МКОУ « Новолакская СОШ №1»
Сайдаева Т.С.
Цель: формирование у учащихся познавательного
интереса к окружающей природе.
Задачи:
1.Образовательные:
– повторить, закрепить и углубить знания,
растениях и животных;
– формировать у детей представление о
необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.
2.Развивающие:
– развивать познавательную активность,
творческие и коммуникативные способности;
– совершенствовать мыслительные операции.
3.Воспитательные:
– воспитывать чувство ответственности и
бережного отношения к миру природы;
– формировать умение видеть красоту родной
природы;
–воспитывать любознательность, пытливость в
процессе общения с природой.
Самоопределение
к деятельности.
Учитель: В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в
удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в
гостях у животных. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. В игре принимают
участие 2 команды. Давайте их поприветствуем!!!
По ходу игры будем подводить временные итоги и
записывать их.
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд
будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за
правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.
– Ребята, подумайте пожалуйста, что вам
пригодится для успешной работы в игре?
Викторина
Почемучек.
Команда, которая быстрее поднимает руку и
ответит на вопрос, получает 1 балл.
1.Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?
(Потому что птица бросает гнездо, если тронуть яйцо руками.)
2.Почему птицы осенью улетают?
3.Почему лист зелёный?
4.Почему комнатные растения не следует поливать
в то время, когда на них падают солнечные лучи? (Когда светит солнце, капельки
воды, оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают его
лучи, как маленькие увеличительные стёкла, и растение может при этом получить
ожог.)
5.Что значит «волка ноги кормят»? (Волк не
стережёт добычу в засаде, как кошки, а догоняет её бегом.)
6.Кокой лесной зверь спит всю зиму вниз головой?
(Летучая мышь.)
7.Мы часто употребляем выражение: «… где раки
зимуют». А где действительно зимуют раки? (Раки зимуют в естественных подводных
береговых норах, либо вырывают такие норы сами. В этих норах они не всегда
остаются бездеятельными. Часто, высунув клешню, рак схватывает проплывающую мимо
рыбёшку.)
8.Какая из наших птиц быстрее всех летает?
(Стриж.)
9.Птенцы какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки. Она подбрасывает яйца и отдаёт своих птенцов на выкормку другим
птицам.)
10.Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на
юге?(Нет.)
11.Какие птицы большую часть пути с юга шагают
пешком? (Коростель, болотная курочка.)
12.Чем стрекочет кузнечик? (На ноге у кузнечика
зазубринки, на крыле зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)
13. Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак
действительно всегда назад, но к пище всегда устремляется вперёд.)
14. Растёт ли дерево зимой? (Не растёт:
замирает).
15.Какие животные спят с открытыми глазами?
(Рыбы – у них не век, и змеи –веки срослись.)
16.Почему ласточки перед дождём низко летают?
(Они летают за насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле.)
17.Говорят, что у некоторых птиц есть
специальные «детские ясли». Правда это или фантазия? («Ясли» есть у пингвинов.
Когда малышам исполняется месяц, они собираются в тесный круг и сидят так,
согревая друг друга, пока родители добывают корм. В таких «яслях» бывает до
тысячи пингвинов, и «воспитателям» очень трудно уследить, чтобы ни один не
убежал. Спустя месяц птенцы меняют свой «ясельный» пуховый наряд на перья и
вместе со взрослыми птицами уходят в море.)
18.Почему испугавшись чего-нибудь, лошадь
начинает фыркать? (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она
очищает свой нос и может быстрее определить, что и с какой стороны ей
угрожает.)
19. Куда «лицом» обращена головка подсолнечника
в полдень? (К солнцу, т.е. прямо на юг.)
20.Какие звери летают? (Летучие мыши. Расстояние
в несколько десятков метров пролетает и летяга (полетуха) – белка с кожистыми
перепонками между лапками.)
Учитель:
Следующий конкурс «Угадай животное».
Каждый участник получает карточку с изображением
животного. Участники одной команды, должны описать животное словами, не называя
его, за 10 секунд. Участники из другой команды должны угадать животное. Нельзя
употреблять однокоренные слова, не должны быть повторы. Например: Лиса –
хитрая, рыжая.
Лев, Заяц, Змея, Волк, Медведь, Мышь, Белка, ЁЖ.
За каждый правильный ответ, команда получает 1
балл.
«Если
я приду в лесок».
Учитель: Давайте немного отдохнём.
Учитель: Сейчас я проверю, как вы знаете правила
поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо,
говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Звучит музыка.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,(да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!(да)
Зря цветы не надо рвать!(да)
Из рогатки не стрелять,(да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,(да)
Топать, хлопать, палкой бить.(да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Учитель:
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец,
Кто подскажет молодец!
Загадки
о животных.
1.В воде купался, а сух остался? (Гусь.)
2.Не летит, не поёт, не клюёт? (Рыба.)
3.Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине
– и щука не проглотит? (Ёрш.)
4.Что за весенняя чёрная птица любит за плугом
ходить и кормиться. Что за весенняя чёрная птица прямо на трактор чуть не
садится? (Грач).
5.Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами?
(Петух.)
6. Заплелись густые травы, закудрявились луга,
да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек.)
7.Прыг-скок, трусишка! Хвост – коротышка, ушки
вдоль спинки, глаза с косинкой, одежда в два цвета:на зиму и лето.(Заяц.)
8.Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на
ветку скок-поскок, орешек за орешком щёлк-пощёлк. (Белка.)
9.Большущий, толстущий, косолапый, ходит
растяпой, глаза ка щелки, хвоста нет только.(Медведь.)
10. Стали братья на ходули, ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли – им с ходулей не сойти. (Журавли.)
11.В тесной избушке ткут холст старушки.
(Пчёлы.)
12.Наша добрая подружка, даёт нам перьев на
подушку, даёт яичек для блинов, куличей и пирогов.(Курица.)
Учитель:
Следующая игра «Конструктор».
Дано слово: СМОРОДИНА.
Необходимо образовать новые слова из букв,
входящих в данное слово.
За каждый правильный ответ, команда получает 1
балл.
Учитель: Молодцы ребята вы справились с заданием.
Учитель: Сейчас будьте внимательны. Конкурс называется
«Задачи в стихах».
Задачи
в стихах.
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел –
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.(7 зверей.)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?(4 сороки.)
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?(15 морковок.)
За каждый правильный ответ, команда получает 3
балла.
Игра
«Птицы».
Учитель: «Я называю в игре только птиц, но если вы
услышите, что появились не птицы, а кто – другой, то дайте мне знать. Можно
топать или хлопать.»
Учитель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи.
(Дети топают.)
Учитель: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Учитель: А Мухи кто?
Дети: Насекомые.
Учитель: Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
(Дети топают.)
Дети: Куницы –звери, млекопитающие.(Небольшой
хищный зверёк с ценным светло-коричневым пушистым мехом.)
Учитель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети топают.)
Дети: Комары – насекомые.
Учитель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки…
Даже плюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Итоговая
рефлексия.
Учитель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли
участие в этой игре. Вам понравилось?
Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы
все много знаете о природе и знаете, как важно бережно относится к ней.
Что на занятии у вас хорошо получалось, а над
чем ещё надо поработать? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось,
узнали ли вы что-нибудь новое.
Где можно применить новые знания?
А сейчас давайте послушаем стихотворение о
природе.
Читает ученик под музыку.
Давайте
вместе Землю украшать.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Спасибо
за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.