Игра как тип деятельности младшего школьника
Важность игровой деятельности в процессе развития ребенка невозможно переоценить. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, любой новой информации идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры, также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае - для анализа функционирования системы, в другом - для обучения детей, в третьем - в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом - для развлечения и т д.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра является составной частью педагогических технологий.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических подходов: формы, методы, способы, приёмы и средства.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей.
Игровая технология способна решить следующие задачи:
- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Таким образом, игровая педагогическая технология – это последовательная деятельность педагога
- по отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Рассмотрим концептуальные основы игровой технологии. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности:
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Игровые технологии, дают ребёнку возможность:
- освоить социальные роли;
- быть лично причастным к изучаемому явлению;
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»;
- возможность «примерить» на себя важнейшие из них.
Таким образом, игровые технологии становятся:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- первым или очередным шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры невозможно переоценить. Оно зависит от знания методики игровой деятельности; профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр; учёта возрастных и индивидуальных возможностей. Руководящие действия педагога при организации игровой технологии должны соответствовать определенным требованиям. Основные среди них: выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование, организация игрового коллектива, развитие игровой ситуации, окончание игры.
Рассмотрим классификацию игр. Педагогические игры различаются:
по виду деятельности:
- двигательные,
- интеллектуальные,
- психологические и т. д.;
по характеру педагогического процесса:
- обучающие,
- тренировочные,
- контролирующие,
- познавательные,
- воспитательные,
- развивающие,
- диагностические.
по характеру игровой методики:
- игры с правилами;
- игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
- игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
по содержанию:
- музыкальные,
- математические,
- социализирующие,
- логические и т. д.
по игровому оборудованию:
- настольные,
- компьютерные,
- театрализованные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссёрские и т. д.
Исследователи выделяют следующие достоинства игровых технологий:
- игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение;
- игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
- происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;
- игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания;
- игра эффективно мотивирует творческую активность и развивает творческие способности детей.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что различные виды игр, являясь составной частью педагогических технологий, могут выступать средством развития творческих способностей младшего школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.