Итоговая аттестационная работа
по теме «ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Ульяновск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I. Роль игры на уроках английского языка в младших классах в формировании коммуникативной компетенции…………………………………..
1. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………….5
2. Определение понятия «коммуникативная компетенция»………………………7
3. Игровые технологии как способ развития коммуникативной компетенции….9
4. Требования к играм………………………………………………………………..9
5. Классификация игр ………………………………………………………………11
6. Значение игры на уроке иностранного языка…………………………………..13
ГЛАВА II. Методические рекомендации для учителя по проведению уроков иностранного языка в 2-4 классах
1. Психолингвистические особенности детей младшего школьного возраста..15
2. Игровые технологии на уроках английского язык
(УМК «Spotlight 2-4»)………………………………………………………….…..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………… ….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. И именно игра, как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками обрела обучение, как и детская аудитория, на которую она рассчитана, наиболее приемлема, для применения ее в младших классах, т.к. именно здесь и существует неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.
Литературные источники: монографии отечественных авторов по дидактике, учебные пособия, статьи ученых, педагогов, учителей-практиков в педагогической периодике, а также собственные методические разработки для работы по преподаванию английского языка в начальной школе.
Объектом исследования данной работы является учебный процесс по иностранному языку в младших классах, а предметом исследования - методика использования игры на уроках иностранного языка.
Цель данной работы заключается разработке серии уроков с использованием дидактических игр в младших классах на уроках английского языка для формирования речевой компетенции.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста
2) раскрыть понятия «компетентность», «компетенция», «коммуникативная компетенция»;
3) проанализировать реализацию принципа коммуникативной направленности на уроках иностранного языка;
4) дать характеристику игре и рассмотреть цели, задачи и содержание игр;
5) представить собственные методические разработки по иностранному языку с собственными методическими рекомендациями.
Методы исследования
1) Теоретический анализ педагогической литературы;
2) Классификация различных дидактических игр по иностранному языку;
3) Практическая разработка методических рекомендаций по проведению уроков в 2-4 классах.
ГЛАВА I. Роль игры на уроках английского языка в младших классах в формировании коммуникативной компетенции
1. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.
Интерес привлекает уже и то, что не обязательно должно быть дано в личном, настоящем или прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.
Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебно-познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда, только складывается, т.е. в младшем школьном возрасте.
Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах, или познавательных способностях. Это психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно также без речи и внимания.
В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III - IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом из бегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка. Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка - это как бы "недоразвитое" мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.
Таким образом, можно утверждать, что младший школьник - это "маленький взрослый", у которого начинаются формироваться важнейшие процессы. И очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
2. Определение понятия « коммуникативная компетенция»
Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:
а) языковых знаний и навыков;
б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
§ читать и понимать несложные, аутентичные тексты ( с пониманием основного содержания и с полным пониманием);
§ устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
§ в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку.
§ умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).
Так определяется минимальный уровень коммуникативной компетенции в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам.
Характер навыков общения, входящих в коммуникативную компетенцию и отличающихся от знаний собственно языка, можно проиллюстрировать на примере, так называемых косвенных речевых актов. Косвенным называется такой речевой акт, форма которого не соответствует его реальному значению в данной ситуации. Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнёра: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями.
На основе вышесказанного коммуникативная компетенция может быть определена как « средства, необходимые для контроля и формирования речевой ситуации в социальном контексте».
Цель формирования коммуникативной компетенции - состоявшийся коммуникативный акт.
Средства достижения этой цели - составляющие коммуникативной компетенции (языковые знания и навыки, речевые умения, лингвострановедческий компонент содержания обучения).
Важнейшим компонентом коммуникативной компетенции по праву признаётся языковая компетенция, обеспечивающая на основе достойного объёма знаний как конструирование грамматически правильных форм и синтаксических конструкций, так и понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с нормами ИЯ.
Принцип коммуникативной направленности определяет отбор и организацию учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях. Тема регулирует и минимизирует речевое поведение собеседников. Она обеспечивает им взаимодействие в содержательном плане (о чем можно научиться говорить, читать, писать), иначе невозможно осуществить минимизацию объема языкового материала и в то же время сохранить коммуникативный характер обучения и ее направленность на достижение практически значимых целей. Сфера общения позволяет установить, где, когда, между кем может происходить общение, в какие социально-коммуникативные роли вступает человек. В, Л. Скалкин выделяет восемь сфер общения, характерных для любого современного языкового коллектива. В условиях школьною поучения репертуар ролей невелик. Это учитель - ученик, ученик - соученики, сын/дочь - мать/отец, зритель- артист, врач пациент, покупатель - продавец и другие. Во всех, случаях возникает ситуация общения, включающая в себя тех, кто говорит, кому говорит, отражающая взаимоотношения говорящих, обстановку, в которой происходит речевой акт, тему. Иными словами ситуация - это совокупность обстоятельств, побуждающих к речи в цели воздействия человека на других людей. При обучении иностранному языку в школе создаются учебные ситуации.
Принцип коммуникативной направленности определяет средства обучения, с помощью которых можно обеспечить овладение коммуникативной функций изучаемого языка на основе аутентичного звукового и печатного материала, нужного для общения, стимулирующего его.
Принцип коммуникативной направленности, ставит перед необходимостью соответствующей организации самого учебно-воспитательного процесса, деятельности учащихся в нем, использования различных организационных форм дли включения каждого в общение при помощи разнообразных игр, в том числе и ролевых.
Реализация этого принципа требует соблюдения условий, благоприятствующих общению. И, наконец, принцип коммуникативной направленности призван обеспечить результаты обучения этому предмету в шкале, удовлетворяющие законный требованиям нашего общества, - хотя бы элементарное владение иностранным языком каждым, оканчивающим школу.
С самого начала обучения учащимся нужно помочь в приобретении элементарного умения общения на изучаемом языке. Дети младшего школьного возраста способны к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного: осуществлению речевых действий с учебным материалом в близких им ситуациях общения. Однако, чтобы общение было возможным, требуется отбор и такая организация учебного материала, при которой детям было бы о чем, с кем, для чего говорил, и делать это им было бы интересно. Способствуют этому игровые технологии.
Принцип коммуникативной направленности в обучении должен пронизывать весь учебный процесс. Опора на него должна иметь место при презентации языкового материала, чтобы учащиеся видели его коммуникативную функцию, т.с. знали, что можно с помощью дайной языковой единицы сообщить, о чем узнать, что выразить при тренировке и усвоении материала и при применении в решении коммуникативных задач.
Таким образом, на начальном этапе обучения принцип коммуникативной направленности обучения иностранному языку является ведущим, поскольку результатом обучения учащихся является формирование у них умений и навыков пользования языком как средством общения, хотя и на минимальном уровне.
3. Игровые технологии как способ развития коммуникативной компетенции
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент деятельности учителя при организации ролевых игр.
4.Требования к играм
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.
Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию коммуникативной компетенции.
Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения - способствовать развитию речевых навыков и умений.
Из понимания значения игр вытекают следующие требования к ним:
1. Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
2. В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
3. Игра должна включать себя занимательность, юмор. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Следует учитывать также и то, что любая игра в учебном процессе - методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Невозможно переоценить значение традиционного начала диалога. Хорошо отработанное, бегло и выразительно предъявленное начало диалога, переходящее из одного диалога в другой, повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого начала настраивает их на беглую и эмоциональную речь. Оно способствует эффективному "подключению" очередной темы к сумме уже усвоенных школьниками знаний и навыков.
Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации.
Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной ситуации.
Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности. Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности. Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.
Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует рассмотреть вопрос о классификации непосредственно самих игр. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует сразу оговориться, что в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет ее однозначной классификации. Попытаемся разобраться в многообразий взглядов на данную проблему.
Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:
- игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);
- символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);
- игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.
Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин.
Автором еще одной классификации является отечественный психолог П.П. Блонский, который выделяет следующие типы игр:
- мнимые игры - манипуляции импульсивного происхождения у младенцев, которые не являются собственно играми;
- строительные игры, в основе которых лежит строительное искусство ребенка;
- подражательные игры, основанные на подражании взрослым;
- драматизации, т.е. игры, в основе которых - драматическое искусство ребенка;
- подвижные игры, в которых огромную роль играет бег;
- интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных способностей ребенка.
Известный психолог Л.С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка:
- подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;
- строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений; вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;
- условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения.
Другие отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является "субъективно-объективной", то ролевые игры относятся к "субъективно-субъективным".
М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:
1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;
2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
По виду деятельности игры делятся на:
физические (двигательные);
интеллектуальные (умственные);
трудовые;
социальные;
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
предметные;
сюжетные;
ролевые;
деловые;
имитационные;
игры-драматизации.
Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентации, то в этом случае можно разделить игры на:
1. Дидактические:
а) дидактические игры открыты, т.е. исход игры нельзя предугадать;
б) они повторяемы, игру можно в любое время, прервать и начать заново;
в) дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть и изменены участниками игры;
г) дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость.
2. Воспитывающие которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н. Леонтьев считал, что "игра - свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов".
4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению.
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы, что современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр. Психологи и педагоги по-разному рассматривают проблему. Первые дают их общую классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги же обращаются к дидактическим играм, подразделяя их на речевые и языковые.
Зарубежные ученые предлагают свою классификацию учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию; Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающихся в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем.
В настоящее время методистами разработано большое количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.
6. Значение игры на уроке иностранного языка
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр на уроке иностранного языка.
• Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
• Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
• Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
• В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
• Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
• Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы (Почему?) - мотив и ( Зачем?) - цель, т.е. нужно что-то сказать. Центром внимания становится содержание беседы.
• Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
• Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.
ГЛАВА II. Методические рекомендации для учителя по проведению уроков иностранного языка в 2-4 классах
возраста
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Методисты уверены, что ранний возраст предпочтительнее для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше чем у старшего, и ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребенок осваивает это умение на иностранном, получает доступ к дополнительным источникам информации. Он не осознает того, что читает облегченные, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.
Учет особенностей возраста - это отправная точка для конструирования курса обучения. Хорошо то обучение, которое забегает вперед развития (Л.С.Выгодский). Развивать речевые и познавательные способности ребенка, опираясь на речевой опыт, как в родном, так и в иностранном языке, - вот важнейшие задачи, которые ставят перед собой методисты при создании УМК.
(УМК «Spotlight 2-4»)
Комплекс обучающих игр и игровых приемов, направленных на формирование лексических навыков.
В этом разделе предлагается 25 игр для обучения лексике английского языка в начальной школе. Лексические игры расположены по модулям (по темам), на каждый модуль по одной игре: для 2 класса – 7 лексических игр (см. Таблица 1), для 3 класса – 9 лексических игр (см. Таблица 2) и 4 класса 9 игр (см. Таблица 2).
Таблица 1
Игры для Spotlight 2
Модуль (тема) |
Название игры |
Starter Unit “My letters “ |
“Alphabetical cards” |
Starter Module “My Family “ |
“Guessing game” |
Module 1 “My Home “ |
“Put the words in the right order” |
Module 2 “My Birthday “ |
“Fruits and vegetables” |
Module 3 “My Animals “ |
“Where is an animal?” |
Module 4 “My Toys “ |
“Toys in the shop” |
Module 5 “My Holidays “ |
“Snowball” |
Таблица 2
Игры для Spotlight 3
Модуль (тема) |
Название игры |
Starter Unit “Welcome back!” |
Игровой приём по теме „Colors “ |
Module 1 “School days! “ |
“Find the school objects for the school subjects? |
Module 2 “Family moments! “ |
“A hungry family” |
Module 3 “All the things I like! “ |
„Find the food products“ |
Module 4 “Come in and play! “ |
“Help the worms!” |
Module 5 “Furry friends! “ |
“Labyrinth” |
Module 6 “Home, sweet home!” |
“Pictionary “ |
Module 7 “A Day off!” |
“Hot potato” |
Module 8 “Day by day!” |
“Find your Match” |
Таблица 3
Игры для Spotlight 4
Модуль (тема) |
Название игры |
Starter Unit “Back together!” |
“Alphabet Dash” |
Module 1 “Family and friends! “ |
“Broken telephone” |
Module 2 “A working day! “ |
“The word search” |
Module 3 “Tasty treats! “ |
“Dominoes” |
Module 4 “At the zoo! “ |
“Take away the odd picture” |
Module 5 “Where were you yesterday? “ |
“Scrambles” |
Module 6 “Tell the tale!” |
“Once upon a time a ballerina and a toy soldier” |
Module 7 “Days to remember!” |
“Word race” |
Module 8 “Places to go!” |
“Flags, countries and nationalities” |
Лексические игры и игровые приемы для Spotlight 2
Цель игры: закрепление букв английского алфавита и слов, которые начинаются с каждой буквы алфавита.
Ход игры: у каждого ребенка в классе 26 карточек, которые начинаются на каждую букву английского алфавита. Дети раскладывают эти карточки на парте картинками вверх в хаотичном порядке. Учитель называет любую букву алфавита, задача детей – показать карточку, которая начинается с этой буквы.
Например, учитель произносит букву t, обучающиеся показывают карточку с картинкой table.
Время проведения игры: 3-4 минуты.
Цель: тренировка лексических единиц на тему „My home “.
Ход игры: учащиеся делятся на 2-3 группы. У каждой группы на столе лежат картинки, на которых изображены предметы мебели. Диктор или учитель произносит слова на данную тему. Задача учащихся состоит в том, чтобы разложить картинки по порядку, т.е. в той последовательности, в которой произносит диктор. Побеждает та группа, которая правильно и быстро справилась с заданием.
Время проведения игры: 5 минут.
Цель игры: закрепление лексических единиц по теме «Еда».
Ход игры: учитель делит учеников на 2 группы. Дети выходят в центр кабинета. Есть два пункта: слева – фрукты, справа – овощи. Учитель говорит
„Fruits“ ученики переходят на пункт фрукты; каждой группе необходимо назвать какой-либо фрукт. Затем учитель говорит „Vegetables“ и все участники перебегают на сторону овощей; каждая группа должна назвать какой-либо овощ. Повторяться участникам игры нельзя.
Время проведения игры: 5-7 минут.
Лексические игры и игровые приемы для Spotlight 3
Как говорилось выше, УМК за 3 класс включает в себя 9 модулей. Рассмотрим некоторые из них.
Ход игры: учащиеся получают листочки с рисунком, им нужно раскрасить рисунок с помощью различных цветов, которые указаны на листочках. Учитель просит назвать цифру и соответствующий цвет отдельных фрагментов картинки. Учащиеся по очереди называют цвета.
Время проведения игры: 4-5 минут.
Цель игры: активизация лексических единиц на тему «Школьные предметы и принадлежности».
Ход игры: учитель делит учащихся на три группы. У каждой группы на парте лежит канцелярский набор: a pen, a pencil, a dictionary, a ruler, an eraser, a studentsbook, a copybook, scissors, a brush, paints, felt pens, an exercise book. У каждой группы свое задание: первая группа должна выбрать школьные принадлежности, которые мы используем на изобразительном искусстве (In Art we need…); вторая группа – школьные принадлежности для урока математики (In Maths we need…); и третья группа – для урока английского языка (In English we need…). После того как каждая группа сделала выбор нужных школьных принадлежностей, участникам групп нужно записать на листочке эти предметы на английском языке. Когда все группы готовы, учитель вместе с учениками начинает проверку.
Время проведения игры: 5-6 минут.
Цель игры: повторение лексики по теме “Family” и “Food “.
Ход игры: необходимо распечатать большие карточки размером А4 с членами семьи (a mother, a father, a sister, a brother, a grandmother, a grandfather, an aunt, an uncle). Лучше напечатать на плотной бумаге или на картоне. Затем каждому члену семьи нужно прорезать рот. Также нужно сделать маленькие карточки 5см на 5см на тему еда (apple, cake, chocolate, tea, milk, porridge и т.д.). Главное, чтобы карточки с едой были такого размера, чтобы «голодная семейка» могла их проглотить.
Можно разделить детей на три группы. У каждой группы должно быть два набора карточек (с членами семьи и с едой). Можно начинать игру: обучающиеся должны играть и составлять предложения.
Пример, My mother is eating a cake. My sister is drinking milk.
My uncle is eating an apple.
Время проведения игры: 6-7 минут.
Цель игры: закрепление лексики по теме „Food “.
Ход игры: преподаватель выбирает трёх добровольцев. Они выходят в центр кабинета. У каждого участника есть стул, на котором находятся муляжи продуктов питания (фрукты, овощи, сладости и т.д.). Учитель называет любое слово. Задача игроков состоит в том, чтобы как можно быстрее найти названный продукт питания. Тот, кто быстрее всех нашел нужный муляж, становится победителем. Все учащиеся хором повторяют данное слово по 3 раза. Затем преподаватель выбирает других участников, и игра продолжается.
Время проведения игры: 5-6 минут.
Цель игры: повторение лексики на тему “Toys”.
Ход игры: учитель на доске рисует гусеницу либо можно сделать презентацию. Суть игры состоит в том, что гусеница ползла к нам на урок из Англии, однако пока ползла она потеряла некоторые буквы. Задача обучающихся – помочь гусенице найти буквы (вписать/назвать их). Слова в гусенице должны быть на тему «Игрушки»: train, ball, doll, rocking horse, musical box, tea set, puppet, teddy bear, toy soldier, ballerina и т.д.
Время проведения игры: 5-6 минут.
1. Модуль 5 “Furry friends! “ Игра “Labyrinth”
Цель игры: закрепление лексических единиц по теме „Pet and wild animals “.
Ход игры: учащиеся работают в парах. Преподаватель выдаёт каждой паре листок. Учащиеся должны пройти лабиринт. Их задача состоит в том,
что они должны написать название на английском языке под каждой картинкой. Пара, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, побеждает.
Время проведения игры: 4-5 минут.
Цель игры: закрепление лексики по теме “My house”.
Ход игры: На листочках пишутся слова на тему “My house”: table, chair, armchair, sofa, bed, fridge, TV, computer, room, cooker, mirror, glass, cupboard, box, shelf. Затем слова прячутся в мешок. Обучающиеся делится на 2 команды и доска делится на 2 части. Один участник из каждой команды достаёт любое слово из мешка и рисует его на доске. Первая команда,
которая угадывает слово, называя его хором на английском языке, побеждает. Если рисунок полностью нарисован, а команды так и не отгадали слово, то другой участник команды занимает место «художника».
Время проведения игры: 8-10 минут.
Цель игры: повторение лексики на тему “My Hobby”.
Ход игры: дети становятся в круг. Для игры нужен мячик. Мячик – горячая картошка, поэтому держать его в руках долго нельзя, можно обжечься! Бросаем мячик по кругу, называя слова на тему “My Hobby” (повторяться нельзя!). Можно установить время, например, держать мячик в руках можно не более 5 секунд. Тот участник, который держал мячик в руках дольше 5 секунд, выбывает из игры.
Время проведения игры: 5-6 минут.
Цель игры: закрепление лексики по теме «Распорядок дня» и «Время».
Ход игры: учитель делит обучающихся на две группы. Участники первой группы получают карточки со словами/словосочетаниями (get up, go to school, have breakfast, have lunch, have supper, play games, paint pictures, sing songs, have quizzes, read a book, watch cartoons, listen to music, have a shower, visit my friend, do homework, go to bed), участники другой группы – с картинками. Затем дети ищут свою пару и составляют небольшой диалог с этими словосочетаниями.
Например,
A: What time do you go to school?
В: I go to school at 7:30 am. And you? A: I go to school at 7:15 am.
Время проведения игры: 5-6 минут.
Лексические игры и игровые приемы для Spotlight 4.
УМК за 4 класс включает в себя 9 модулей. Рассмотрим некоторые из них.
Цель игры: повторить лексику за 2-3 класс по всем темам.
Подготовка к игре: заранее нужно подготовить карточки с цифрами от 1до 26. Каждая цифра обозначает какую-то букву. Например, 5-t; 16-f; 3-b.
Ход игры: учитель делит обучающихся на две команды, равные по количеству человек. Каждому участнику из команд дается одна карточка с номером от 1 до 26. Учитель называет номер и букву, а ученик имеющий карточку с таким номером, должен назвать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы в течение 30 секунд. За каждое правильное слово команда получает по 1 баллу. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов за всю игру.
Время проведения игры: 8-10 минут (зависит от количества человек в командах).
Цель игры: закрепление лексики по теме “My family”.
Ход игры: учитель делит обучающихся на группы по 5 человек. В командах назначается один ведущий. Каждая группа садится в круг. Ведущий тихо на ушко говорит слово одному из игроков своей команды; этот игрок передает услышанное слово рядом сидящему игроку и т.д. Последний участник игры называет слово, которое до него дошло. Если это то слово, которое говорил ведущий, то команда получает один балл. Всего 10 слов, т.е. 10 баллов. Побеждает так группа, которая набрала больше баллов.
Время проведения игры: 8-10 минут.
Цель игры: закрепление лексики по теме “My family”.
Ход игры: учитель делит обучающихся на группы по 5 человек. В командах назначается один ведущий. Каждая группа садится в круг. Ведущий тихо на ушко говорит слово одному из игроков своей команды; этот игрок передает услышанное слово рядом сидящему игроку и т.д. Последний участник игры называет слово, которое до него дошло. Если это то слово, которое говорил ведущий, то команда получает один балл. Всего 10 слов, т.е. 10 баллов. Побеждает так группа, которая набрала больше баллов.
Время проведения игры: 8-10 минут.
Цель игры: повторение лексики на тему «Профессии и учреждения».
Ход игры: обучающиеся делятся на 3-4 команды. Каждая команда получает раздаточный материал. Задача участников игры состоит в том, чтобы найти названия профессии и учреждении. Затем нужно составить предложения с каждым словом. Выигрывает та команда, которая составила больше правильных предложений.
r |
a |
h |
o |
s |
p |
i |
t |
a |
l |
t |
b |
j |
k |
l |
n |
u |
r |
s |
e |
h |
a |
s |
t |
a |
t |
i |
o |
n |
c |
e |
k |
w |
a |
i |
t |
e |
r |
e |
a |
a |
e |
d |
o |
c |
t |
o |
r |
d |
f |
t |
r |
t |
e |
a |
c |
h |
e |
r |
e |
r |
p |
o |
s |
t |
m |
a |
n |
a |
w |
e |
v |
k |
f |
g |
a |
r |
a |
g |
e |
Время проведения игры: 10-15 минут.
Цель: закрепление изученной лексики по теме “Food”.
Ход игры: обучающиеся делятся на 3-4 группы. Каждый участник получает одинаковое количество карточек. На каждой карточке есть изображение фруктов/овощей/различных продуктов питания Остальные карточки лежат белой стороной вверх в произвольном порядке. Игру начинает тот игрок, у которого есть карточка со словом START. На этой карточке изображено «apple» и «banana». Тот участник, который видит слово «apple» или «banana» на одной из своих карточек, должен положить рядом свою карточку (слово к картинке) и назвать слово по-английски.
Например, первый участник игры начинает игру со слов: „I have an apple and a banana“. Ученик, у которого есть на карточке одно из названных слов, говорит: „ I have an apple and an orange“ и т. д.; выигрывает тот школьник, который быстрее освободился от своих карточек.
Время проведения игры: 7-10 минут.
Цель игры: закрепление лексики на тему “Our Hobbies”.
Ход игры: обучающиеся делятся на две равные по количеству команды. Доска делится на две половины, сверху учитель записывает тему «Our Hobbies». Участники команд по очереди выходят к доске и записывают по одному слову на данную тему. Одно слово равно одному баллу. Нужно установить время, например, 5 минут. После того, как время закончилось, учитель вместе с учениками подсчитывает баллы команд. Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов.
Время проведения игры: 7-10 минут (в зависимости от выбранного таймера).
Следует отметить, что данные лексические игры
соответствуют возрастным особенностям младших школьников (доступность, наглядность, красочный раздаточный материал); соответствуют темам УМК Spotlight 2-4; соответствуют регламенту (игры продолжительностью от 5 до 15 минут). Большинство игр направлены на взаимодействие с одноклассниками (парная или групповая работа). Содержание игр направлено на интересы детей и соответствуют реальным жизненным ситуациям. Лингвистические критерии зависят от обучающихся, т.е. от уровня их подготовленности, усвоения лексики и ее применения в речи.
Итак, предложенный комплекс обучающих лексических игр можно применять на уроках английского языка в начальной школе. Данные игры соответствуют тематике УМК Spotlight 2-4. Игры можно применять на любом этапе урока для активизации, закрепления и повторения лексики.
Заключение
Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.
Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению коммуникативными навыками в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г.В., Володарская И.А. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.
2. Быкова Н.И., Д. Дули, М.Д.Поспелова, В. Эванс. УМК “Spotlight” для 2-4 классов. - М.: Просвещение, 2019.
3. Обновлённый ФГОС. Методические рекомендации учителям[Электронный ресурс]//Режимдоступа https://uchitel.club/fgos
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2018. – 231с.
6. Сысоев П.В., Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, №2.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.