Игра "Кто лучше всех знает историю"активизирует познавательную деятельность обучающихся.Игра позволяет закрепить знания по истории Киевской Руси, дополняет школьный учебник по истории России. Увлекательные задания помогут обучающимся расширить кругозор и повысить эрудицию, усвоить материал школьной программы на уроках истории, может использоваться при проведении внеклассных мероприятий.
Игра .doc
Игра «Кто лучше всех знает историю?»
Цель игры: развитие познавательных способностей, повышение интереса к предмету
история России.
Задачи игры:
1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя игровые
формы учебной деятельности.
2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными
врагами.
3. Продолжить развитие умение учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать
исторические факты, сравнивать и делать выводы.
Оборудование: карта "Киевская Русь" картина "На поле Куликовом", репродукция
картины Васнецова "Богатыри". Съёмная доска с информацией о конкурсах и таблицей
итогов каждого конкурса для команд. Запись колокольного звона.
Методические рекомендации: Класс делится три команды, в каждой по 7 человек. Для
работы в группах раздаточный материал распечатанные задания на отдельных листах
для более удобной работы в группах. Игра состоит из пяти этапов. В каждом этапе
команды отвечают на все вопросы. За каждый правильный ответ ставится 5 баллов. На
выполнение заданий отводится определенное время.
Содержание игры.
Люби Россию, ибо она твоя мать,
и ничто в мире не заменит тебе её.
Новые казачьи заповеди.
(запись на доске)
1.Вступительное слово.
Ребята, сегодня у нас игра «Страницы истории Руси».
Новые казачьи законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не
заменит тебе её." Любить Россиюэто значит знать и уважать историю своей Родины. И
сегодня наша цель обобщить знания, полученные на уроках, и выяснить, знаете ли вы
историю нашего государства. История XXIII веков на Руси была связана со славными
страницами военных подвигов.
Посмотрите на карту, с кем пришлось воевать Руси в то время?
А каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях: о
военной опасности, о княжеских указах?
(Звучит колокол.)
На этот раз колокол созывает на состязание знатоков истории. Разделимся на три
команды и придумаем себе название.
2. Игра.
I.этап: разминка «Чего не знаешь, того не разгадаешь».
Задание: Дать ответы на загадки.
Деревянный домик, ставенки на нём,
Русская деревня за его окном.
Русский воин в битве смел
Защитить себя умел
(Изба) И России рубежи.
Как его зовут, скажи?
Викингвоин скандинавов,
Тот народ суровых нравов.
Как его, скажите детки,
Называли наши предки.
Правил в Киеве тот князь,
И молва о нём неслась.
Все соседи князя знали
И мудрейшим называли.
(Ратник)
(Варяг)
(Ярослав)
Он стоял в амбаре встарь
Для зерна и звался….. (ларь)
В каждом городе большом
Средь церквей его найдём.
Как зовётся главный храм,
Предстоит ответить вам.
(Собор)
(Подведение итогов.)
II. этап. «Доверяй, да проверяй!».
Задание: Надо подтвердить свой ответ на поставленный вопрос или опровергнуть его.
А) На Ледовом побоище никто не кричал «Ура!» .
(Да. Слово «ура» монгольского происхождения. Это боевой клич монголов. В
1242году его ещё не употребляли. Оно появилось позже после завоевания русских
земель монголотатарами ).
Б) На Руси шахматы были включены в перечень запрещенных игр.
(Да .На Руси шахматы появились в IXX вв.Несмотря на запрет церкви,
приравнявшей шахматы к азартным играм, они всё же пользовались огромной
популярностью).
В) Грамота –это умение читать и писать? (Не только, это ещё и официальный
документ Древней Руси).
Г)Что такое добро?(Не только противоположность злу, но и кириллическая буква,
предшественница нашей буквы «д»).
Д )Град –это атмосферные осадки в летний период?(Не только –это старинное
название города на Руси) .
(Подведение итогов.)
III.этап. "Поймай дату."
Задание: читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт
речь, определить, когда оно произошло.
Москварека, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты рассказали нам о том, Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы. (основание Москвы,1147г)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыявнука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.(1237г, монголотатарское иго)
Шла в поход большая рать...
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.(1242г, Ледовое побоище)
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было ещё такой.
И хоть кого спроси,
"Мамаево побоище "
Все знают на Руси.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живёт. (1380г, Куликовская битва)
(Подведение итогов.)
IVэтап. «Каковы вехи, таковы и человеки ».
Задание: ответить на вопросы минивикторины.
Славянское племя дреговичей жило на болоте, поляне в полях, а где жили древляне?
(В лесах)/
Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег
Вещий)/
Как на Руси называли письменную жалобу или письменный донос? (Ябеда)/
Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой ты гой еси…» Чего желали они таким
образом? (Быть богатым. От «гоинныйбогатый»).
Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь).
Какой термин для наших предков означал «потерять в бою коня»,а для
нас«растеряться от неожиданности?» (Опешить). Шапку какого правителя Киевской Руси считают символом государственной власти.
(Владимира Мономаха)
(Подведение итогов.)
V этап: "Вопросответ.:
1.О ком говорится в стихотворении?
Задание: быстро ответить на поставленный вопрос.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом...
Он писал из года в год
Про великий наш народ. (Нестор )
2. Кем и при каких обстоятельствах были сказаны слова:
"Когда повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить."(945г.
вече древлян).
3.Справедлив ли был упрек киевлян, высказанный князю Святославу: "Ты ищешь чужих
земель, а своею пренебрегаешь."!(Да..)
4.Какой князь предупреждал своих врагов о готовящемся нападении?(Святослав).
5.О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении:
Старовечный и вечно новый над рекой поднимался город...
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
Горд он колоколом недрёмным
Медь гремит его гулко и веще,
Часто скопищем светлым и тёмным
Вкруг него собирается вече ?(Новгород).
6. О каком периоде русской истории идет речь?
"...Два всадника с востока и запада устремились на неё: один на приземистой лошади
со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой с тяжёлым
копьём, одетый в доспехи." (Феодальная раздробленность ,1237г.,1240г.).
7.Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси?(1242г.Ледовое побоище).
8.Вы часто видите летом эту длиноклювую птицу на берегу озера, на болоте. Если
вспомните название птицы, то вспомните и одну из героических страниц русского народа.
О каком событии я прошу вас вспомнить?(Кулик ,Куликовская битва)
9.В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал
час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело?(Лоб).
10.Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домо
хозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода?(Береста).
(Подводятся итоги всех этапов конкурса.)
3. Подведение итогов .Награждение команд.
Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы
феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось
русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. И сейчас наша
огромная страна переживает трудные времена. Поэтому мы должны помнить уроки
прошлого и не допускать повторения ошибок. Библиография.
1. С.Г.Зубанова .Интеллектуальные игры для школьников. История. Ростов на –Дону,
«Феникс»,2015 год.
2.Е.Н.Дубровская Е.Н.Дидактические игры,турниры,конкурсы,праздники.511 классы.
Москва,ПОР,2007год.
3.И.А.ФедорчукИнтеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль. «Академия
К»,1998г.
Игра "Кто лучше всех знает историю"
Игра "Кто лучше всех знает историю"
Игра "Кто лучше всех знает историю"
Игра "Кто лучше всех знает историю"
Игра "Кто лучше всех знает историю"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.