Игра-путешествие для развития речи во второй младшей группе детского сада
«В гостях у лисички»
Цель: Развитие грамматического строя речи на занятии
Задачи:
Материалы и оборудование:
Картинка «Звери слепили снеговика»; почтовый конверт большого формата с изображением лисички; альбом с изображениями диких животных поодиночке и множества (волк-волки, ёж-ежи, белка-белки, лиса-лисы); картинки с изображением предметов мебели (стол, стул, кресло, кровать); игрушечные предметы посуды (чашка, стакан, тарелка, ложка); чемоданчик; шкатулочка, мягкая игрушка – лисичка.
Ход занятия:
1. Оргмомент
Дети сидят на стульчиках, воспитатель говорит:
«Ручки кверху поднимаем,
Крепко кулачки сжимаем,
А потом их опускаем,
Пальчики мы разожмём
И к коленочкам прижмём».
(Дети вместе с воспитателем выполняют соответствующие действия)
2. Составление рассказа
Раздается стук в дверь. Приносят письмо с изображенной на конверте лисичкой.
Воспитатель:
«Нам пришло письмо. Интересно, от кого же оно, как вы думаете?» (Дети, увидев лисичку на конверте: «От лисички».)
«Давайте откроем конверт и узнаем, о чём хочет рассказать нам лисичка».
Из конверта достают «письмо» - сложенную пополам сюжетную картинку «Звери слепили снеговика» (формат А3).
Воспитатель:
«Да это не обычное письмо, а письмо – картинка». (Ставит развернутую картинку на мольберт).
«О чём же рассказывает нам лисичка?»
Воспитатель задаёт вопросы детям:
1. Какое время года изображено на картинке? (зима)
2. Какая бывает зима? (холодная, снежная, морозная и др.)
3. Какие звери изображены на картинке? (воспитатель добивается, чтобы дети назвали всех зверей: мишка (медведь), зайчик (заяц, зайка), лисичка (лиса))
а) Мишка (медведь) какой? (большой, коричневый, лохматый, косолапый, добрый и др.)
б) Зайчик (заяц, зайка) какой? (маленький, белый, пушистый, длинноухий, трусливый и др.)
в) Лисичка (лиса) какая? (рыжая, пушистая, длиннохвостая, хитрая и др.)
4. Кого слепили звери? (снеговика)
5. Какой у них получился снеговик? (большой, высокий, огромный, белый, холодный и др.)
Воспитатель:
«Теперь понятно, о чём в письме нам рассказала лисичка».
Воспитатель даёт образец рассказа:
«Была холодная зима. Мишка, зайка и лисичка слепили снеговика. У них получился большой снеговик».
«Давайте теперь вместе расскажем, о чём сообщила в письме лисичка. Я начинаю, а вы продолжайте».
Воспитатель предлагает 1-2 детям, чтобы они рассказали, о чем сообщила лисичка. «Кто хочет рассказать, о чём сообщила нам в письме лисичка?»
3. Физминутка
Воспитатель:
«Ребята, скажите. А где живёт лисичка и её друзья мишка и зайка?» (в лесу)
«Хотите отправиться в сказочный лес в гости к лисичке?» (да, хотим)
«Давайте встанем возле стульчиков и отправимся в путешествие»
«Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки,
И неслышно так идём,
В лес волшебный попадем.»
(Дети маршируют на месте, затем воспитатель предлагает им сесть)
4. Игры
Появляется лисичка (мягкая игрушка).
Лисичка: «Здравствуйте, ребята!»
Воспитатель: «Дети, давайте поздороваемся с лисичкой!» (Дети: «Здравствуй, лисичка!»)
Лисичка: «Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости! Я рада буду с вами поиграть».
Лисичка предлагает поиграть с ней.
Игра 1. «Чего не стало?»
Лисичка: «Вот у меня таинственный чемоданчик. В нем что-то лежит» (трясёт чемоданчик, слышно, что там что-то гремит). «Что же в нем? Сейчас откроем. Вот что здесь!» (воспитатель открывает чемоданчик).
Воспитатель выкладывает на столик: красную чашку, зелёную тарелку, белый стакан, жёлтую ложку.
Воспитатель: «Как одним словом назвать эти предметы?» (Дети: «Посуда»)
«Давайте запомним, какие предметы лежали в таинственном чемоданчике»
Берёт по очереди каждый предмет и предлагает детям помочь их назвать.
«Это … (чашка). Она, какая? (красная). Красная чашка».
«Это …(тарелка). Она, какая? (зелёная). Зеленая тарелка».
«Это …(стакан). Он какой? (белый). Белый стакан».
«Это …(ложка). Она, какая? (жёлтая). Жёлтая ложка».
Воспитатель: «Сейчас лисичка проверит вашу внимательность. Хитрая лисичка что-нибудь спрячет, а вы догадайтесь, чего не стало. Закрывайте глазки. (Прячет какой-нибудь из названных предметов). А теперь: «Раз-два-три-смотри!». Открывайте глазки. Чего не стало?».
[Чего не стало: красной чашки, зелёной тарелки, белого стакана, жёлтой ложки]
Игра проводится по одному разу с каждым из четырех предметов.
Воспитатель вызывает для ответа детей, добивается путём уточняющих вопросов полного ответа (прилагательное + существительное в родительном падеже: красной чашки и т.п.).
Игра 2. «Фото друзей (один-много)»
Воспитатель: «А теперь лисичка покажет вам кое-что. У лисички много друзей. Фотографии друзей лисички в этом альбоме. С кем же дружит лисичка? Давайте узнаем».
Воспитатель устанавливает альбом на мольберт, по одной переворачивает страницы и показывает картинки по очереди. При и этом параллельно ведёт диалог с детьми. (Изображения в альбоме располагают таким образом, чтобы на развороте дети могли видеть слева одно животное, а справа много).
Один |
Много |
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитатель: «Вот какие друзья у нашей лисички».
Игра 3. «Надуем шарик»
Воспитатель: «Наша лисичка очень любит играть с воздушными шариками. Давайте надуем для нее шарик. Надувать будем вот таким звуком: с-с-с-с-с. Повторите, дети этот звук. Молодцы!»
«А теперь надуваем шарики — вот так…» (Воспитатель показывает, а дети повторяют за ним. Дети произносят несколько коротких звуков «с-с-с» на выдохе, при этом разводят руки все шире и шире, затем хлопают в ладоши – шарик лопнул. Игра повторяется 2-3 раза).
Игра 4. «Назови картинку» (закрепление произношения звука «с» в словах, определение наличия этого звука)
Воспитатель: «Лисичка принесла нам какую-то шкатулочку. Что же в ней? Откроем. Здесь картинки. Что это?»
Воспитатель поочередно достаёт изображения: стол, стул, кресло, кровать.
Спрашивает детей: «Что это?», затем сам повторяет, выделяя звук «с». Затем дети хором произносят слова, выделяя это звук.
Воспитатель: «Ребята, с каким звуком мы надували шарики» (с-с-с).
«Послушайте, в каких словах есть этот звук, а в каких нет»
стол – есть звук «с»
стул - есть звук «с»
кресло - есть звук «с»
кровать – нет звука «с»
Воспитатель: «Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы?» (мебель)
5. «Возвращение» из путешествия
Воспитатель: «Наше путешествие в сказочный лес подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лисичкой». (Дети: «До свидания, лисичка!»)
«А теперь мы вернемся в детский сад. Встанем у стульчиков и будем шагать по дорожке»
«Мы шагаем по дорожке.
Поднимаем тихо ножки
И неслышно так идем,
В детский сад мы попадем»
(Дети маршируют около стульчиков, затем воспитатель просит их сесть)
Воспитатель: «Вот и вернулись мы обратно в детский сад. Садитесь».
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы детям:
1. Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
2. У кого в гостях мы сегодня были? (у лисички)
3. Что нам сегодня прислала лисичка? (письмо)
4. О чём рассказала нам в письме лисичка?
5. Вам понравилось играть с личичкой?
6. Что вам сегодня особенно понравилось?
Воспитатель: «А сейчас, ребята, наше занятие окончено. С лисичкой мы ещё встретимся в другой раз и поиграем в её любимые игры»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.