Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 г. Приволжска
Автор:
Смирнова Марина Анатольевна,
заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СШ №1 г. Приволжска
Внеклассное мероприятие по литературе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Игра-квест «Поэзия как волшебство…»
Цель: прививать интерес к изучению литературы как на уроках, так и во внеурочное время
Задачи:
· образовательная: повышать интерес к предмету «Литература» через различные занимательно-познавательные задания;
· развивающая:способствовать развитию творческих способностей учащихся;
·
воспитательная: прививать
любовь к литературе и творчеству К.Бальмонта и развивать патриотические
чувства у обучающихся.
Планируемые результаты: на занятии у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действият.е.:
· учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
· способность к самооценке;
· основы патриотического воспитания;
·
чувства
прекрасного и эстетического;
регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
· принимать и сохранятьучебную задачу;
· учитывать действия в новом материале в сотрудничестве со сверстниками;
· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· осуществлять контроль по результату;
·
оценивать
правильность выполнения действия;
познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
· строить речевые высказывания в устной форме;
·
сочинять
стихи на заданную рифму;
коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
· формулировать собственное мнение и позицию;
· задавать вопросы;
·
работать
в команде.
Оборудование: презентации «К. Бальмонт», «Радуга», «Творчество», название пунктов: «Деревенская изба», «Игровая», «Радуга», «Творчество», кроссворды, сборники стихов К.Бальмонта, плакат со стикерами для буриме, плакат «Радуга», предметы деревенского быта XIX–XX вв.
Организация игры:в игре участвуют 2 команды, деление на команды производится непосредственно перед началом игры. Действие начинается в актовом зале, где участники погружаются в атмосферу жизни и творчества СК. Бальмонта. Далее участники получают маршрутный лист и отправляются по пунктам. На каждом из них участники после испытания получают пазл с фрагментом стихотворения поэта. По завершении маршрута команды возвращаются в актовый зал финального испытания и подведения итогов игры.
Ход игры:
Актовый зал(презентация «К. Бальмонт»)
1-й ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы пригласили вас на квест, посвященный известному поэту К. Бальмонту. Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии (демонстрируется слайд с изображением Родины поэта). Константин Бальмонт свои стихи для детей посвящал любимой природе. Любовь ко всему живому нашла отражение в его поэзии.
2-й ведущий
Береза родная, со стволом
серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье
голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.
2-й ведущий: К. Бальмонт родился в многодетной семье. Его отец служил в Шуйском уездном суде, Мать происходила из семьи полковника. Именно от Веры Николаевны Бальмонт, как сам он писал, унаследовал весь свой «душевный строй» Вместе с тем, — «…Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», — вспоминал он в 1910-х годах. «Красивое малое царство уюта и тишины», — так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба — старый дом, окруженный тенистым садом. Гумнищи и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью. Сегодня мы совершим наше увлекательное путешествие по миру поэзии Бальмонта.
Для
того чтобы начать путешествие, командам нужно разгадать загадки. На каждой
остановке вы будете выполнять задание и получать фрагмент пазла.(Выбирают
загадки и отправляются по маршруту.Команды идут параллельными маршрутами,
встречаясь в финале игры в актовом зале для совместного испытания.)
Пункт «Деревенская изба»
(Кабинет (школьный музей при наличии раздела «Деревенская изба») стилизован под деревенскую избу. Команды встречают ведущие в народных костюмах. По ходу рассказа показывают предметы обихода.)
К. Бальмонт родился не в крестьянской избе, но он не раз бывал в них будучи мальчиком. А кто из наших земляков-поэтов родился и вырос в деревне?
А знаете ли Вы, какие дома строили в русских деревнях? Конечно, деревянные. Бревна приятно пахли смолой, сохраняли тепло, защищали от любой непогоды, как говорили в старину, от злых сил.
Приоткроем двери крестьянской избы и посмотрим, как жили в деревнях, какие предметы использовали в домашнем быту. Ранним утром над крестьянской избой показался дымок, значит, затопили печь, готовят еду. Мы вряд ли в начале XXI века увидим в сельских домах русскую печку с лежанкой. А раньше печь была главной в избе крестьянина. Чтобы угли не остывали очень быстро, горнило закрывали заставкой. А как же взять горячий чугунок с кашей, щами из печи? Хозяйка дома использовала ухват, которым ловко поддевала чугунок и ставила на стол. И остывшие угли из печки было нетрудно и удобно выгребать с помощью кочерги.
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день, Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.Полусвет и полусумрак, -
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
(декламирует стихотворение).
А
теперь задание: из какого стихотворения эти строки. На столе – листки со стихами
Бальмонта, планшет с выходом в Интернет (приложение1).
«Творчество» (презентация «Творчество»)
Во втором
пункте ребята познакомятся с понятием буриме и попробуют создать свое стихотворение,
используя рифмы стихов К. Бальмонта. На плакате помещены стикеры-листочки с
рифмами, команда выбирает один и придумывает буриме на заданную рифму.
«Игра»
В этом пункте ребята вспомнят подвижные игры. Ведущий-скоморох предлагает команде разделиться на группы и поиграть в 2–3 игры («Али-Баба», «Ручеек», «Жмурки» и т.п.).
«Радуга»
(презентация «Ноты», сборники стихов К. Бальмонта, плакат «Ноты на нотном стане»)
Бальмонта часто называют мастером звукописи. Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки. Вам необходимо за 10 минут выписать примеры стихотворений, в которых используется звукопись и приклеить стикер с цитатой на нужный цвет радуги.
Актовый зал
1-й ведущий:Ну вот и подошел к концу наш квест «Поэзия как волшебство…» И если до этого момента вы работали в командах, то теперь настало время объединить усилия. Из заработанных фрагментов пазла сложите стихотворение К.Д.Бальмонта.
Рефлексия:
Что узнали нового и интересного?
Какой пункт квеста вам запомнился больше всего?
Чему научились?
Что никогда не делали и сумели сделать?
Что показалось трудным?
Приложение 1
1)Есть слово-и оно едино.
Россия. Этот звук-свирель. (Россия)
2)Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нём листы. (К зиме)
3)Лазурь чудесную
Она покинула .
Себя в безвестную
Страну низринула. (Снежинка)
4)Полночной порой
Камыши шелестят (Камыши)
5)Пойду, пожалуй,
Теперь к Кощею. (У чудищ)
6)Рождается внезапная строка. (Как я пишу стихи)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.