Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
музыка
Взрослым
10.12.2018
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они не находились. Любопытные факты, связанные с игрой, содержатся в исторических документах. Лучшие люди Греции не считали зазорным играть и всегда готовы были дать пример детям в играх, признавая в них большой смысл для их будущего развития.
У древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства. В неё непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как « стенка на стенку», «палочные бои», « стрельба из лука», « метание копья» и др. Любопытными были состязания на ходулях и качелях. Эти состязания приурочивались к календарным праздникам. Люди верили, что увеличение человеческого роста ходулями будет способствовать высоте будущих колосьев.
игра,как метод музыкального восприятия освоения фальклора детьми.doc
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора
детьми.
План:
1.Из истории игровой деятельности.
2. Педагогические аспекты игровой деятельности.
3. Роль игры в освоении музыкального фольклора.
4. Методика разучивания музыкальной игры.
1. Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы
ступени развития они не находились. Любопытные факты, связанные с игрой,
содержатся в исторических документах. Лучшие люди Греции не считали
зазорным играть и всегда готовы были дать пример детям в играх, признавая в
них большой смысл для их будущего развития.
У древних славян существовала целая система средств по развитию
физических качеств и воинского искусства. В неё непременно входили
разнообразные народные состязания и забавы, такие, как « стенка на стенку»,
«палочные бои», « стрельба из лука», « метание копья» и др. Любопытными
были состязания на ходулях и качелях. Эти состязания приурочивались к
календарным праздникам. Люди верили, что увеличение человеческого роста
ходулями будет способствовать высоте будущих колосьев.
Особый интерес к использованию игр в педагогике возник в середине 19 века.
Он был связан с деятельностью немецкого педагога Фребеля. Под влиянием
его идей в воспитательных целях игр начали вводить в детских садах и
школах. Кроме того, стали возникать летние детские игровые площадки в
России, Европе, Америке. 2. Многовековой опыт показал, что игра – важнейшее средство в
воспитании ребенка. В народной игре органично сочетаются художественные
и педагогические начала. Они дают как бы первый толчок направлению
характера, склада ума ребенка. Ребенок не может расти без игры. Поэтому
нередко детство называют возрастом игры.
П.П. Блонский: «Естественная жизнь ребенка наполнена игрой, а игра
является великой учительницей ребенка. Она не является бесцельной
расточительницей энергии ребенка. В ней развивается и проявляется весь
ребенок. В играх развиваются органы движения и ощущений ребенка, его
внимание и воображение, сметливость и догадливость, подражание и
творчество, социальные чувства, подчинение законам и т.д. (в каждой игре
есть правила и их надо соблюдать). Играть для ребенка – значит, накоплять
социальный опыт.
Многие передовые педагоги подчеркивали роль народной игры в воспитании
детей. Игра – это своеобразная школа социализации (поведение в
общественной жизни) ребенка. В этой школе много « предметов», каждый из
которых развивает ценные человеческие качества,
формированию гармонически развитой личности.
способствует
Сегодня традиционные народные игры, игровой фольклор рассматривают как
начальную азбуку, в которой дети знакомятся с фольклором как самобытной
и самостоятельной художественнообразной системой.
Хорошая детская игра представляет собой образец
высокого
педагогического мастерства и таланта народа. Игры влияют на развитие ума,
характера, воли, нравственных чувств ребенка, укрепляют его физическое
здоровье. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной
игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила
последовательность игр – от младенческих до зрелых. Пример:
3. Для детей игра – действительность, более интересная, чем та, которая
его окружает. Интереснее она еще ребенку потому, что для него она понятна
его сознанию. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем,
чем следы действительной жизни, со своими сложностями. В игре дитя –
зрелый человек. Он пробует свои силы и самостоятельно распоряжается
своими же сознаниями. Достаточно вспомнить « козу рогатую», «сороку», «
ладушки». Ребенок познает в игре азы справедливости, отношение к труду.
При четырехкратном повторении слов « этому дала» мать показывает
последовательно на большой, указательный, средний палец, а при словах «
этому не дала» указывает на мизинец и грозит ему (чтобы получить кашу
надо потрудиться).
Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной,
продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым,
дети одевают и раздевают кукол, «ходят в гости», «воюют», «сватаются»,
«едут на лошади» и т.д. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает
мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события,
верит в их правду.
В игре подражание сочетается с творческим воображением. Но оно не
появляется само собой. Оно воспитывается, развивается в результате
длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется,
прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства и
характера содержания игры зависит развитие замысла и использование
средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует близкий её
круг образов, эмоций, и наиболее живучая – заимствование игр друг от друга. Живя в мире игры и сказки, дети учатся быть ловкими, чуткими,
сообразительными. Такие игры как « Гусигуси», « Кошка и мышка», «
Колечко», «Коршун» и многие другие. Гуси не должны попасть в лапы злому
волку, а маленькая беззащитная мышка – к ловкой и хитрой кошке. Тети
очень любят играть в животных, изображать птиц. Это позволяет создать у
детей определенное настроение. Дети имеют возможность самостоятельно
оценить тот или иной образ, проявить свою изобретательность и
выразительность. Кроме того, такие коллективные игры воспитывают в детях
чувство ответственности перед коллективом. В игре «Коршун» по условиям
игры, играющий роль наседки должен защитить своих цыплят от коршуна.
Проявив ловкость, раскрыв руки (крылья) он бросается то влево, то вправо,
пытаясь заслонить собой и спасти самого маленького цыпленка. Вместе с ним
(наседкой) движется вся колонна цыплят. Чувство ответственности перед
самым младшим ложится на каждого игрока. Даже в природе выживает самый
сильный, ловкий. Точно так происходит и в жизни ( а игра –это реальность для
детей). Именно здесь у ребят формируются еще и волевые качества.
Особую радость детям доставляют музыкальные ролевые игры, в которых
происходит перевоплощение в конкретные персонажи. Кроме того, дети
имеют возможность создать индивидуальный образ, в котором он проявляет
свою фантазию, а самое главное ребенок передает свое настроение. Например:
«Трухтрух, ходит по двору петух», «Олень», « У медведя во бору», «Дрема».
Существуют игры, основанные на русских народных сказках (авторские),
такие как: « Репка», « Петушок», «Теремок,» которые позволяют детям
проявить изобретательность, выразить свое отношение к происходящему.
Такие игры способствуют воспитанию мыслительной активности. Каждая игра
ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и
энергично. В результате этого действия ребенка становятся все более
осмысленными и целенаправленными. Игру надо рассматривать творчески. Это не просто физическая игра. Это
создание образов, ролевое общение, игра посредством и с помощью кукол,
сделанных своими руками из различных материалов (бумага, дерево, ткани,
глины и т.д.) Одушевляя куклу, ребенок её жалеет, вкладывает в нее всю свою
душу.
Подобные игры можно использовать при выработке певческих навыков.
1 качание куклы заставляет ребят петь негромко, ласково, распевно, сохраняя
при этом естественное звучание.
С помощью игровой деятельности можно работать над следующими
певческими навыками: чистое интонирование (прием «Эхо»), работа над
певческим дыханием (скороговорки).
Все дети любят сказки. Сказки легко перевести в игру, а игру в песню.
Дети очень любят веселый новогодний обряд колядования. Недаром главный
персонаж его – Коза, которая воспевается в народных сказках. Коза – образ
веселящейся силы. Кроме того, в колядовании представлены вол, медведь,
дед и т.д. Игра сопровождается песнями – щедровками, новогодними
поздравлениями. Варианты игры могут быть самыми разными. Неуемная
детская фантазия проявляется буквально во всем: в одежде ряженых, в
маскировке, в пении, в изображении, в повадках. С большим энтузиазмом
играют дети в обряды гадания.
Существуют фольклорные игры и музыкальные игры основанные на
русских сказках (например «Стоит в поле теремок»), где каждый герой
должен быть озвучен. Это позволяет вырабатывать у детей навыки сольного и
коллективного пения, чистого интонирования, чувства ритма и т.д.
Кроме того, существуют музыкальные разминки, игры развлекательного
характера: « Вперед четыре шага». А также можно использовать танцевальные игры «
Солдатушки, бравы ребятушки». Эти игры развивают у детей ориентацию в
пространстве. Дети усваивают такие понятия как «левое», «правое», учатся
вниманию, координации движения.
4. Методика разучивания музыкальной игры.
Музыкальные игры состоят из попевки и действия. Делятся они на народные
и авторские. Они могут использоваться как отдельные элементы музыкальной
игры в качестве смены вида деятельности.
1. Разучивание литературного и музыкального текстов.
2. Знакомство с правилами музыкальной игры.
3. Выбор главных героев.
4. Сам процесс игры.
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.