Игра по русскому языку для 5-х классов
«Лингвистическое ассорти»
Внеурочное мероприятие ко Дню родного языка помогает в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, вовлечь в игру учеников разных уровней знаний.
Класс объединяю в две команды (с помощью смайликов) .
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается праздник - Международный день родного языка! Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения., повторять и закреплять полученные знания.
Нашу планету населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь
Во всём мире существует более 6 тысяч языков, все они уникальны и имеют свою неповторимую историю. С их помощью мы показываем свою культуру и традиции другим народам на Земле, поэтому нужно уважать языки всех населений и держав, чтобы налаживать и сохранять дружественные и мирные отношения со всеми народами. С этой целью был создан Всемирный день родного языка. Родной от слова «родина», то есть там, где вы родились.
Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)
Видео: «Русский язык за 18 минут»
Учитель: Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.
1. Как называется место, где мы родились? (Родина)
2. Кто дал нам жизнь? (родители)
3. Что нас окружает? (природа)
4. Близкие по крови. Это наши (родственники) или (родные)
5. Людей, населяющих нашу страну, можно назвать одним словом. Каким? (народ)
6. Те, кто не верил в РОДа называли уРОД или выРОДок.
1. Конкурс № 1 капитанов «Знакомство» 1 минута
Капитанам предлагаю отвечать на вопросы так, чтобы все слова начинались с одной буквы (М,С)
Вопросы:
1. Как вас зовут?
2. Какая у вас фамилия?
3. Как зовут вашу маму?
4. Как зовут вашего отца?
5. Из какого вы города?
6. Назовите любимое блюдо?
7. Ваше любимое животное?
Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.
2. Конкурс № 2. Закончи пословицу:
1 команде:
1. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
2. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
3. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
4. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
2 команде:
1. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
2. Один за всех - … (все – за одного).
3. Поспешишь - … (людей насмешишь).
4. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
3. Конкурс № 3 «Блиц-опрос»
1. Сколько букв в русском алфавите? 33
2. Род существительного рояль? (мужской)
3. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
4. Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
5. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
6. Сколько падежей в русском языке? 6
7. Минимальная значимая единица слова ? (морфема)
8. Раздел науки, который изучает звуки речи? (фонетика)
9. Набор букв, расположенный в строго определенном порядке? (алфавит)
10. Часть слова без окончания? (основа слова)
11. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
12. Раздел языкознания, изучающий части речи? (морфология)
13. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? чей? (определение)
14. Слова с противоположным значением? (антонимы)
15. Строение словосочетаний и предложений изучает? (синтаксис)
16. Слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные)
17. Предложение с двумя грамматическими основами? (сложное)
18. Он бывает между корнем и окончанием. (суффикс)
19. Бывает именное, глагольное и наречное? (словосочетание)
20. Предложение с одним главным членом предложения? (односоставное)
4. Конкурс № 4. Нарисуй пословицу (другая команда угадывает):
Любишь кататься - люби и саночки возить.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
БОЛЕЛЬЩИКАМ: предлагаю задание: Поставь точку!
Учитель: Очень часто людей сравнивают с животными – в переносном значении.
5. Конкурс № 5. «Сравни»
Ø голоден, как … волк,
Ø изворотлив, как … уж,
Ø упрям, как … осёл,
Ø колючий, как … ёж,
Ø надут, как ... индюк,
Ø здоров, как … бык.
Учитель: Ребята, очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:
6. Конкурс № 6 «Русские синонимы»
7. Конкурс № 6. «Рассказ на одну букву».
Команды в течение
5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну
букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
1 команда - п (Например: Прекрасная Пирогова Полина Павловна
принесла полосатое платье падчерице Павлова Петра. Первый правильный поступок
помог понять пятилетнему подростку …и т.д.)
2 команда – р
БОЛЕЛЬЩИКАМ: предлагаю АУКЦИОН! (Приложение)
Записать как можно больше слов С..Е..А
8. Конкурс № 8. Конкурс «Покажи предложение»
У
каждой команды на столе лежат карточки с названиями членов предложения. Задача
каждой команды - правильно и быстро изобразить это предложение. Выигрывает та
команда, которая первая закончила показ фразы.
Я учу русский язык
подлеж., сказ., опред., дополн.
9. Конкурс № 9. «Ох уж эти части речи»
Командам даётся предложение. За минуту обсуждения нужно определить, какой частью речи является каждое слово.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
(гл, сущ., предл, сущ., сущ., предл., сущ., гл.)
Учитель:
Если
ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
(хором) Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
(хором) Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
(хором) Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
(хором) Выучи русский язык!
Приложение 1
Команда № 1
АУКЦИОН
Записать как можно больше слов
С…Е…А
__________
__________
__________
__________
__________
__________
Команда № 2
АУКЦИОН
Записать как можно больше слов
С…Е…А
__________
__________
__________
__________
__________
__________
Приложение 2
Команда № 1
Приложение 2
Команда № 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.