Игра на уроке английского языка как средство развития психических качеств

  • doc
  • 03.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игра на уроке АЯ как ср-во развития психич.качеств.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

 

 

 

Игры

на развитие психических качеств

на уроке английского языка

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель английского языка

Лозянова Е.А.

 

 

 

Новомосковск

20__ г.

Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка.

 Игра хранит и развивает детское в детях,

 она их школа жизни и практика развития.

С.А. РУБИНШТЕЙН

 

 

Предисловие.

 

Любой ребенок, и маленький и постарше, любит играть. Игра может отвлечь от проблем, игра может развлекать, но игра может также развивать и обучать. На протяжении всей жизни человека игра занимает определенное место. В дошкольном возрасте она является ведущим видом деятельности. При переходе ребенка в школу приоритеты меняются, игра отодвигается на второй план, но все же остается в его жизни. На уроке даже учащиеся среднего и старшего звена любят поиграть. Но нужна ли игра только для развлечения?

Существует большое число пособий, которые имеют подборку обучающих и дидактических игр. Но меня, как человека имеющего еще и психологическое образование, волнует следующий вопрос: а может ли игра развивать, можно ли с помощью игры развивать психические качества ребенка? Исследуя эту проблему, я начала собирать материал, увлеклась им и решила сделать подборку игр, которые не только отрабатывают определенные навыки и умения на уроке иностранного языка, но одновременно и развивают память, внимание, мышление, учат концентрироваться, запоминать, анализировать и сравнивать. Конечно, не любая игра может развивать. В своем опыте я использую готовые игры, адаптирую некоторые имеющиеся или переделываю хорошо знакомые, и даже старые и забытые.

Если вы решите использовать развивающие игры на своих уроках, не бойтесь поймать нескольких зайцев одновременно: у вас есть шанс и развеселить детей (что улучшит психологический микроклимат в классе и повысит мотивацию к обучению), и сменить вид деятельности (что требуется нормами здоровьесберегающих технологий), и развить определенные навыки и умения (что просто необходимо для учителя-практика на уроке), и развить психические качества детей (дети с хорошей памятью, внимательные и умеющие мыслить дадут высокие результаты качества обученности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на развитие внимания.

Больше всего дети страдают от отсутствия или не­развитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредо­точенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Внимание ребенка зависит от «настройки» его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание — усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обо­нянии. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, чтению, счету. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. Среди иных средств, воспитывающих внима­ние, не последнее место занимают игры и игры-уп­ражнения.

 

«Hands up, hands down»

Это игра-зарядка. Дети младшего школьного возраста очень любят активные игры и зарядку. При помощи этой игры можно легко снять статическое напряжение и развивать внимание детей. Но для начала необходимо разучить с детьми некоторые команды.

Stand up – дети встают

Hands up – дети поднимают руки вверх

Hands down – дети опускают руки

Hands on hips - дети ставят руки на пояс

Sit down – дети садятся

Называйте данные команды в любом порядке, но желательно, чтобы они рифмовались. Делайте это не торопясь. Пусть ребята показыва­ют вместе с вами, а называть будете вы. Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. В конце игры можно называть лучшего исполнителя команд или даже вызывать в качестве ведущего для продолжения игры.

 

«Lets count»

Ведущий набирает такие предметы, которых все­гда много под руками: карандаши, ручки, ластики, спички (без головок) и раскладывает их беспорядочно один за другим. Нужно узнать, сколько всего ручек, каранда­шей и т.д., но считать можно только следующим об­разом: одна ручка, один карандаш, две ручки, три ручки, два карандаша; если дети уже знают порядковые числительные, то более сложный вариант: первая спичка, первый карандаш, вторая спич­ка, первая ручка и т.д. Чтобы так считать, тоже необ­ходимо внимание.

«Различи в шуме»

Каждый играющий ребенок получает от ведущего листок (карточку), на которой написано название како­го-либо города. Одно и то же название получают 5, 6, 7, 8 человек. Никто заранее не говорит друг другу, что на­писано на его карточке. Единственное, о чем объявляет им ведущий в начале игры, сколько человек получат одно и то же название. По сигналу ведущего каждый должен начать негромко произносить полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто произно­сит такое же, чтобы побыстрее соединиться с партнера­ми в одну группу. Когда группа вся собралась, они поднимают руки. Первые считаются победителями.

Можно повторять игру, используя названия цветов, деревьев, животных и т.д.

«Repeat»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «Repeat» («повторите»). Далее идет быстрый диалог – «перестрелка». Тот, кто ошибся, выходит из игры. Ни разу не сбившиеся – победители.

 

 

 

«Умей слушать многих»

В этой игре-упражнении дети учатся слушать сра­зу нескольких говорящих.

Сначала двое игроков говорят одновременно два раз­ных слова. Если водящий их различил, говорят трое. Затем четверо - одновременно и достаточно быстро.

В том случае, если водящий с предыдущим задани­ем справился, пусть двое, а затем трое ребят произне­сут одновременно две-три разные короткие фразы.

Проделайте то же самое с целой группой играющих и выделите тех, кто обладает такой способностью. Поощрите этих ребят.

 

«Читай по воздуху»

Ведущий говорит, что он будет писать короткие слова в воздухе по одной букве сверху вниз. А дети должны их прочитать. Пишет он печатными буквами и достаточно медленно, потому что ребятам приходит­ся читать справа налево, как в зеркале. Можно писать разные слова, в зависимости от уровня подготовленности учащихся. После каж­дого слова ведущий спрашивает одного из игроков, что он прочитал.

После проведения игры ведущий может спросить у детей, кого они считают самым внимательным в ко­манде, почему нужно быть внимательным на улице, во время приготовления уроков.

 

«В алфавитном порядке»

Играющие сидят, заложив руки за спину. Ведущий произносит короткое слово, например, «table». Все стараются побыстрее в уме переставить буквы этого слова в алфавитном порядке. Кому удается это сделать, тот под­нимает руку и с разрешения ведущего записывает бук­вы на доске. Игра продолжается в течение 10—15 минут.

 

 

Игры на развитие памяти.

Память человека — это способность сохранять и воспроизводить в своем сознании прежние впечатле­ния, опыт жизни, весь запас хранящихся образов, яв­лений жизни. Память — это воспоминание о ком-ни­будь, о чем-нибудь. Память связывает прошлое чело­века с настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Хорошая память необходима для успешного обучения.

 

«Snowball»

Эта игра одна из самых любимых у моих учеников. При чем играть в нее можно в любом возрасте, с любым лексическим материалом, используя ее как речевую разминку в начале урока или как закрепление лексики в завершающем определенный блок уроке.

Начинает любой играющий. Он говорит какое-ни­будь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и на­зывает другое слово, не связанное по смыслу с пер­вым, третий повторяет два первых слова и говорит свое. Так говорят по кругу все подряд, пока кто-ни­будь не забудет последовательности слов. Забывший, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель (у младших детей это могут быть 2-3 победителя).

 

«Увидел, услышал – запомни!»

(слуховая и зрительная память)

Память на слова необходима при изучении иностранного языка.

Играющие садятся вокруг стола. Кто-то записыва­ет для себя пять самых простых слов, затем четко один раз их произносит. После этого каждый должен на­писать на листе бумаги эти слова в том же порядке. Продиктовавший слова проверяет записи у всех.

Затем его сосед делает то же самое и показывает за­пись играющим в течение 5—7 секунд. Когда он спря­чет свой листок, каждый пишет эти слова у себя, и вновь происходит проверка.

А затем игра усложняется, все время чередуя проверку слуховой и зритель­ной памяти играющих. Игра проводится в течение 7— 10 минут.

 

«Рука все помнит»

Ведущий раскладывает на столе 6—10 предметов, которые необходимо запомнить за 20—30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета по-английски и предлагает ему поменять их местами, за­помнив новое расположение. При этом надо безошибоч­но положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишает иг­рока права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять места­ми еще два предмета и т.д. Побеждает тот, кто сумел правильно переложить большее количество предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002.  №2.

2.      Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991.

3.      Методика обучения иностранным языкам в средней школе./ Под редакцией Роговой Г.В., Рабинович Ф.М., Сахаровой Т.Е. – М.: Просвещение, 1991. 

4.      Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Под редакцией Маслыко Е.А., Бабинской П.К., Будько А.Ф., Петровой С.И. - Минск, «Вышэйшая школа», 1999.

5.      Пассов Е.И. Программа – концепция коммуникативного иностранного образования.  – М.: Просвещение, 2000.

6.      Практическая методика обучения иностранному языку.// Под редакцией Колкер Я.М., Устиновой Е.С., Еналиевой Т.М. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7.      Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

8.      Савина С.В. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе.  – М.: Просвещение, 1991. 

9.      Сухомлинский В.А.  О воспитании. –М.: Политиздат, 1985.

10.    Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника.: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.

11.   Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении. // – Школьные технологии. – 2001, №6.