Игра - путешествие "День открытий"
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе по ФГОС
Цель: прививать интерес к изучению русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочное время
Задачи:
образовательная:
повышать познавательный интерес к предметам "Русский язык" и "Литература" через различные занимательно-познавательные задания
развивающая:способствовать развитию творческих способностей учащихся
воспитательная: прививать любовь к русскому языку и литературе
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы
личностные универсальные учебные действия, т.е.:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”: чувства прекрасного и эстетического;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
Оборудование:
презентация "День открытий", название станций: "Синквейн", "Буриме", "Анаграммы", "Хокку", "Шарады", "Кроссворды"
Организация игры:
В игре участвуют две команды, деление на команды производится непосредственно перед началом игры, участники выбирают себе название. Игра проводится в несколько туров, игроки переходят от первой станции к пятой по звонку, на каждую станцию отводится 5-6 минут. Игроки имеют право попросить помощь зала. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов
Ход игры
1-ый ведущий:
Наш урок не простой, а весёлый, а поэтому вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные и творческие задания. Сегодня для вас будет День открытий. Вы будете сочинять стихотворения, отгадывать шарады, составлять анаграммы и многое другое , чего вы , может, никогда не делали. И пусть игра-путешествие в Мир творчества принесёт вам много счастливых минут!
2-ой ведущий: Разрешается думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами.
3-ий ведущий: Запрещается грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.
1-ый ведущий: Сегодня мы совершим путешествие в Страну открытий. Игра пройдёт в виде путешествия по станциям: "Синквейн", "Буриме", "Анаграммы", "Хокку", "Шарады", "Кроссворды"
2-ой ведущий: представьте названия своих команд ("Солнышко", "Бабочки", "Кузнечики", "Снегири", "Пчёлки")
2-ой ведущий: Итак, путешествие начинается.
Станция "Анаграммы"
Анаграмма - слово анаграмма происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов. Сейчас анаграммами называют просто перемешивание букв составляющих исходное слово, иногда перемешивание производится с сохранением слогов, таким образом облегчая поиск исходного слова. Довольно часто анаграммы используются для получения псевдонимов, беря за базу настоящее имя. К пример имя: Дима может трансформироваться в Амид или Идам, а фамилия Орлов в Ролов, Лоров. Анаграммы можно также использовать в качестве тренировки эрудиции, разгадывая при этом незнакомые или малознакомые слова.
Задания:
Попробуй найти анаграммы к словам или составь свои:
вертикаль — кильватер
апельсин — спаниель
старорежимность — нерасторжимость
австралопитек — ватерполистка
покраснение — пенсионерка
равновесие — своенравие
полковник — клоповник
стационар — соратница
Станция "Шарады"
Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Игра в шарады — салонная игра. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.
Пример:
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)
Задания:
Отгадай шарады или составь свои:
1.Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
(Ответ: «Бук-вы».)
2.Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
(Ответ: «А-том».)
3.Часть танца - слог мой первый,
Вино - мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез реку бечевой.
(Ответ: «Па-ром».)
4. Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ: «За-дача».)
Станция "Буриме"
Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них.
Задания:
сочини стихи на заданные рифмы:
1...обронила
...воды
...ила
...следы
2...золотой
...седой
...поседел
...улетел
3...колючий
...случай
...соседи
...медведи
4...карандаш
...щалаш
..краски
...на терраске
Станция "Синквейн"
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Пример синквейна на тему мечты:
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Задания:
составь синквейны на темы:
1."А.П.Чехов"
2. "Ассоль"
3. "Неизвестный цветок"
4. "Левша"
5. "Парус»
Станция "Хокку"
Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.
Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.
Примеры хокку:
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен… Недвижно
Стою в забытьи.
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймёте мои стихи,
Когда заночуете в поле
Задания:
сочини хокку на темы:
1. "Зима"
2. "Сосны"
3. "Школа"
4. "Жизнь"
Станция "Кроссворды"
Учащиеся решают кроссворды только в том случае, если останется время, и получают дополнительный бонус
Рефлексия
Можно ли назвать игру Днём открытий для тебя лично?
Какие открытия сделали для себя?
Что узнали нового и интересного?
Чему научились?
Чего никогда не делали и сумели сделать?
Что показалось трудным?
Подведение итогов игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.