Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
Методическая разработка
Игра «Шашки: здоровый образ жизни»
Автор: Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018
От автора. Уважаемые коллеги! Перед вами игра «Шашки: здоровый образ жизни». Игра разработана и выполнена совместно с учащимися начальной школы.
Тема здоровья и здорового образа жизни актуальна в наше время, поэтому игры по данным темам в начальных классах особенно полезны, так как ребёнок только начинает развиваться и осознавать для чего нужно вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.
Так как мы уже давно живем по принципу: «Вторую жизнь старым вещам», то игру сделали из вторичных материалов: шашки – крышки от пластиковых бутылей, игровое поле переделали из старой ненужной игры, которую нашли в коробке с макулатурой.
Шашки – игра, в которую играет весь мир, но принцип игры остается почти тем же. Это игра на две персоны, но мы предлагаем поиграть и двумя командами, и всей группой, а еще обязательно выбрать ведущего.
Эта игра поможет сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, познакомит с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы; поможет обобщить и систематизировать знания детей по правилам здорового образа жизни.
Включает в себя 5 вариантов игры с элементами усложнения: «Шашки», «Шашки: здоровый образ жизни», «Верю-не верю», «Мнения и ассоциации», «Узнай плод по описанию».
В комплекте:
ü игровое поле, на белых клетках которого напечатана информация о здоровом образе жизни, слагаемых здоровья человека (Приложение 1); распечатать в формате 1 слайд на странице), вырезать 4 части доски, сложить и склеить части доски согласно рекомендациям: верхняя левая часть доски, верхняя правая часть доски, нижняя левая часть доски, нижняя правая часть доски;
ü шашки зеленые и красные по 12 штук (крышки от молочных бутылок диаметром 4 см): на внутренней стороне каждой шашки напечатаны вопросы к игре «Верю – не верю» (Приложение 2); на внешней стороне каждой шашки напечатаны слова на тему «Здоровый образ жизни» и нарисованы картинки фруктов и ягод (Приложение 3); распечатать (в формате 1 слайд на странице), вырезать, наклеить круги, согласно описанию шашек: внутри и снаружи на крышечки нужного диаметра и цвета, можно наклеить на картон, играть плоскими шашками;
ü карточка с перечнем вопросов к игре «Верю-не верю» с правильными ответами (Приложение 4);
ü 2 флажка с надписями «ВЕРЮ», «НЕ ВЕРЮ»;
ü 2 мешочка;
ü коробка для шашек;
ü правила игры.
Возраст от 7 до 11 лет.
Правила игры в шашки: Здоровый образ жизни
Игра № 1. Шашки
Ход игры. Доска для игры в шашки состоит из 64 клеток. Во время игры доска располагается так, чтобы крайняя клетка возле левой руки играющего оказалась синей, а крайняя правая – белой.
В начале игры каждый игрок располагает двенадцатью равноценными шашками, которые располагаются по черным клеткам на трех ближних к игроку горизонталях.
Право первого хода принадлежит желтым шашкам. Определение игрока, который играет желтыми, производится посредством жребия. Ход в шашках представляет собой перемещение шашки вверх по диагонали с одной синей клетки на другую. Ходить можно как влево, так и вправо, но только на клетки, которые не заняты другими шашками.
Если шашка в результате хода оказалась рядом с шашкой противника, это значит, что она попала под бой: противник переносит над вражеской шашкой свою и ставит ее на незанятое поле: таким образом, происходит уничтожение шашки.
В нашей игре действует правило обязательного боя, которое означает, что если под бой вашей шашки попала шашка соперника, вы обязаны ее уничтожить. Под бой может попасть не только одна шашка, но и большее количество. Если шашка, перепрыгнувшая через шашку противника, оказалась в ударной позиции, она должна продолжать бой до тех пор, пока не уничтожит все попавшие под бой шашки соперника. Следует также помнить, что шашка, производящая бой, должна обязательно встать на незанятую клетку после того, как перепрыгнула через шашку противника. То есть, нельзя уничтожить две или более шашки, стоящие в ряд на соседних клетках.
Простая шашка, выйдя «в дамки», становится разрушительным оружием, поскольку может бить шашку противника, находящуюся на ее диагонали на любом расстоянии. В остальном дамка подчиняется тем же правилам, что и простая шашка: она не может бить шашки, стоящие в ряд на соседних клетках, и она так же подвержена бою шашек противника. Поскольку дамка не является неуязвимой, особо искусный игрок может справиться даже с ней.
Цель игры в шашки: уничтожить или запереть все шашки противника, что эффективнее всего достигается при помощи одной или нескольких дамок.
Победа: игра выиграна игроком, который захватил все шашки противника.
Поражение: игра проиграна игроком, который больше не может сделать ни одного хода на доске.
Игра № 2. Шашки: здоровый образ жизни
Ход игры. В эту игру можно играть двоим игрокам и ведущему. Перед каждым игроком на столе стоят шашки. Ведущий предлагает определить жребием, кто будет играть желтыми шашками. Затем, по очереди игроки берут шашку и читают с внутренней стороны вопрос «Верите ли вы…». Ведущий следит за правильностью ответов. Если игрок угадал правильный ответ, то ставит шашку на игровое поле, а если нет, то убирает в сторону. В результате, у каждого игрока на поле будет столько шашек, сколько правильных ответов он даст на вопросы. Далее игра продолжается по правилам № 1.
Можно поиграть и двумя командами. Игроки каждой команды могут советоваться, как ответить на вопрос и какой ход лучше сделать.
Игра № 3. «Верю – не верю»
Ход игры. Предлагаем провести игру «Верю – не верю» на закрепление пройденного материала. Ведущий достает из мешочка по очереди шашки и зачитывает по одному предложению, а детям нужно согласиться или не согласиться с ведущим. Если согласны с утверждением, то поднять руки вверх, а если не согласны, то убрать руки за спину. Можно организовать письменный индивидуальный опрос: написать № вопроса и рядом поставить плюс или минус.
Можно эту же игру и вначале изучения раздела «Город и здоровье его жителей» для погружения детей в тему занятия. Ведущий зачитывает высказывания, а дети, если согласны с высказыванием, то встают у флажка со словом «Верю», а если нет, то у флажка со словом «Не верю».
Игра № 4. Мнения и ассоциации
Ход игры. Ведущий предлагает игрокам по очереди доставать из мешочка шашку и прочитать слово или фразу, затем высказать свое мнение на тему здоровья и здорового образа жизни, например, слово «питание» - мнение: «Правильное питание важно для здоровья человека».
А можно на эти же фразы или слова назвать свои ассоциации, например, слово «питание» - ассоциации: фрукты, каша, домашний обед …
Если ребенок не может высказать свое мнение, или придумать ассоциацию, ему поможет чтение информации на игровой доске по теме.
Игра № 5. Узнай плод по описанию
Ход игры. Ведущий достает одну шашку из мешочка. Игроки должны, задавая вопросы, угадать его и ответить и ответить, к какому виду он относится. Вопросы ставятся так, чтобы ведущий мог ответить только «да» и «нет».
Например, вопросы игроков:
-Плод круглый?
Ведущий. Нет.
- Он желтый?
Ведущий. Да.
- Он кислый?
Ведущий. Да.
Игроки. Это лимон?
Ведущий. Да. К какому виду плодов он относится?
Игроки. Субтропическим и тропическим – цитрусовый.
Методические рекомендации по проведению игры. Данная игра поможет лучше организовать учебно-воспитательную деятельность и правильно оценить результаты обучения. Отдельные задания игры направлены на развитие у детей таких качеств, как умение думать, рассуждать, самостоятельно работать над поставленной задачей, творчески подходить к решению проблемы.
Игра является дидактическим пособием и ориентирована на закрепление учебного материала, составлена с учетом целей и задач образовательных программ, включает задания и вопросы, сгруппированные по занятиям, согласно содержанию программ (4 занятия по разделу «Город и здоровье его жителей»). Представленные проверочные игровые задания разнообразны по содержанию, форме фиксации результата, видам источников информации и рассчитаны на разные уровни сложности.
Можно провести варианты игры на занятии под руководством педагога или самостоятельно обучающимися, а также в дополнительное время как вид коррекционной работы.
Игра способствует развитию общеучебных умений: анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах, выводах, логических схемах и др.
Организация игровой деятельности облегчает решение одной из самых сложных проблем в организации занятия – привлечь всю группу к активной познавательной деятельности.
Я хочу показать вам, как может быть использована игра на занятиях с младшими школьниками.
Работа может быть построена следующим образом: вплотную педагог может работать с подгруппой детей или индивидуально, остальные в это время будут зрителями. Можно организовать командную игру (см. правили игры).
Во время игры педагог может оценить показатели уровней предметного результата: творческую активность детей. Оценить уровни показателей метапредметного результата (регулятивные, познавательные, коммуникативные); и определить уровни показателей личностного результата (мотивацию к познанию и творчеству, способность к рефлексии, активность и инициативность, ценностное отношение к окружающему миру, людям) (Приложение 5).
Приложение 4. Вопросы и ответы для ведущего к игре «Верю – не верю»
№ п/п |
Верите ли вы, что … |
Да/нет |
1 |
…углеводы являются важнейшим источником энергии для работы организма |
(Да) |
2 |
…недостаточная калорийность рациона вредит здоровью |
(Да) |
3 |
…избыточная калорийность полезна для здоровья |
(Нет) |
4 |
… морковь замедляет процесс старения организма |
(Да) рекомендуется не только есть морковь, но и активно использовать этот овощ в приготовлении всевозможных масок для лица и шеи |
5 |
… у детей, часто жующих жвачку, наблюдается снижение интеллекта
|
(Да) резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание и ослабляет процесс мышления |
6 |
… бананы поднимают настроение |
(Да) содержат серотонин, или так называемый «гормон счастья», воздействует на мозг в качестве успокоительного, и, кроме того, в незначительной степени обладает свойствами снотворного |
7 |
… есть безвредные наркотики |
(Нет) |
8 |
… летом можно запастись витаминами на целый год
|
(Нет) наш организм может усвоить только определённое количество витаминов, и вообще каких бы то ни было, даже очень полезных веществ |
9 |
…чтобы сохранить зубы здоровыми, надо чистить их два раза в день |
(Да) |
10 |
… чтобы сохранить зубы здоровыми, надо есть много сладкого |
(Нет) |
11 |
… чтобы закаляться, нужно в жаркий день пить ледяную воду? |
(Нет) |
12 |
… контрастный душ способствует закаливанию? |
(Да) |
13 |
… чтобы защититься от микробов, надо всегда мыть руки с мылом? |
(Да) |
14 |
… засыпанию не мешают яркий свет и длительные просмотры телепередач |
(Нет) |
15 |
… у школьников, занимающихся гимнастикой, успеваемость намного выше |
(Да) |
16 |
… злые слова могут «убить человека» |
(Да) |
17 |
… самочувствие человека напрямую связано с озеленением местности, в которой он живет |
(Да) |
18 |
… без пищи человек может прожить 3 месяца |
(Нет) около месяца |
19 |
… газировка утоляет жажду |
(Нет) газированные напитки содержат подсластители, которые не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит |
20 |
… кока-кола с успехом заменяет бытовую химию |
(Да) чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в унитаз и не смывайте в течение часа |
21 |
… кушать нужно через каждые 4-5 часов |
(Да) оптимально 4-х разовое питание |
22 |
…здоровье не зависит от личной гигиены |
(Нет) |
23 |
… соблюдение гигиены сна позволит зарядиться бодростью, улучшит настроение |
(Да) |
24 |
… с вредными привычками нужно бороться |
(Да) |
Приложение 5
Критерии предметного результата:
творческая активность
Низкий уровень: репродуктивный уровень деятельности. Интереса к творчеству нет. Не проявляет творческой инициативы. При решении проблем, как правило, прибегает к помощи педагога.
Средний уровень: репродуктивный, частично поисковый уровни деятельности. Неустойчивый интерес к творчеству. Легко включается в работу по реализации предложенного педагогом. Иногда проявляет творческую инициативу. Высказывает интересные идеи, но затрудняется с их воплощением.
Высокий уровень: творческий уровень деятельности. Легко увлекается творческим делом. Отличается беглостью, оригинальностью мышления, богатым воображением. Творческую инициативу проявляет в большинстве случаев. Способен реализовать собственный замысел.
Критерии метапредметного результата:
Регулятивные – умение организовать свою деятельность
Низкий уровень: слабо справляется с заданием, недостаточно внимательно. Часто обращается к помощи педагога.
Средний уровень: выполняет задания старательно, но с небольшими ошибками. Обращается к помощи педагога. Способен анализировать и делать выводы.
Высокий уровень: справляется с заданиями самостоятельно, используя полученные знания и умения. Способен анализировать и учитывать ошибки в своей дальнейшей деятельности. Имеет свое мнение и может аргументировано его отстаивать.
Познавательные - умение мыслить и работать с информацией
Низкий уровень: иногда затрудняется в восприятии информации, в ее поиске, не может вычленить необходимую, затрудняется осмыслить ее и использовать в задании. Действует только совместно с педагогом.
Средний уровень: по заданию педагога или при поддержке может подобрать необходимый материал, его переработать и представить на доступном уровне.
Высокий уровень: способен самостоятельно или при консультационной поддержке педагога определить какая информация нужна, найти ее и использовать на доступном уровне.
Коммуникативные - умение (навыки) общаться с другими людьми
Низкий уровень: замкнут. Неохотно идет на контакт. Неуважительно относится к товарищам, не помогает в сложных ситуациях. Не участвует в совместных социально-значимых делах. Неохотно участвует в работе малыми группами на занятии. Точку зрения свою не обозначает.
Средний уровень: имеет узкий, но постоянный круг друзей. Сам не проявляет желания помочь, но к просьбам бывает отзывчив. Иногда не считается с товарищами. Иногда принимает участие, чаще пассивное, в социально-значимых делах. Имеет точку зрения, но не может ее аргументированно отстоять.
Высокий уровень: широкий круг общения. Всегда придет на помощь товарищу. С удовольствием принимает участие в социально-значимых делах. Способен изложить свою точку зрения, обосновать ее и отстоять.
Критерии личностного результата:
Мотивация к познанию и творчеству
Низкий уровень: случайная, навязанная извне – родители, друзья. Неосознанный интерес, поддерживается педагогом.
Средний уровень: неустойчивая, зависит от результативности занятий. Интерес на уровне любознательности, иногда поддерживается самостоятельно.
Высокий уровень: устойчивая, интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно.
Способность к рефлексии
Низкий уровень: оценивает однозначно – хорошо или плохо. Не склонен оценивать свои поступки. Затрудняется объяснить смысл своих оценок, поступков. Иногда - в диалоге с педагогом.
Средний уровень: оценивает, используя собственную логику и предшествующий опыт. Объясняет смысл своих поступков и оценок в диалоге с педагогом. Делает попытки развернутого объяснения.
Высокий уровень: оценивает на основе общечеловеческих ценностей. Анализирует мотивы своих поступков и целей, делает выводы. Способен признать свою неправоту.
Активность и инициативность
Низкий уровень: не проявляет инициативу, даже, если интересно. Действует только, если скажет педагог (врамках занятия). Спрашивает, что делать дальше, не предлагает свой вариант дальнейших действий. Не стремится стать лидером.
Средний уровень: иногда проявляет инициативу. Не берет на себя активную роль, но может дать совет и оказать помощь. Иногда проявляет склонность к лидерству.
Высокий уровень: выполняет порученное дело с инициативой. Всегда привносит элементы творчества. Предлагает свои пути решения проблемы. Часто оказывается лидером. Привлекает к себе других детей.
Ценностное отношение к окружающему миру, людям
Низкий уровень: не придает значения окружающему миру. Не ощущает своей причастности к истории, культуре родного края. Редко проявляет сопереживание и не стремится к участию в добрых делах. Не стремиться к общению с окружающими. Средний уровень: не равнодушен к проблемам товарищей, но не торопиться оказать помощь. Иногда участвует в коллективной деятельности по изучению и сохранению окружающей среды.
Высокий уровень: понимает, что может внести свой вклад в сохранение и развитие окружающей среды и участвует в мероприятиях по защите окружающей среды. Ценит дружбу и справедливое отношение.
Список литературы
1. Зеленый пакет: комплект образовательных материалов. – Сентедре (Венгрия): РЭЦ. – 2005 – 246 с.
2. Мой мир. Пособие для учителя. – Иркутск: «Байкальская экологическая волна», 2002. – 130 с.
3. Год охраны окружающей среды в Санкт-Петербурге – каждый год… Сборник методических материалов / под. ред. С. В. Алексеева, Н. В. Груздевой. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 196 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.