Игра "Поле чудес"
Оценка 4.8

Игра "Поле чудес"

Оценка 4.8
Игры
docx
математика
5 кл—7 кл
14.10.2022
Игра "Поле чудес"
внеклассное мероприятие по математике "Поле чудес", посвященное русским ученым-математикам.
Поле чудес, 5-7 класс.docx

Поле чудес

Игра для учеников 5-7 классов

Цель:

  • Развитие познавательного интереса, любознательности, расширение кругозора знаний по математике, повышение интереса к предмету через познавательную игру

Оформление:

  • барабан для игры
  • Компьютер, слайды с заданиями, проектор

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя: Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. И сегодня мы согласимся с французским математиком Блезом Паскалем, который сказал: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным». Вы спросите кого-либо из математиков – кажется ли ему математика скучной? Вы услышите – нет. Математика пленяет всех тех, кто достаточно продвигается в ее изучении. Ну а теперь перейдем к игре. Итак, математическая игра-шоу «Поле чудес»!

Ведущий: 2021 год был объявлен годом науки и технологии. Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Что дала миру советская и российская наука в прошлые годы? Открытия, за которыми стоят имена нобелевских лауреатов Льва Ландау, Петра Капицы, Жореса Алфёрова. Гравитационные волны, озеро Восток в Антарктиде, космический проект «Радиоастрон», опыты с графеном и сверхтяжелые атомы… Список открытий и проектов, перевернувших ход научной и исторической мысли, можно продолжать!

Математики — люди особенные. Они так глубоко погружаются в абстрактные миры, что, «возвращаясь на Землю», часто не могут приспособиться к реальной жизни и удивляют окружающих непривычными взглядами и поступками. Сегодня наша игра будет посвящена талантливым русским математикам, которые прославили Россию своими открытиями.

1 тур 

Представление игроков первой тройки.

Задание:  Ковалевская С.В.

«Стоит только коснуться математики, и я опять забуду обо всем на свете!..»

С. В. Ковалевская

Софья Васильевна Ковалевская — родилась в 1850 году, российский математик и механик, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук. Первая в Российской империи и Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики. В 20 лет она приехала в Берлин, чтобы заниматься у немецкого математика Карла Вейерштрасса.  Однако для женщин этот вуз был недоступен. Ковалевская попросила педагога давать ей частные уроки. Ученый воспринял это как блажь, поэтому решил отмахнуться от назойливой ученицы. Он дал ей решить труднейшие задачи, будучи уверенным, что она не справиться с ними никогда. Каково же было его удивление, когда через несколько дней девушка принесла ему решенные задачи. Точность и логичность Ковалевской просто потрясли Вейерштрасса, и он согласился ее учить. В 24 года Софья Васильевна защитила диссертацию на тему «К теории дифференциальных уравнений», и получила ученую степень доктора философии. «В 1888-м году в Парижской академии был объявлен конкурс на престижнейшую математическую премию Бордена. Подведя итоги, жюри выбрало одну работу, которая поразила всех невероятной математической эрудицией. Ученые находились под большим впечатлением от работы, и даже решились увеличить призовой фонд с трех до пяти тысяч франков. Только после этого они вскрыли конверт, и увидели имя автора блестящего научного труда. Им оказалась Софья Ковалевская, первая и единственная женщина, преподаватель математики».

Вопрос: За решение какой задачи получила приз Кавалевская. (движение какого предмета было описано  Софьей Васильевной)

Ответ: Волчок (юла)

2 тур:   Представление игроков третьей тройки.

Ломоносов М.В.

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния). В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву. Отправился он в путь пешком, и на третий день догнал караван с рыбой, направлявшийся из Холмогор в Москву. Уговорил караванщиков взять себя с собой. Путь занял три недели. Михаил учился в разных учебных заведениях, за особые успехи, он был направлен для дальнейшей учебы в Германию. Здесь он учился философии, математике, физике, химии и металлургии. Вернувшись в Россию, Михаил Васильевича  назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. В 1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.

Вопрос: Какому интересному явлению природы дал научное объяснение М В Ломоносов?

Ответ: Северное сияние

3 тур  Представление игроков второй тройки.

Великий русский математик и основатель неевклидовой геометрии Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря 1792 года в Нижнем Новгороде. В юношеские годы он был заводилой в классе, постоянным участником всевозможных происшествий, участвовал в драках и даже сидел в карцере. В феврале 1807 года в возрасте 14 лет Лобачевский поступил в Казанский университет. Одним из самых интересных и уважаемых профессоров в университете был Мартин Бартельс. Он был известен тем, что обучал вундеркинда Карла Фридриха Гаусса, который стал одним из величайших математиков всех времён. И Бартельс заметил талантливого молодого человека. Он учил Лобачевского четыре дополнительных часа в неделю дома. Усилия Бартельса окупились в полной мере — Николая обожал его как профессора и впоследствии стал превосходным математиком. Несмотря на академические успехи Лобачевского, Совет университета внёс его в чёрные списки, как «упрямого», «высокомерного», «мятежного» и даже «богохульного» студента. Лобачевский был на грани того, чтобы быть исключённым из университета и служить в армии, но его спасли профессора, высказавшись в защиту. В последствие   Лобачевский стал лектором в Казанском университете. Будучи ректором Казанского университета, Лобачевский приобрёл всемирную славу и место в истории под именем «Коперник геометрии». На протяжении всей жизни он работал над проблемой, которая озадачивала умы учёных в течение почти двух тысяч лет и, наконец, нашёл способ опровергнуть пятый постулат Евклида. Это открытие получило название «Неевклидова геометрия Лобачевского» Неевклидова геометрия утверждала, Через точку Р вне данной прямой проходит более одной прямой, параллельной данной. Ценность открытия Лобачевского заключалось в том, что оно дало представление математической основы для современных теорий.

Вопрос:  Кто из ученых воспользовался открытием Николай Ивановича для описания своей теории?

Ответ:  Эйнштейн
  Финальный тур 

Представление игроков финального тура.

 Задание: Лобачевский

Григорий Яковлевич Перельман родился в 1966 году. В 1982 году шестнадцатилетний подросток Гриша Перельман, только что получивший золотую медаль на Международной математической олимпиаде в Будапеште, поступил в Ленинградский университет. После окончания университета Григорий Перельман стал сотрудником Математического института имени Стеклова, опубликовал ряд интересных статей по трёхмерным поверхностям в евклидовых пространствах. Мировое математическое сообщество оценило его достижения по заслугам. В 1992 году Перельмана пригласили на работу в Нью-Йоркский университет. В 2000 году Математический институт Клэя опубликовал «список проблем тысячелетия», в который вошли семь классических задач математики, решения которых не могут найти уже очень много лет, и пообещал премию миллион долларов за доказательство любой из них. Менее чем через два года, 11 ноября 2002-го, Григорий Перельман опубликовал на научном сайте в интернете статью, в которой на 39 страницах подвёл итог своих многолетних усилий по доказательству одной задачи из списка. В 2006 году Григорию Перельману присудили высшую награду в области математики — Филдсовскую премию. Но математик, ведущий уединённый, даже затворнический образ жизни, отказался её получать.

 

 Вопрос: гипотезу какого ученого доказал Григорий Яковлевич Перельман

Ответ: Пуанкаре

Эластичную петлю, растянутую на двумерной сфере, можно теоретически стянуть в точку («Наука и жизнь» №8, 2018)

Эластичную петлю, растянутую на двумерной сфере, можно теоретически стянуть в точку. Любая двумерная поверхность без края, на которой можно сделать то же самое, с точки зрения топологии эквивалентна двумерной сфере. То есть поверхность дыни эквивалентна поверхности арбуза, а вот поверхность бублика не эквивалентна поверхности яблока. Гипотеза Пуанкаре заключалась в том, что аналогичное утверждение справедливо для трёхмерной сферы. Именно это и доказал Григорий Перельман.

Объявление победителя, вручение призов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Поле чудес Игра для учеников 5-7 классов

Поле чудес Игра для учеников 5-7 классов

В 24 года Софья Васильевна защитила диссертацию на тему «К теории дифференциальных уравнений», и получила ученую степень доктора философии

В 24 года Софья Васильевна защитила диссертацию на тему «К теории дифференциальных уравнений», и получила ученую степень доктора философии

Евклида. Это открытие получило название «Неевклидова геометрия

Евклида. Это открытие получило название «Неевклидова геометрия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2022