Цели:
1. Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся;
2. Развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы;
3. Формирование интереса и изучению математики;
4. Воспитание самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собою
цели и успешно бороться за их достижение;
5. Воспитание чувства уважения к жюри, членам команды, соперникам, ведущему,
болельщикам, зрителям.
Форма проведения: игра по правилам популярной передачи «Поле чудес».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, барабан, призы.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем игру «Поле чудес». Ваше
активное участие — это гарантия того, что наша встреча будет интересной и надолго
останется в вашей памяти.
О простом и сложном,
Об истинном и ложном
Истории правдивые,
Серьезные, шутливые,
Про опыты начальные
И про умы пытливые,
Про важные события —
Великие открытия
Сегодня мы расскажем
И чудеса покажем.
Перед тем, как я приглашу первую тройку игроков в студию, я расскажу некоторые
правила игры. В ходе игры каждый участник может показать свои творческие
способности. Если участник игры отгадывает подряд 3 буквы, то он имеет право на две
шкатулки: одна — пустая, а в другой что – то лежит.
На нашем барабане есть сектор «Приз», сектор «Банкрот», сектор «+», сектор «*2».
Задание первой тройке: Родина этого изобретения – Индия. Возраст – XV столетий.
Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга. Историк XX
века Роуз об этом сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная
активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука,
Древний Восток и современная Европа» (шахматы).
Комментарий учителя.
• Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776 г. произошло крупное
сражение при Тринстоне между британской армией во главе с генералом Ролем и
восставшими североамериканских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение отсвоих разведчиков, так как был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в
шахматы!
• Многие известные люди обожали играть в шахматы. Это Лев Толстой, Илья Репин,
Тургенев. Менделеев, куда бы он ни шел или ни ехал, всегда брал с собой шахматы.
• Шахматы символ мудрости и справедливости.
• Все до сих пор спорят, что такое шахматы искусство, спорт или игра? Для когото
это труд, для когото отдых. Однако очевидно, что для игры в шахматы нужны воля,
упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, хорошая память, логическое
мышление, математические способности и, несомненно, талант.
Задание второй тройке: Древнейшее изобретение человечества. Его придумали рим
ляне, правда, «размеры» данного изобретения были «несколько короче», нежели
сейчас. Имена тех, с кем связывают данное изобретение, Юлий Цезарь и папа
римский Григорий XIII (календарь).
Комментарий учителя.• Речь идет о календаре. Его изобрели давнымдавно астрономы, наблюдая за
движением Солнца и Луны. В древности год длился 10 месяцев, он был короче,
начинался с марта, что приводило к всевозможным несоответствиям и путаницам.
Юлий Цезарь (в его честь назван месяц июль) в 45 г. дон. э. и в 1582 г. папа
римский Григорий XIII начинали новое летоисчисление. Надо отметить, что Юлий
Цезарь воспользовался советом египетского астронома Созигена, а папа
римский по советам итальянского врача и астронома Лилио. Существуют
юлианский календарь и григорианский. В России до революции юлианский
период (счет времени по старому стилю), с 14.02.18 г. григорианский период (т.
е. счет времени идет по новому стилю). Счет времени по старому и по новому
стилю отличается на 13 суток.
• Петр I своим указом повелевал 1 января 1700 года в Москве все дома украсить
елкой и поздравить друг друга с новым годом и столетием.
Задание третьей тройке: Число нуль означает «никакой». На Руси его тоже
знали и использовали в математике, только название оно носило другое. Как в
18 веке на Руси называли нуль? (Цифра).
Задание на финал: На могиле этого великого математика был установлен
памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя
почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?
(Архимед).
Задание на суперигру:
1. Великий математик, который в 1700 году Петром I был учинен российскому
благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский
учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне
написал, что «...отец наукам обучался дивным и неудобно вероятным
способом...» Назовите фамилию этого математика (Магницкий).
2. Она же в спорте, она же в математике (трапеция).
3. Эти числа на Руси назывались ломаные (дроби).
Можно назвать любые девять букв.
Список призов для супер – игры:
1. Ручка шариковая – 50 очков.
2. Тетрадь – 100 очков.
3. Обложка для тетради – 25 очков.4. Кисточка – 30 очков.
5. Хорошее настроение – 200 очков.
6. Простой карандаш – 50 очков.
7. Ластик – 60 очков.
8. Закладка – 40 очков.
9. Наклейка – 150 очков.
10.Сладкий приз – 150 очков.