В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Игра как форма воспитания на занятиях по опк
и во внеурочной работе
Игра «Бабушкина книга» может быть использована на занятиях по основам
православной культуры, на классных часах и на различных мероприятиях
воспитательного характера. Возможны различные варианты проведения игры:
1. На занятиях по основам православной культуры к этой игре целесообразно
обращаться как при изучении нового материала, так и при его повторении,
закреплении. Предлагаемые иллюстрации к игре1 содержат описание библейских
событий, изображенных на «страницах бабушкиной книги». Если игра
применяется при изучении нового материала, то целесообразно использовать
страницы, на которых присутствуют иллюстрация и текст. Если к игре
обращаются при закреплении материала, то на странице должна быть только
иллюстрация, в этом случае некоторые иллюстрации не используются.2. Если на проведение игры отводится не весь урок (мероприятие), то можно
использовать чернобелый вариант книги. Если времени достаточно, то
предложить детям разукрасить свои странички, а потом уже составлять по
изображению рассказ.
3. Очень важно, чтобы дети рассказали историю о Рождестве по страничкам
не только учителю, но и другим ученикам школы, родителям на родительском
собрании, иначе радость от совместной творческой работы будет неполной.
4. После проведения игры предложить детям сделать дома самим или вместе
с родителями рукописную книгу о Рождестве Христовом и устроить на
празднике выставку таких книг.
О п и с а н и е и г р ы
Возраст: 7–11 лет.
Цель:
– уточнить знания о евангельских событиях, связанных с праздником
Рождества Христова;
– продолжать учиться работать вместе (развивать навыки коммуникации).
Условия проведения:
– игра организуется в помещении;
– для проведения игры необходимо следующее оборудование: большой стол,
цветные карандаши или фломастеры.
Сюжет игры:
Перед началом игры педагог рассказывает детям историю «бабушкиной
книги».
У ч и т е л ь . В одном городе жила бабушка. Она души не чаяла в своей
маленькой внучке и решила подарить ей на Рождество самую любимую из своих
книг – старинную книгу о Рождестве Христовом. Эту книгу бабушке подарила ее
мама, когда она сама была маленькой. В канун Рождества она сидела около окна
в кресле и, перелистывая страницы книги, представляла, как обрадуется внучка,
получив такой подарок. Вдруг сильный ветер распахнул окно, вырвал из рук
бабушки книгу и закружил ее по комнате. Когда бабушке с большим трудом
удалось закрыть окно, на полу вместо книги в беспорядке лежали рассыпавшиеся
странички. Бабушка так расстроилась, что даже не смогла их собрать. Она снова
села в кресло и заплакала…Бабушка знала, что в рождественскую ночь возможны всякие чудеса. И ей так
хотелось, чтобы книга вновь была цела и невредима! С этими мыслями она и
уснула. Часы пробили полночь. И чудеса начались. Странички взметнулись вверх
и начали выстраиваться в правильном порядке. Когда все встали на свои места
под голубой обложкой, бабушка проснулась. Как же она обрадовалась!
Перелистывая страницы любимой книги, бабушка обнаружила еще одно чудесное
превращение – странички теперь разговаривали. Они рассказывали историю
Рождества Христова.
Давайте мы с вами поиграем – станем говорящими страничками бабушкиной
книги. Для этого вам надо взять со стола любую страничку и по изображению на
ней (по тексту под изображением) найти свое место в книге. Можно выстроиться
перед классной доской по порядку – страничка за страничкой. Когда все будет
готово, наша книга заговорит – вы станете по очереди рассказывать о том
событии, которое изображено на вашей страничке (читать текст под
иллюстрацией). Время на подготовку – 10 минут.
Х о д и г р ы
1. Рассказ учителя.
2. Определение последовательности расположения страниц «бабушкиной
книги».
3. Подготовка рассказа по иллюстрациям.
4. Раскрашивание иллюстраций.
5. Рассказ детей о Рождестве по иллюстрациям (листочкам книги) (один
ребенок – одна страница).
6. «Бабушкина книга в гостях у…» – рассказ детей о Рождестве по
иллюстрациям в параллельном классе (перед родителями).
Подведение итогов игры.
По окончании игры необходимо поблагодарить детей.
Можно спросить: «Трудно ли было собрать книгу? Кто помог? (Что
помогло?)».