Внеклассное мероприятие по математике
для учащихся 78 классов
Игра «Устами младенцев»
Цель: Развивать сообразительность, интуицию, любознательность; укреплять память;
прививать интерес к математике; воспитывать стремление к преодолению трудностей.
(В игре участвуют учащиеся 14 классов, которые проводят конкурсы «Рассуждалки»,
»Объяснялки», «Загадалки», «Обгонялки»)
Ведущий: Для проведения игры нам надо создать две команды. Для этого проведем
отборочный тур.
Вопросы отборочного тура:
1. Сколько кг в половине тонны?
2. Как называется вторая координата точки на координатной плоскости?
3. Сколько будет углов, если у квадрата один из них отрезать?
4. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1?
5. Когда сутки длиннее летом или зимой?
6. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
7. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?
8. Сколько вершин у куба? (8)
9. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
10. Сколько делителей у простого числа? (два)
11. Сотая часть числа? (%)
12. Что больше сумма или произведение всех цифр? (сумма)
13. Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая»? (0)
В результате проведенного отборочного тура создаются две команды по 45 человек.
Каждая команда выбирает капитана и свое название.
Конкурс №1 «Рассуждалки»
( По две рассуждалки каждой команде. Если верный ответ дан с первой попытки, команда
получает 15 очков, со второй попытки – 10 очков и с третьей – 5 очков)
Ведущий: Рассуждалки первой команде. Рассуждалка первая:
– Это такая штука, в которой чтото не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это
сделать – и сделаешь
Во втором классе они простые, в 7 классе – линейные, в 8 – квадратные,
Не знаю, есть ли у них листья и стебли, а вот корни бывают, может быть один, а
может и больше.
(Уравнение)
Ведущий: Рассуждалка вторая
. Это такая кривая, уходящая в бесконечность. Если взять нитку или веревку двумя
руками, так, чтобы они провисли, то тоже в общем то ее получим;
Лидии давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова
тоже ее часть.
А. вообще то, это красивая кривая – график одной из функций, а точнее
квадратичной функции.(парабола)
Ведущий: Рассуждалки второй команде. Рассуждалка первая:
1. – Это такая геометрическая фигура, интересная , красивая, у которой нет начала и
нет конца. Эта фигура используется везде: в быту, в технике, архитектуре и других
областях;
Если пойдешь по нему, то все равно, когданибудь придешь туда, откуда ушел;
А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, Там он называется спасательным.
(Круг)
Ведущий: Рассуждалка вторая
– Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те,
кто ее еще не изучал. В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с
детства,
Ее нужно доказывать. А зачем?. Ведь он ее доказал уже давнымдавно
А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны во все стороны
равны
(Теорема Пифагора)
Конкурс № 2 «Объяснялки»
(По одной объяснялке каждой команде. Если получен верный ответ с первой попытки,
команда зарабатывает 10 очков, со второй попытки 5 очков)
Ведущий: Объяснялка первой команде:
Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она
получается. Впервые вы знакомитесь с ней в 6 классе. С ее помощью можно и уравнения
решать и задачи.
Если готовят какоенибудь лекарство, настои или мази, то нужно знать, какой она должна
быть. А то возьмешь одного вещества больше или меньше чем надо и не получишь то, что
нужно.
А в математике равенство двух отношений называется…
(пропорция)
Ведущий: Объяснялка второй команде:
Это выражение содержит две части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в
обеих частях выражения, которые требуют преобразований: иногда в одной части стоит
просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего не сделаешь.
Вообщето надо еще доказать, что это равенство – оно и есть. Для этого есть три способа:
либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда
приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство
верно.
Значит оно ....
(тождество)
Ведущий: Пришло время испытать наших капитанов.
Конкурс «Капитаны»
Каждый капитан получат лист бумаги, ручку и задание: составить как можно больше слов
из слова «математика»
Ведущий: Пока капитаны выполняют полученное задание мы с вами поиграем и посмотрим,
насколько хорошо вы владеете математическим языком
Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П»
Игра со зрителями(например: прямая, пропорция, пять, подобие,…).
(Игру можно повторить для нескольких букв)
Конкурс «Загадалки»
(По одной загадке каждому члену команды. Если отгадана загадка, счет команды
увеличивается на 5 очков)
Ведущий: Загадки для первой команды:
1. Ничего не стоящий, не значащий человек.
Цифра та не колобок, а просто он пустой кружок (Ноль)
2. Чертежный инструмент.
Сговорились две ноги делать дуги и круги (Циркуль)
3. Геометрическая фигура
Часть плоскости, ограниченная окружностью
Может быть спасательным (Круг)
4. Знак действия в математике
Он есть и на элементах питания
Это такой крестик, из двух палочек. (Плюс)
5. Утверждение в математике, с которым впервые встречаются в 7 классе
Ее надо доказывать. (Теорема)
Ведущий: Загадалки для второй команды:
Раньше ими пользовались в магазине
1.
Простейший калькулятор. Щелк да щелк, 5 да 5, так мы учимся считать (Счеты)
2. Одна шестидесятая его равна 1 минуте.
Они встречаются на этикетках спиртных напитков
Единица измерения углов (Градус)
3. Бывает барабанная или пальцами.
Отношение двух выражений. (Дробь)
4. Они доходят до нас от солнца
Бывает числовым и координатным (Луч)
5. Детская игрушка
Одна из чудес света гробницы египетских царей – фараонов
Геометрическое тело, многогранник (Пирамида)
Конкурс № 4 «Обгонялки»
(За правильный ответ с первой попытки команда получает 20 очков, со второй – 10очков, с
третьей – 5очков. Первой отвечает та команда, чей капитан первым поднимет руку. Если
команда дала неверный ответ после прочтения первой части обгонялки, то право ответа
переходит к команде соперников, которые могут отвечать с первой попытки, а могут
заслушать продолжение, но в случае верного ответа получить уже 10 очков, в случае
неверного ответа, право ответа на эту обгонялку они вообще теряют. Если, послепрочтения первой части обгонялки, ни один капитан не поднял руку, то зачитывается
вторая часть и т.д.)
Ведущий: Обгонялка № 1
1. –Некоторым хочется, чтобы это быстрее прошло, и они были свободны, могли,
бегать, прыгать, играть.
2. Ктото это любит, а ктото – нет, потому что приходится думать, писать, решать,
отвечать.
3. Иногда, чтото делаешь, делаешь, а когда проверят, то могут и двойку поставить.
Толи неверно решил, а может и времени не хватило, он ведь всего 45 минут.
(Урок)
Ведущий: Обгонялка № 2.
1. –Эта вещь нужна каждому ученику и первокласснику и девятикласснику, да и
дошколята любят, когда это у них есть. Это и у учителей есть.
2. В древности этого не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну
– на газете.
3. У учеников старших классов их много, а у некоторых она одна на все предметы.
Перед школой родители их покупают детям: тонкие и общие.
(Тетради)
Ведущий: Обгонялка № 3
1. Иногда это происходит в жизни человека и даже несколько раз. Это может касаться
работы, учебы, места жительства.
2. Особенно это любят ученики, потому что у них это бывает каждый день, причем
несколько раз в день.
3. Некоторые ученики ее ждут, не дождутся. Кто, боится двойку получить, кто изза
лени учиться, кто чтобы просто отдохнуть. И вот в конце урока звенит звонок,
начинается…
(Перемена)
Ведущий: Обгонялка № 4
1. Эта вещь чаще всего нужна ученикам 311 классов. Для старших классов она
конечно важнее. Но иногда бывает и у обучающихся 1 и 2 классов.
2. Эта вещь похожа на записную книжку. В нее записывают, чтобы не забыть.
3. Эту вещь некоторые ученики нарочно забывают дома или прячут от родителей,
потому что в нее также ставят и оценки.
(Дневник)
Подведение итогов (Слово жюри)