать задачу усвоения темы, в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игровой момент должен отвечать следующим требованиям: быть интересным, доступным, включать разные виды деятельности детей.

Сюжет игровых приемов и их тематика могут быть самыми разнообразными, но нам в данном исследовании, важно было придерживаться выбранной, в процессе изучения интересов детей, тематики игровых моментов. Важно также подбирать игровые приемы на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, поисковую.

Познавательно-контрольные игры стимулируют учащихся к активному овладению знаниями. Дают возможность детям проявить себя, показать свои достижения в изучении предметов и явлений природы в обстановке соревновательности. Игры воспитывают активное речевое общение, умение доказывать правильность своей точки зрения. К ним можно отнести следующие виды: викторины, турнир, конкурс.

В игре должна реализовываться не только и не столько развлекательная функция. Игра не должна быть просто ради игры. Очень важен тот «воспитательный заряд», который несет она в себе. Ценность любой игры должна определяться тем, насколько участие в ней способствует развитию в детях позитивного отношения к действительности, формированию ценных ориентиров личности.

Необходимо осуществлять поиск воспитательных средств и подходов, направленных на формирование гуманистических, жизнеутверждающих ценностей: доброты к людям,  чуткости, сострадания, заботы о природе и животных, любви к родному краю и т.д.

Помимо нравственной доминанты, другим значимым аспектом игровой деятельности является их творческая направленность.

Развитие мотивации к творческому и познанию - одна из тех задач, которую мы стараемся реализовывать в игровой деятельности.

Этому способствует разработка проблемных, занимательных, творческих заданий, которые я обязательно включаю в интеллектуально-игровые творческие моменты, ставя перед собой задачу: научить детей приемам поисковой и творческой деятельности.

В ходе исследования были использованы разнообразные игровые приемы подчиненные единой цели: сформировать познавательный интерес  у младших школьников. Это были – кроссворды, ребусы игровые задания, которые приносили к нам сказочные герои, игровые проблемные ситуации, загадки. Рассмотрим некоторые из них.

1.Кроссворды. Их любят дети разгадывать все: от мала до велика. Кроссворд можно использовать на различных этапах занятия.

Велико воспитательное обучение и развивающее значение кроссвордов. Они не только повышают интерес к уроку, но и являются своеобразной тренировкой ума ребенка, развивают его мышление, память, воображение и другие психические процессы.

На занятие необходимо было проверить пройденный материал по теме «Изобразительное искусство. Закрепление знаний по жанрам картин», с этой целью использовался кроссворд по данной теме. И сразу были решены две задачи занятия: повторялся и закреплялся изученный материал и повышался интерес детей к данному учебному предмету и к данному конкретному занятию. Когда был предложен кроссворд, все ребята сразу включились в работу, каждому хотелось показать свою сообразительность, свои знания и вписать слово в кроссворд.

2.Хорошей пищей для ума является ребус. С его помощью можно объявить тему занятия или ввести термин, на занятие с помощью ребуса можно сообщить фамилию художника или название картины и т.д. А если ребус принесет какой-нибудь сказочный герой, то интерес к данному заданию, а соответственно и к уроку, повыситься в двойне. Для большей эффективности наряду с ребусами на уроке можно использовать и другие средства интереса, например, стихи. Они помогут вам создать соответствующий настрой детей на занятии.

Созданию эмоциональной атмосферы урока у младших школьников способствует сказочно – игровая форма преподнесения учебного материала. Ученикам как бы исподволь, в увлекательной форме преподносятся нужные знания. Сказочная завязка на уроке организует детское внимание на нужной проблеме. Чудесные превращения, увлекательные путешествия, совершенные детьми на уроке вместе со сказочными героями, воспринимаются ими глубоко и прочно.

3.Особую привлекательность для детей всех возрастов представляют игры-викторины как одна из разновидностей дидактических игр. В Толковом словаре русского языка викторина рассматривается как «игра в ответы на вопросы из разных областей знаний». Важнейшим атрибутом этой дидактической игры  является серия вопросов, задаваемых группе детей в целях выявления их эрудиции, а в конечном счете, и чемпионов – победителей. Поэтому при ее проведении царит дух состязательности, соревновательности, высокая активность участников игры, если содержание вопросов-заданий в основном соответствует имеющимся знаниям детей.

Воспитательно-образовательное значение игр-викторин в том, что они мобилизуют интеллектуальные силы растущего человека, вызывая удовлетворение, наслаждение, внутреннюю раскованность, заинтересованность. Наличие же занимательности в содержании и формах подачи материала значительно повышает их статус и педагогическую эффективность. К числу таких необычных форм можно отнести разновидности тематических игр, погружающих ее участников в воображаемую ситуацию, путешествие в природные сообщества, перекличку времен и явлений. Примером такой игры может служить тематическая игра-викторина «Вдоль лесной тропинки» - любимая игра младших школьников.

Цель игры – углубление и обобщение знаний детей о природных обитателей леса, связях с местами обитания. Игру целесообразно провести в виде воображаемого путешествия в лес. Занятие должно быть правильно наглядно оформлено: иллюстрации на стенах, макеты кустарников, деревьев, игрушки зверей. Предлагается пройти детям по лесной опушке, но при этом ответить на вопросы в виде  загадок, первые буквы отгадок (название животных, деревьев, птиц) подскажут название путешествия. Дети пишут, на листках отгадки и по их ответам подводится итог, чествуют победителей.

Эта игра имеет универсальный характер применения – и на занятиях, и в летнем лагере, и в учебном процессе. Проведение подобных игр значительно повышает знания детей о многообразии окружающего мира. В отличие от тематических викторин, предметные и проблемные викторины, состоящие из различных вопросов, заданий, имеют большие возможности для комплексного воздействия на развитие у играющих детей познавательных, эмоциональных, ценностно-нормативных и волевых компонентов отношений к окружающему миру. Именно поэтому они – постоянные спутники конкурсов, олимпиад, праздников и других мероприятий. Для детей более привлекательны игры с рисунками  и загадками, в них воедино сливаются поэтическое слово и наглядный образ природного объекта или явления.

4.Среди дидактических игр можно выделить тренировочные игры. Целевым назначением этих игр является приобретение и закрепление настольные игры.

5.Загадки являются универсальным средством, т.к. их можно использовать на любых типах занятия, различных их этапах… все ребята любят загадки. С удовольствием их разгадывают и загадывают сами. Процесс отгадывания загадки является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Этот процесс приучат ребят к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Интересно было наблюдать, как «загорались» глаза ребенка, когда он верно находил отгадку.

Эти игры отличаются рядом особенностей: они носят определенную тематическую направленность («Цветочный хоровод», «Цветочное лото», «Кто я ?» и т.д.), сопровождаются натуралистическими (гербарий, экземпляры объектов природы, во время экскурсий- живые растения и животных) и изобразительными ( картинки, слайды, книги) наглядными пособиями.

6. Сказочные гости. Повторение изученного материала – все эти действия повторяются из урока в урок, и ребенку становится скучно и неинтересно этим заниматься. Но вот, на уроке появляется гость, и уже ребята не просто так повторяют пройденное, а помогают Водяному сделать рыбок из бумаги, с помощью сгибания из квадрата и «выпустить в море». Герои сказок, звери и птицы из окружающей нас природы помогли оживить занятие, активизировать ребят. Эти игровые приемы больше всего помогали нам использовать необходимую природную тематику. Например, осень, многие птицы улетают в теплые края, но есть и такие, которые прилетают к нам зимовать. Кто это? Дети перечисляют. Педагог: «Сегодня к нам на урок прилетел снегирь».

7.Веселые упражнения. Дети больше всего на занятии не любят выполнять упражнения на повторение. Чтобы привлечь интерес для ребят используются упражнения с интересным для ребят сюжетом или в стихотворной форме.

8.Игровые проблемные ситуации. На занятии предстоит изучению нового материала, а ребята устали, часто отвлекаются и не слушают. Для этого в начале урока ребятам предлагается проблема, разрешить которую они смогут только тогда, когда изучат данную новую тему. Перед детьми появляется цель, к которой они будут стремиться весь урок и в результате будут внимательны и активны.

Перечисленные игровые приемы использовались на всех занятиях, но большее внимание уделялось занятию по работе с соломкой как наиболее сложному для ребят. Не  редко на одном уроке используется на 1, 2 и 3 приема, но не более, поскольку занятие – это прежде всего серьезный труд. Я делаю этот труд интереснее и доступнее для ребят, но нельзя и засорять урок игровыми моментами, заменять необходимые в ходе занятия элементы занимательности пустым развлекательством.

Однако иногда, после изучения большой темы, можно проводить уроки, которые полностью состоят из игровых приемов. Это итоговые занятия, занятия, на которых педагог видит, как дети усвоили материал изученной темы. В качестве таких занятий могут выступать занятия – путешествия. Путешествия во Вселенную, ребята на различных планетах выполняют задания по изученной теме, а по успешности их выполнения педагог судит о качестве усвоенных детьми знаний. Если каждую большую тему завершать подобными занятиями, то и  учиться ребята будут активно и с интересом. В моей работе был проведено занятие по теме «Оригами».

Исходя из выше сказанного, можно выдвинуть общие правила в организации и проведении дидактических игр:

1.                          Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.

2.                          Игру можно оживлять внесением новых правил, нового содержания, изготовлением атрибутов игры.

3.                          В игре необходимо создавать непринужденную обстановку, нельзя сдерживать двигательную активность ребенка, пусть дети прыгают, бегают, сидят (по возможности) на полу, кричат, смеются.

4.                          Желательно, чтобы школьники готовились к игре заранее и самостоятельно: мастерили пособия, учили слова, роли.

5.                          В игру желательно вносить сказку, стихи, песенки, волшебную палочку – все то, что придаст ей необычность, праздничность, желанность.

6.                          Если во время игры учащиеся затрудняются в выполнении действий, то педагог может взять на себя выполнение какой-либо роли, что активизирует детей, регулирует их взаимоотношения.

7.                          Важно вовремя подготовить ребят к окончанию игры, для чего педагог заранее ставит перед детьми цель и оговаривает время проведения игры.

8.                          После игры желательно ребят оценить, похвалить, провести коллективное обсуждение игровых действий.

 

         Дидактическая игра используется на любом типе урока (комбинированном, предметном, обобщающем, контрольном, уроке по изучению нового материала, уроке-экскурсии), на любом этапе урока (проверки знаний, объяснении новой темы, закреплении и обобщении новых понятий). Но нельзя увлекаться игровыми методами, нельзя приносить им в жертву главную тему урока или забывать о ценности многих других методов обучения.

          Дидактические игры разделены на 3 группы: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

          В играх с предметами используются игрушки и природный материал. В настольно-печатных – парные картинки, лото, домино, кроссворды, ребусы. Словесные игры построены на словах и в действиях играющего.

           Отдельно рассмотрены подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподенамии.

          Подвижные игры разделены на две группы: физминутки, игры для экскурсий и прогулок.

         Физминутки  проводятся для снятия психологического и физического напряжения на уроках. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме  и содержанию разнообразны, одни и те же физминутки быстро надоедают. Поэтому будет лучше, если физминутка по возможности соответствует предмету и теме занятия. Этого добиться достаточно просто, например, педагог беседует с детьми о насекомых  и птицах осенью, физминутка может быть такой: «Дети встаньте. Покажите, как летает бабочка, а как прыгает кузнечик, как летит стриж». Самые популярные физминутки – это двигательно-речевые, где дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения.

       Подвижные игры для экскурсий и прогулок по названию или игровым действиям имеют природоведческий смысл. Не секрет, что на уроке-экскурсии школьники ведут себя очень активно, трудно педагогу наладить дисциплину. Подвижные игры помогут организовать ребят.

        При проведении подвижных игр следует соблюдать следующие правила:

1.       Четко объяснено содержание и правило игры, показать самые сложные действия.

2.       Желательно, чтобы дети сами участвовали в организации игр, вносили дополнения, усложнения правила.

3.       Педагог может принимать непосредственное участие в игре или помогать детям при выполнении действий.

4.       Зная индивидуальные особенности детей, педагог регулирует их двигательную активность, по-разному оценивает их действия.

5.       Педагог должен учитывать сезонный принцип: зимние игры проводятся во время зимних прогулок и экскурсий, а игры о цветах, листьях деревьев и кустарников – осенью  и весной.

           Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и потому являются самыми универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

         Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления    инициативы  и творчества.  Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

          При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:

            1.Возраст играющих.   При подборе игр надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным.

            2.Помещение для игр. При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. Если игры проводятся в большом зале или в просторном коридоре, никаких ограничений для выбора той или иной подвижной игры нет. В небольшом помещении возможности ограниченны. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т.п. Подвижные игры тоже можно проводить, но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети – зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять. Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.

             3.Игры на воздухе. Проведение их зависит от времени года и погоды.

             4.Число участников. Не все игры проводятся со всем составом группы. Нередки случаи, когда часть детей занята какой-либо работой, а другая часть свободна и ее надо занять. В этих случаях очень хороши игры за столом, настольные игры.

        5.Инвентарь для игр. Инвентарь заранее готовится перед игрой.

        Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и после окончания игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. После занятий физическим трудом детям лучше поиграть в спокойные игры, малоподвижные, игры на проверку внимания, сообразительности и т.п.

       При подборе игр педагог должен знать любимые игры детей. Для этого педагог беседует с детьми о играх в какие играет дома, на улице, с друзьями, с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словом волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

       Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

       Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают педагога с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

     У педагога дополнительного образования больше возможностей научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Игра должна войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятия и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником для педагога.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    

ПРИЛОЖЕНИЕ.

«Цветочное лото»

Детей  делят на группы по 4-5 человек. Ведущий раздает детям наборы открыток или картинок и готовит загадки о каждом растении. Взрослый читает загадку, а дети находят в наборе соответствующую карточку. Последовательно отгадывают название всех растений. Побеседуйте, по каким признакам дети узнали растение. Предложите детям разные задания:

а) выбрать растения, которые человек выращивает как комнатные, в саду, которые растут в лесу;

б) разделить растения на группы: с желтыми, красными, синими цветками;

в) выбрать растения, которые растут у воды, в лесу, на лугу;

г) разделить растения на группы: деревья, кустарники, травянистые растения.

«Распознай дерево»

Игра может проводиться как на природе, так и в помещении. Учитель подбирает картинки с изображением разных видов растений и кустарников, листья или иголок, плодов и семян. Организатор загадывает загадки, а дети находят отгадку: в лесу подходят к соответствующему дереву, если игра проводится в помещении - находят картинку. Далее предлагается  выбрать, какой лист, плоды и семена относятся к данному растению. Так как все растения не могут одновременно находиться в одной стадии вегетации ( плодоношения, например), то кроме природного материала подбираются картинки.

«Чей это дом?»

Дети отгадывают загадки о животных. А затем составляют парами картинки с изображением животных и изображения их жилищ. Например: хатка бобра, гнездо птицы, дупло, в котором живет дятел, жук и кора дерева и т.д.

Первый вывод игра рассматривается как социокультурная система с ограниченным сроком существования. Важный момент это вопрос о времени игры. Время должно рассматриваться в качестве некоторого универсального понятия по отношению к игре. Действительно. Чтобы уберечь игру от развала и сознательно определять ее ход, ведущий должен располагать средствами конструирования временных структур игры, то есть он должен управлять ее временем.

Игровая модель в творческом объединении  отвечает потребностям и интересам детей, позволяет организовать яркую, насыщенную и разнообразную деятельность участников, создает возможности для реализации творческого потенциала детей, их личностного роста.

Анализируя опыт работы по игровой практике за последние годы, следует отметить, что активное системное использование творческих игровых форм и методов в работе дало ожидаемые результаты; в творческом объединении создан благоприятный психологический климат, способствующий творческому росту и развитию личности. Дан приоритет эмоциональной сфере ребенка. Дети, занимающиеся в творческом объединении отличаются гибкостью и раскованностью мышления, жизнерадостностью, инициативностью, умением дружить, общаться и действовать в коллективе.

   

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карагайлинская основная общеобразовательная школа» «Игра, как одна из форм методики обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карагайлинская основная общеобразовательная школа» «Игра, как одна из форм методики обучения»

Содержание Введение .

Содержание Введение .

ВВЕДЕНИЕ. Важными проблемами образования являются непринятие многими детьми занятия в творческих объединениях и отчуждение их от созидательного мира взрослых

ВВЕДЕНИЕ. Важными проблемами образования являются непринятие многими детьми занятия в творческих объединениях и отчуждение их от созидательного мира взрослых

Субъектом исследования послужило творческое объединение «Родничок»

Субъектом исследования послужило творческое объединение «Родничок»

В игре взрослый – организатор и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и критик

В игре взрослый – организатор и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и критик

Игра, несомненно, воспитывает и развивает творческую инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами выбирают способы их реализации

Игра, несомненно, воспитывает и развивает творческую инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами выбирают способы их реализации

Игра должна соответствовать возрасту учащихся, количеству участников, их подготовленности, целям и задачам обучения, располагать временем и помещением для ее проведения

Игра должна соответствовать возрасту учащихся, количеству участников, их подготовленности, целям и задачам обучения, располагать временем и помещением для ее проведения

Игровые приемы помогают сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение

Игровые приемы помогают сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение

Этому способствует разработка проблемных, занимательных, творческих заданий, которые я обязательно включаю в интеллектуально-игровые творческие моменты, ставя перед собой задачу: научить детей приемам поисковой и творческой…

Этому способствует разработка проблемных, занимательных, творческих заданий, которые я обязательно включаю в интеллектуально-игровые творческие моменты, ставя перед собой задачу: научить детей приемам поисковой и творческой…

Особую привлекательность для детей всех возрастов представляют игры-викторины как одна из разновидностей дидактических игр

Особую привлекательность для детей всех возрастов представляют игры-викторины как одна из разновидностей дидактических игр

Среди дидактических игр можно выделить тренировочные игры

Среди дидактических игр можно выделить тренировочные игры

Не редко на одном уроке используется на 1, 2 и 3 приема, но не более, поскольку занятие – это прежде всего серьезный труд

Не редко на одном уроке используется на 1, 2 и 3 приема, но не более, поскольку занятие – это прежде всего серьезный труд

Дидактическая игра используется на любом типе урока (комбинированном, предметном, обобщающем, контрольном, уроке по изучению нового материала, уроке-экскурсии), на любом этапе урока (проверки знаний, объяснении новой…

Дидактическая игра используется на любом типе урока (комбинированном, предметном, обобщающем, контрольном, уроке по изучению нового материала, уроке-экскурсии), на любом этапе урока (проверки знаний, объяснении новой…

Зная индивидуальные особенности детей, педагог регулирует их двигательную активность, по-разному оценивает их действия

Зная индивидуальные особенности детей, педагог регулирует их двигательную активность, по-разному оценивает их действия

Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и после окончания игр

Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и после окончания игр

Она уместна во многих случаях.

Она уместна во многих случаях.

Время должно рассматриваться в качестве некоторого универсального понятия по отношению к игре

Время должно рассматриваться в качестве некоторого универсального понятия по отношению к игре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022