Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
Тугулымская средняя общеобразовательная школа № 26
«ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Выполнила: Битюцкая И.В.
МАОУ ТСОШ№ 26
2020 - 21г.
Введение
Согласно требованиям Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающая область является обязательной частью урочной и внеурочной деятельности. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и стремление узнать что-то новое, создать для них мотивацию пойти в образовательное учреждение с другими учащимися – соседями, друзьями.
Свою работу с детьми с ОВЗ провожу на протяжении двух лет в ТСОШ №26, в отдельном классе по адаптированной программе для детей с интеллектуальными нарушениями.
Пришла к выводу, что дети данной категории в большей степени, чем все остальные, нуждаются в помощи по формированию коммуникативных умений и навыков. В моем классе, 13 детей, и у 10 из них имеются серьезные нарушения речи. Нарушения речевых функций отрицательно сказываются на развитии этого процесса. Недоразвитие речи снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения.
При работе с такими детьми, применяю на уроках и во внеурочной деятельности особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
На своих уроках применяю различные игровые формы: дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные, настольные игры, творческие задания. Использую их на разных этапах урока. Каждый раз, игра обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках.
Игра помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их развитии. Использование игрового метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы, развитию коммуникативных умений. Ведь игра - это главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей.
Цель: Создание условий для развития навыков коммуникативного общения.
Задачи:
- формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
- создание «образа себя» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка.
При работе с детьми с ОВЗ применяю игровые технологии
Игровую форму урока создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Стараюсь моделировать разные проблемные жизненные ситуации, решающие через игру.
Применяя игровые технологии на уроках, придерживаюсь требований при подборе игр для детей с ОВЗ:
· Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития
· Учет структуры дефекта
· Подбор игрового материала с постепенным усложнением
· Связь содержания игры с системой знаний ребенка
· Соответствие коррекционной цели занятия
· Учет принципа смены видов деятельности
· Использование ярких, озвученных игрушек и пособий
· Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность
Игра преследует следующие цели:
§ дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;
§ воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
§ развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
§ социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.
Активно занимаюсь пополнением дидактического материала, наглядных пособий, медиатеки, различных развивающих игр в помощь проведения своих уроков. Была систематизирована картотека по играм на развитие: общей и мелкой моторики, развитие речевого дыхания, звукопроизношения, внимания, памяти, обучению грамоте, дидактических и настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и подвижных игр, игр для театральной деятельности. (см. презентацию)
Ежедневно, на занятиях в игровой форме использую физминутки в следующих видах:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательная гимнастика.
3. Зрительная гимнастика.
4. Развитие общей моторики.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Су – джок терапия.
7. Массаж и самомассаж.
8. Релаксация.
9. Психогимнастика.
Наша игровая копилка
· Для развития мелкой моторики использую «мягкую» цветную проволоку, мягкие шарики. Из которых дети создают различные фигурки, и выкладывают узоры.
(см. приложение № 1)
· Тренажеры для дыхательных упражнений. Позволяют развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. «Ветерок», трубочки, свистки, мыльные пузыри – дети играют, развивают дыхательную систему, и укрепляют свое здоровье.
(см. приложение № 2)
· «Мягкие» часы, которые можно разобрать, и собрать в правильном порядке.
Развивают мышление, мелкую моторику рук, цифровой счет. (см. приложение № 3)
· Тетрис-пазл, который дети любят собирать. Способствует развитию образного и логического мышления, развивает воображение, пространственное и логическое мышление. (см. приложение № 4)
· Танграмм – собирают фигурки (головоломки) по образцу. Способствует развитию у детей навыков игры в соответствии с правилами, учит выполнять инструкции и развивает воображение и наглядно-образное мышление. (см. приложение № 5)
· Мягкая развивающая книжка, выполненная по принципу Лэпбука. В ней размещено очень много различных заданий для развития мелкой моторики, логического и пространственного мышления. (см. приложение № 6)
· Сенсорные коробки. Также, для развития мелкой моторики использую мелкую крупу для пальчикового рисования. Крупную крупу вперемешку, для поиска «сокровищ», и для разделения круп по баночкам. Развивает фантазию, воображение, и повышает умственную активность. Способствует сенсорному развитию. (см. приложение № 7)
· Мягкие игрушки, погремушки для развития тактильных ощущений, для концентрации внимания, снятия стресса, успокаивает гиперактивного ребенка. (см. приложение № 8)
· Кинетический песок применяю для обучения - можно выкладывать буквы, цифры, геометрические фигуры, изучать разные цвета. Для развлечения - возможность строить замки, куличи, дороги и придумывать разные другие игры, развивая воображение ребенка. Для лечения (песочная терапия) - успокаивает, если ребенок гиперактивен, снимает стресс, учит концентрироваться, развивает мелкую моторику рук.
(см. приложение № 9)
· «Волшебный мешочек» - Сенсорная игра - стимулирует активность ребенка. Помогает развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
(см. приложение № 10)
Вместе развиваем проектную деятельность:
Работа с проектами повышает познавательное развитие, влияет на содержание игры — она становится более разнообразной, а сами дети становятся интересны друг другу. Проектная деятельность напрямую связана с выполнением исследовательских творческих заданий, поэтому развиваются общие способности учащихся — познавательные и коммуникативные.
Проект - Подводный мир (см. приложение № 11)
Есть в нашем классе мальчик, Михайлов Глеб, который увлекается изучением энциклопедий о морских обитателях, и может хоть часами рассказывать нам всем про каждого обитателя в отдельности. Ребята слушают с удовольствием, задают вопросы, на которые Глеб увлеченно отвечает. После таких рассказов дети просят показать, как выглядят эти животные. И тогда мы смотрим фильмы, презентации с изображениями этих морских обитателей. В связи с этим, появилась идея создать уголок природы в виде аквариума, где будет изображен небольшой фрагмент подводного мира.
Цель: создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Подводный мир».
Задачи: Формировать у детей представления об обитателях подводного мира; работать с пластилином; развивать аккуратность, самостоятельность; воспитывать бережное отношение к воде и природе в целом.
Прослушав очередной рассказ Глеба о подводном царстве, определились, каких подводных обитателей мы будем создавать из пластилина. Руководствуясь фотографиями, картинками и комментариями Глеба, приступили всем классом к работе. Ребята с удовольствием лепили из пластилина рыбок, водоросли, кораллы, морские камушки, в предвкушении конечного результата. Некоторые ребята принесли из дома морские ракушки и камушки. Работа шла полным ходом. Корпус коробки и изнутри, раскрашивали красками. Выстригали, и наклеивали водоросли из цветной бумаги в виде аппликации. Раскрашивали и выстригали рыбок из фоамирана, которые потом подвешивали на ниточки, чтобы создать эффект движения. Каждый раз, с добавлением новых объектов дети пребывали в полном восторге от своей работы. Предварительно разместив своих обитателей на дно коробки, чтобы понять, как будет смотреться, ребята с нетерпением ждали момент, когда все это закрепится на клей, и можно уже будет насладиться своим творчеством. Наступил момент, когда проект был завершен. Сюрпризом для детей было то, что в аквариум была добавлена подсветка, которая придает реалистичности нашему макету. Восторг детей не передать словами. Теперь не только Глеб рассказывает, классу о морских обитателях, и наглядно показывает, но и другие ребята тоже. Стали сами больше интересоваться, изучать информацию о подводном мире, чтобы потом в классе всем рассказать, и даже показать на макете, который выполняли вместе.
Теперь этот макет служит для оформления уголка природы в классе, который мы используем в ознакомительных целях с подводным миром, с его обитателями и с целью расширения и обогащения кругозора детей о морских жителях, об их образе жизни.
Проект – Пожарный щит (см. приложение № 12)
В ходе работы по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, возникла необходимость в создании макета пожарного щита.
Цель проекта: сформировать у детей правила пожарной безопасности и бережного отношения к природе; расширить социальный опыт и социальные контакты обучающихся;
сформировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Реализация данного проекта помогает наглядно изучать правила обращения с пожарным инвентарём. Развивает социально-коммуникативные навыки.
Для оформления уголка по ПБ в своем классе, были задействованы все дети. В рамках подготовительной работы изучали правила пожарной безопасности на классных часах - просматривали обучающие ролики по ПБ, читали рассказы, проводили беседы, викторины, выполняли рисунки по этой теме. Дети узнали, что пожарный щит оснащен множеством специальных инструментов. Узнали, какой предмет для чего используется.
Сотрудничаем с пожарной службой. На одном из классных часов наш класс посетила пожарный инспектор Коскова А.И. Которая провела беседу с детьми, и викторину по пожарному инвентарю - все ребята справились на отлично. Макет теперь украшает в классе наш уголок пожарной безопасности. Реализую проект для дидактических игр, для проведения сюжетно - ролевых игр, в беседах с детьми.
Проект - макет «Пешеходный переход» (см. приложение № 13)
Работа над проектом проводилась в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Так как большинство детей уже самостоятельно ежедневно перемещаются по улицам поселка, то им необходимо знать правила безопасности на проезжей части. В связи с этим, возникла необходимость в создании следующего макета под названием Пешеходный переход.
Цель: Формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование умений безопасного поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Назначение: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.
Ребята с увлечением работали над созданием этого проекта. Клеили, выстригали, раскрашивали, составляли план размещения объектов, приносили из дома свои любимые машинки и человечков для моделирования различных ситуаций на нашем макете. Готовый макет не привлек бы столько внимания, и не дал бы столько эмоций, как тот, что дети создали сами. Теперь изучать правила дорожной безопасности гораздо интереснее, ведь каждый чувствует гордость от созданного им объекта, по которому учатся все вместе.
Данный макет мы используем периодически на классных часах, он нам помогает отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части, применяя сюжетно-ролевые игры. Макет создан со съёмными предметами, и дети сами воспроизводят разные ситуации на дороге.
Способствует развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Проект - макет Русской избы (см. приложение № 14)
Цель: Создать условия для ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
Задачи: Продолжать знакомить детей с русской избой – жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Развивать речь детей через знакомство с народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
Воспитывать патриотические чувства у детей любовь к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
При посещении с классом районного музея, заметила, что больше всего, детей заинтересовал уголок с детальным воспроизведением убранства старинного русского жилища. Ребята с любопытством разглядывали все предметы, с интересом слушали рассказ экскурсовода, и еще долго не хотели покидать это место. В связи с этим, появилась идея создать макет Русской избы. Теперь в нашем классе находится «кусочек истории», к которому можно прикоснуться и окунуться в старинную атмосферу наших предков. На внеклассном чтении ребята читают русские народные сказки, и макет помогает каждому из них образно погрузиться в саму сказку. Дети с удовольствием пересказывают сказку по ролям, управляя персонажами и объектами внутри этой избы. Фантазируют, придумывая свои сказки. Ребята с удовольствием качают люльку, ставят чугунок в печь, накрывают на стол, заправляют кровать, укладывают спать хозяйку, подметают пол, растапливают печь.. Все объекты функционируют, их можно перемещать, передвигать, использовать по назначению внутри избы.
Данный проект использую при знакомстве с потешками, прибаутками, считалками, колыбельными, для сюжетно-ролевых игр. Кроме того, макет избы будет использоваться при знакомстве детей с традициями празднования народных праздников. Воспитывает интерес, воображение, уважение к истории, культуре русского народа. Проект долгосрочный, имеет множество возможностей для его реализации которые нам предстоит еще применить. Безусловно, проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет приобщить к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Пополняется копилка различных дидактических и развивающих игр:
Раскраски, пазлы, домино, лото, аппликации, счет, цвет, «эмоции», фрукты и овощи, «прически», «маникюр» и многое другое. (см. приложение № 15)
Пополнение игровой копилки будет продолжаться.
Заключение:
Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому. Игра помогает учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме.
Наблюдая за классом, замечаю, что применение игровых методов на уроках даёт положительный результат. Этому свидетельствуют следующие практические результаты:
1. У детей повысился интерес к познанию, повысилась мотивация к учебной деятельности.
2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию.
3. У учащихся улучшилось воображение .
4. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.
5. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.
Следовательно, игра является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию коммуникативного общения. Вызывает желание и стремление узнать что-то новое. Исходя из этого, буду продолжать работу в этом направлении – изучать, и применять игровые методики.
Литература
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2001.; 2. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. -М., 1994. 3. Гринченко, И. С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе. – М.: ЦГЛ, 2002.-с.3. 4. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. И. С. Якиманской. - М., 1989. 5. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия : развиваемся играя / О. Н. Капшук – Ростов н/Д :Фениес, 2009.
Приложения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.