Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Игры
на развитие психических качеств
на уроке английского языка
Подготовила:
учитель английского языка
Лозянова Е.А.
Новомосковск
20__ г.
Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка.
Игра хранит и развивает детское в детях,
она их школа жизни и практика развития.
С.А. РУБИНШТЕЙН
Предисловие.
Любой ребенок, и маленький и постарше, любит играть. Игра может отвлечь от проблем, игра может развлекать, но игра может также развивать и обучать. На протяжении всей жизни человека игра занимает определенное место. В дошкольном возрасте она является ведущим видом деятельности. При переходе ребенка в школу приоритеты меняются, игра отодвигается на второй план, но все же остается в его жизни. На уроке даже учащиеся среднего и старшего звена любят поиграть. Но нужна ли игра только для развлечения?
Существует большое число пособий, которые имеют подборку обучающих и дидактических игр. Но меня, как человека имеющего еще и психологическое образование, волнует следующий вопрос: а может ли игра развивать, можно ли с помощью игры развивать психические качества ребенка? Исследуя эту проблему, я начала собирать материал, увлеклась им и решила сделать подборку игр, которые не только отрабатывают определенные навыки и умения на уроке иностранного языка, но одновременно и развивают память, внимание, мышление, учат концентрироваться, запоминать, анализировать и сравнивать. Конечно, не любая игра может развивать. В своем опыте я использую готовые игры, адаптирую некоторые имеющиеся или переделываю хорошо знакомые, и даже старые и забытые.
Если вы решите использовать развивающие игры на своих уроках, не бойтесь поймать нескольких зайцев одновременно: у вас есть шанс и развеселить детей (что улучшит психологический микроклимат в классе и повысит мотивацию к обучению), и сменить вид деятельности (что требуется нормами здоровьесберегающих технологий), и развить определенные навыки и умения (что просто необходимо для учителя-практика на уроке), и развить психические качества детей (дети с хорошей памятью, внимательные и умеющие мыслить дадут высокие результаты качества обученности).
Игры на развитие внимания.
Больше всего дети страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Внимание ребенка зависит от «настройки» его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание — усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обонянии. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, чтению, счету. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. Среди иных средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры и игры-упражнения.
«Hands up, hands down»
Это игра-зарядка. Дети младшего школьного возраста очень любят активные игры и зарядку. При помощи этой игры можно легко снять статическое напряжение и развивать внимание детей. Но для начала необходимо разучить с детьми некоторые команды.
Stand up – дети встают
Hands up – дети поднимают руки вверх
Hands down – дети опускают руки
Hands on hips - дети ставят руки на пояс
Sit down – дети садятся
Называйте данные команды в любом порядке, но желательно, чтобы они рифмовались. Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. В конце игры можно называть лучшего исполнителя команд или даже вызывать в качестве ведущего для продолжения игры.
«Let’s count»
Ведущий набирает такие предметы, которых всегда много под руками: карандаши, ручки, ластики, спички (без головок) и раскладывает их беспорядочно один за другим. Нужно узнать, сколько всего ручек, карандашей и т.д., но считать можно только следующим образом: одна ручка, один карандаш, две ручки, три ручки, два карандаша; если дети уже знают порядковые числительные, то более сложный вариант: первая спичка, первый карандаш, вторая спичка, первая ручка и т.д. Чтобы так считать, тоже необходимо внимание.
«Различи в шуме»
Каждый играющий ребенок получает от ведущего листок (карточку), на которой написано название какого-либо города. Одно и то же название получают 5, 6, 7, 8 человек. Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его карточке. Единственное, о чем объявляет им ведущий в начале игры, сколько человек получат одно и то же название. По сигналу ведущего каждый должен начать негромко произносить полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто произносит такое же, чтобы побыстрее соединиться с партнерами в одну группу. Когда группа вся собралась, они поднимают руки. Первые считаются победителями.
Можно повторять игру, используя названия цветов, деревьев, животных и т.д.
«Repeat»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «Repeat» («повторите»). Далее идет быстрый диалог – «перестрелка». Тот, кто ошибся, выходит из игры. Ни разу не сбившиеся – победители.
«Умей слушать многих»
В этой игре-упражнении дети учатся слушать сразу нескольких говорящих.
Сначала двое игроков говорят одновременно два разных слова. Если водящий их различил, говорят трое. Затем четверо - одновременно и достаточно быстро.
В том случае, если водящий с предыдущим заданием справился, пусть двое, а затем трое ребят произнесут одновременно две-три разные короткие фразы.
Проделайте то же самое с целой группой играющих и выделите тех, кто обладает такой способностью. Поощрите этих ребят.
«Читай по воздуху»
Ведущий говорит, что он будет писать короткие слова в воздухе по одной букве сверху вниз. А дети должны их прочитать. Пишет он печатными буквами и достаточно медленно, потому что ребятам приходится читать справа налево, как в зеркале. Можно писать разные слова, в зависимости от уровня подготовленности учащихся. После каждого слова ведущий спрашивает одного из игроков, что он прочитал.
После проведения игры ведущий может спросить у детей, кого они считают самым внимательным в команде, почему нужно быть внимательным на улице, во время приготовления уроков.
«В алфавитном порядке»
Играющие сидят, заложив руки за спину. Ведущий произносит короткое слово, например, «table». Все стараются побыстрее в уме переставить буквы этого слова в алфавитном порядке. Кому удается это сделать, тот поднимает руку и с разрешения ведущего записывает буквы на доске. Игра продолжается в течение 10—15 минут.
Игры на развитие памяти.
Память человека — это способность сохранять и воспроизводить в своем сознании прежние впечатления, опыт жизни, весь запас хранящихся образов, явлений жизни. Память — это воспоминание о ком-нибудь, о чем-нибудь. Память связывает прошлое человека с настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Хорошая память необходима для успешного обучения.
«Snowball»
Эта игра одна из самых любимых у моих учеников. При чем играть в нее можно в любом возрасте, с любым лексическим материалом, используя ее как речевую разминку в начале урока или как закрепление лексики в завершающем определенный блок уроке.
Начинает любой играющий. Он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым, третий повторяет два первых слова и говорит свое. Так говорят по кругу все подряд, пока кто-нибудь не забудет последовательности слов. Забывший, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель (у младших детей это могут быть 2-3 победителя).
«Увидел, услышал – запомни!»
(слуховая и зрительная память)
Память на слова необходима при изучении иностранного языка.
Играющие садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя пять самых простых слов, затем четко один раз их произносит. После этого каждый должен написать на листе бумаги эти слова в том же порядке. Продиктовавший слова проверяет записи у всех.
Затем его сосед делает то же самое и показывает запись играющим в течение 5—7 секунд. Когда он спрячет свой листок, каждый пишет эти слова у себя, и вновь происходит проверка.
А затем игра усложняется, все время чередуя проверку слуховой и зрительной памяти играющих. Игра проводится в течение 7— 10 минут.
«Рука все помнит»
Ведущий раскладывает на столе 6—10 предметов, которые необходимо запомнить за 20—30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета по-английски и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое расположение. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишает игрока права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами еще два предмета и т.д. Побеждает тот, кто сумел правильно переложить большее количество предметов.
Литература
1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. №2.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991.
3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе./ Под редакцией Роговой Г.В., Рабинович Ф.М., Сахаровой Т.Е. – М.: Просвещение, 1991.
4. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Под редакцией Маслыко Е.А., Бабинской П.К., Будько А.Ф., Петровой С.И. - Минск, «Вышэйшая школа», 1999.
5. Пассов Е.И. Программа – концепция коммуникативного иностранного образования. – М.: Просвещение, 2000.
6. Практическая методика обучения иностранному языку.// Под редакцией Колкер Я.М., Устиновой Е.С., Еналиевой Т.М. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
8. Савина С.В. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
9. Сухомлинский В.А. О воспитании. –М.: Политиздат, 1985.
10. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника.: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.
11. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении. // – Школьные технологии. – 2001, №6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.