Игра как тип деятельности младшего школьника

  • docx
  • 17.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word (5).docx

Игра как тип деятельности младшего школьника

 

Важность игровой деятельности в процессе развития ребенка невозможно переоценить. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, любой новой информации идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры, также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае - для анализа функционирования системы, в другом - для обучения детей, в третьем - в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом - для развлечения и т д.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических подходов: формы, методы, способы, приёмы и средства.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей.

Игровая технология способна решить следующие задачи:

- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

- подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. 

Таким образом, игровая педагогическая технология – это последовательная деятельность педагога

- по отбору, разработке, подготовке игр;

- включению детей в игровую деятельность;

- осуществлению самой игры;

- подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Рассмотрим концептуальные основы игровой технологии. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности:

  • дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
  • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровые технологии, дают ребёнку возможность:

- освоить социальные роли;

- быть лично причастным к изучаемому явлению;

- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»;

- возможность «примерить» на себя важнейшие из них.

Таким образом, игровые технологии становятся: 

- способом обучения;

- деятельностью для реализации творчества;

- первым или очередным шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры невозможно переоценить. Оно зависит от знания методики игровой деятельности; профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр; учёта возрастных и индивидуальных возможностей. Руководящие действия педагога при организации игровой технологии должны соответствовать определенным требованиям. Основные среди них: выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование, организация игрового коллектива, развитие игровой ситуации, окончание игры.

Рассмотрим классификацию игр. Педагогические игры различаются:

по виду деятельности:

- двигательные,

- интеллектуальные,

- психологические и т. д.;

по характеру педагогического процесса:

- обучающие,

- тренировочные,

- контролирующие,

- познавательные,

- воспитательные,

- развивающие,

- диагностические.

по характеру игровой методики:

- игры с правилами;

- игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;

- игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

по содержанию:

- музыкальные,

- математические,

- социализирующие,

- логические и т. д.

по игровому оборудованию:

- настольные,

- компьютерные,

- театрализованные,  

- сюжетно-ролевые,

- режиссёрские и т. д.

Исследователи выделяют следующие достоинства игровых технологий:

- игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение;

- игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

- происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

- игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания;

- игра эффективно мотивирует творческую активность и развивает творческие способности детей.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что различные виды игр, являясь составной частью педагогических технологий, могут выступать средством развития творческих способностей младшего школьника.