Игра "Кто лучше всех знает историю"

  • Игры
  • doc
  • 09.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра "Кто лучше всех знает историю"активизирует познавательную деятельность обучающихся.Игра позволяет закрепить знания по истории Киевской Руси, дополняет школьный учебник по истории России. Увлекательные задания помогут обучающимся расширить кругозор и повысить эрудицию, усвоить материал школьной программы на уроках истории, может использоваться при проведении внеклассных мероприятий.
Иконка файла материала Игра .doc
Игра  «Кто лучше всех знает историю?» Цель игры: развитие познавательных способностей, повышение интереса к предмету история России. Задачи игры: 1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя игровые формы учебной деятельности. 2.  Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными  врагами.  3. Продолжить развитие умение учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать  исторические факты, сравнивать и делать выводы. Оборудование: карта "Киевская Русь" картина "На поле Куликовом", репродукция  картины Васнецова "Богатыри". Съёмная доска с информацией о  конкурсах и  таблицей  итогов каждого конкурса для команд. Запись колокольного звона. Методические рекомендации: Класс делится три команды, в каждой по 7 человек.  Для  работы в группах    раздаточный материал ­ распечатанные задания на отдельных листах  для более удобной работы в группах. Игра состоит из пяти этапов. В каждом этапе  команды отвечают на все вопросы. За каждый правильный ответ ставится 5 баллов.   На  выполнение заданий отводится определенное время.   Содержание игры. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её. Новые казачьи заповеди. (запись на доске) 1.Вступительное слово. Ребята, сегодня у нас  игра «Страницы истории Руси».  Новые казачьи законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не  заменит тебе её." Любить Россию­это значит знать и уважать историю своей Родины. И  сегодня наша цель обобщить знания, полученные на уроках, и выяснить, знаете ли вы  историю нашего государства. История X­XIII веков на Руси была связана  со славными  страницами военных подвигов. Посмотрите на карту, с кем пришлось воевать  Руси в то время? А каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях: о  военной опасности, о княжеских указах? (Звучит колокол.) На этот раз колокол созывает на состязание знатоков истории. Разделимся на три  команды и придумаем себе название. 2. Игра. I.этап: разминка­ «Чего не знаешь, того не разгадаешь». Задание: Дать ответы на загадки. Деревянный домик, ставенки на нём, Русская деревня за его окном. Русский воин в битве смел­ Защитить себя умел (Изба)И России рубежи. Как его зовут, скажи? Викинг­воин скандинавов, Тот народ суровых нравов. Как его, скажите детки,  Называли наши предки. Правил в Киеве тот князь, И молва о нём неслась. Все соседи князя знали  И мудрейшим называли. (Ратник) (Варяг) (Ярослав) Он стоял в амбаре встарь Для зерна и звался…..                                        (ларь) В каждом городе большом Средь церквей его найдём. Как зовётся главный храм, Предстоит ответить вам. (Собор) (Подведение итогов.) II. этап.  «Доверяй, да проверяй!».   Задание:  Надо подтвердить свой ответ на поставленный вопрос или опровергнуть его. А) На Ледовом побоище никто не кричал «Ура!» . (Да. Слово  «ура» монгольского происхождения. Это боевой клич монголов. В  1242году его ещё не употребляли. Оно появилось позже после завоевания русских  земель  монголо­татарами ). Б) На Руси шахматы были включены в перечень запрещенных игр. (Да .На Руси шахматы появились в IX­X вв.Несмотря на запрет церкви,  приравнявшей шахматы к азартным играм, они всё же пользовались огромной  популярностью). В) Грамота –это умение читать и писать? (Не только, это ещё и официальный  документ Древней Руси). Г)Что такое добро?(Не только противоположность злу, но и кириллическая буква,  предшественница нашей буквы «д»). Д )Град –это атмосферные  осадки в летний период?(Не только –это старинное  название города на Руси) .  (Подведение итогов.) III.этап. "Поймай дату." Задание: читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт  речь, определить, когда оно произошло. Москва­река, тебе хвала! В веках ты видела немало. Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала. Ты рассказали нам о том,Как люди начали селиться, За тыном тын, за домом дом Росло на берегу твоем                                            Начало будущей столицы. (основание Москвы,1147г) Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя­внука Чингисхана, Своё соседство с ним кляня... Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком: Сжигать и грабить города.(1237г, монголо­татарское иго) Шла в поход большая рать... Позади остался дом И тепло людское. Впереди сверкало льдом                               Озеро Чудское.(1242г, Ледовое побоище) Как мне о битве на Дону  Рассказ продолжить мой?  Читатель, я не обману,  Сказав о битве той,  Что не было ещё такой.  И хоть кого спроси,­ "Мамаево побоище "­ Все знают на Руси.  А князя Дмитрия Донским  С тех пор прозвал народ, И слава добрая за ним  До наших дней живёт. (1380г, Куликовская битва)  (Подведение итогов.) IVэтап.  «Каковы вехи, таковы и человеки ». Задание: ответить на вопросы мини­викторины. ­Славянское племя дреговичей жило на болоте, поляне­ в полях, а где жили древляне?  (В лесах)/ ­Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег  Вещий)/ ­Как на Руси называли письменную жалобу или письменный донос? (Ябеда)/ ­Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой ты гой еси…» Чего желали они таким образом? (Быть богатым. От «гоинный­богатый»). ­Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь). ­Какой термин для наших предков означал «потерять в бою коня»,а для  нас­«растеряться от неожиданности?» (Опешить).­Шапку какого правителя Киевской Руси считают символом государственной власти.  (Владимира Мономаха) (Подведение итогов.) V этап: "Вопрос­ответ.: 1.О ком говорится в стихотворении?   Задание: быстро ответить на поставленный вопрос. В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах О земле, о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом... Он писал из года в год                         Про великий наш народ. (Нестор ) 2. Кем и при каких обстоятельствах были   сказаны слова:  "Когда повадился волк к   овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить."(945г.  вече древлян). 3.Справедлив ли был упрек киевлян, высказанный князю Святославу: "Ты ищешь чужих земель, а своею пренебрегаешь."!(Да..) 4.Какой князь предупреждал своих врагов о готовящемся нападении?(Святослав). 5.О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении: Старовечный и вечно новый над рекой поднимался город... А по стенам ходит дозором Больше сотни сильных и рослых. Иноземец пытливым взором Не сочтёт их кафтанов пёстрых... Горд он колоколом недрёмным Медь гремит его гулко и веще, Часто скопищем светлым и тёмным                         Вкруг него собирается вече ?(Новгород). 6. О каком периоде русской истории идет  речь? "...Два всадника­ с востока и запада­ устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой­ с тяжёлым копьём, одетый в доспехи." (Феодальная раздробленность ,1237г.,1240г.). 7.Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси?(1242г.Ледовое побоище). 8.Вы часто видите летом эту длиноклювую птицу на берегу озера, на болоте. Если  вспомните название птицы, то вспомните и одну из героических страниц русского народа.  О каком событии я прошу вас вспомнить?(Кулик ,Куликовская битва) 9.В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают  решение: "Настал  час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело?(Лоб). 10.Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домо­ хозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода?(Береста). (Подводятся итоги всех этапов конкурса.) 3. Подведение итогов .Награждение команд. Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы  феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось  русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. И сейчас наша  огромная страна переживает трудные времена. Поэтому мы должны помнить уроки  прошлого и не допускать повторения ошибок.Библиография. 1. С.Г.Зубанова .Интеллектуальные игры для школьников. История. Ростов­ на –Дону,  «Феникс»,2015 год. 2.Е.Н.Дубровская Е.Н.Дидактические игры,турниры,конкурсы,праздники.5­11 классы.  Москва,ПОР,2007год. 3.И.А.ФедорчукИнтеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль. «Академия  К»,1998г.