В начале каждого учебного полугодия я, как и любой учитель информатики, провожу инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе. Чтобы ребятам было не скучно каждый раз слушать одно и тоже, я пытаюсь найти новые формы подачи этого не очень интересного с точки зрения учеников, но очень важного для учителя информатики материала.
Так пришла идея провести для старшеклассников игру по технике безопасности, которую я создал с помощью Visual Basic и назвал «БезОпасные квадраты».
Название материала: Игра по технике безопасности в компьютерном классе
«БезОпасные квадраты»
Аннотация:
В начале каждого учебного полугодия я, как и любой учитель информатики, провожу
инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.
Чтобы ребятам было не скучно каждый раз слушать одно и тоже, я пытаюсь найти
новые формы подачи этого не очень интересного с точки зрения учеников, но очень
важного для учителя информатики материала.
Так пришла идея провести для старшеклассников игру по технике безопасности,
которую я создал с помощью Visual Basic и назвал «БезОпасные квадраты».
Игра по технике безопасности в компьютерном классе «БезОпасные квадраты»
Цель игры: В игровой форме повторить правила техники безопасности и правила
поведения в компьютерном классе.
Задачи:
Образовательные:
Повторение правил техники безопасности и правил поведения в
компьютерном классе;
Развивающие:
Развитие у обучающихся умения соблюдать правила по технике
безопасности в кабинете информатики;
Развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков;
Развитие у обучающихся навыков работы в команде;
Развитие у обучающихся активности и самостоятельности;
Развитие у обучающихся навыков применения знаний, полученных на
других учебных предметах, на уроках информатики;
Воспитательные:
Содействие развитию у обучающихся информационной культуры;
Привитие обучающимся любви, интереса к информатике с целью
использования в жизни (практическая направленность);
Воспитание коммуникабельности и духа соревновательности;Целевая аудитория: учащиеся старших классов, которые не в первый раз знакомятся
с техникой безопасности и правилами поведения в компьютерном классе.
Место урока: первый урок в сентябре (начало учебного года) или первый урок в
январе (начало II полугодия).
Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:
Компьютер;
Мультимедийный проектор с экраном (или интерактивной доской);
Электронное табло с игрой (можно скачать по ссылке: http://school5
segezha.narod.ru/squares.zip);
Столы и стулья для обучающихся;
Жетоны;
Правила игры:
1. Класс делится на две команды – «Красные» и «Синие». В командах выбираются
капитаны. Ведущим игры является учитель.
2. На экране появляется игровое поле.3. Ведущий по просьбе капитана открывает определённый квадрат, за которым
скрывается вопрос.
4. Ведущий читает вопрос и даёт команде время (не более 1,5 минут) на поиск
правильного ответа, который озвучивает капитан.
5. Если ответ верный, то ведущий нажимает на кнопку соответствующую цвету
команды, в противном случае – кнопку по цвету команды соперников. После
закрытия окна с вопросом, открытый квадрат окрашивается цветом команды, и она
получает 1 жетон.6. Следующий ход выполняет вторая команда.
7. Если команда из маленьких квадратов собрала большой квадрат, то она получает
дополнительный жетон.8. За каждый большой квадрат команда также получает жетон (возможные варианты
выделены).9. Побеждает команда, набравшая больше жетонов.
Вопросы (правильные ответы выделены):
1. Укажите неправильное утверждение:
а) нельзя класть любые предметы на монитор и клавиатуру;
б) чтобы повернуть монитор, нужно взять его за тыльную сторону;
в) запрещается трогать разъёмы соединительных кабелей и питающие провода;
2. При каких условиях можно работать на компьютере?
а) при плохом самочувствии;
б) при хорошем освещении и нормальном самочувствии;
в) на голодный желудок;
3. Во время работы в компьютерном классе ученик должен
а) громко разговаривать;
б) включать и выключать без надобности компьютер;
в) не принимать пищу;
4. Можно ли класть тетради, книги, диски на монитор и клавиатуру?
а) можно;
б) можно только на клавиатуру;
в) можно только на монитор;
г) нельзя;5. Перед началом работы необходимо
а) сесть за стол и включить компьютер;
б) дождаться указаний учителя;
в) немедленно приступить к работе;
6. При работе за компьютером разрешается
а) трогать разъёмы соединительных кабелей;
б) включать и выключать компьютер без необходимости;
в) самостоятельно устранять неисправности;
г) работать сухими руками;
7. При появлении запаха гари необходимо
а) сообщить соседу;
б) сообщить учителю, продолжая работать;
в) срочно отключить аппаратуру и сообщить учителю;
8. При длительной работе за компьютером экран монитора (электроннолучевого)
вредно воздействует на организм, т.к. является источником
а) электрической энергии;
б) электромагнитного излучения;
в) магнитного излучения;
9. При длительной работе за компьютером рекомендуется
а) периодически вставать и выполнять физические упражнения;
б) подремать за столом;
в) пообщаться на сайте vkontakte.ru;
10.При отключении электроэнергии в компьютерном классе нужно
а) выбежать из класса;
б) для освещения использовать зажигалки;
в) дождаться указаний учителя;
11.Во время работы разрешается
а) класть на клавиатуру и монитор посторонние предметы;
б) касаться токопроводящих кабелей;
в) не прикасаться к экрану;
г) нажимать кнопки питания;
12.Интенсивная работа с клавиатурой приводит к
а) уменьшению размеров пальцев;
б) боли в суставах, запястьях и кистях рук;
в) посинению ногтей;
13.СЮРПРИЗ! Получи балл просто так!
14.Долгая работа за компьютером
а) приводит к усталости и снижению работоспособности;
б) приводит к высоким результатам деятельности;
в) благоприятно влияет на аппетит;
15.Что необходимо делать в перерывах при работе за компьютером?а) почитать книгу;
б) посмотреть телевизор;
в) посмотреть в окно;
г) надеть тёмные очки;
16.Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?
а) системный блок;
б) принтер;
в) монитор;
г) модем;
17.Через какое время необходимо проходить инструктаж по технике
безопасности7
а) через год;
б) через полгода;
в) через 4 месяца;
г) через неделю;
18.Каким огнетушителем нельзя пользоваться при загорании аппаратуры?
а) воздушнопенным;
б) пенным;
в) углекислотным;
г) порошковым;
д) бромэтиловым;
19.Какова минимальная продолжительность перерывов в работе за компьютером?
а) 1015 минут;
б) 2025 минут;
в) 2530 минут;
г) 3540 минут;
20.Что обязан сделать ученик, если в компьютерном классе возникла
чрезвычайная ситуация?
а) делать то же, что делают все;
б) спокойно ожидать указаний учителя;
в) немедленно покинуть кабинет;
21.В каком направлении от монитора (электроннолучевого) вредные излучения м
максимальны?
а) от экрана вниз;
б) от экрана вперёд;
в) от экрана вверх;
г) от экрана назад;
22.Какое воздействие на человека оказывает компьютер?
а) плохо влияет на зрение;
б) вызывает усталость и снижение работоспособности;
в) варианты а) и б) верны;г) варианты а) и б) неверны;
23.Каким должно быть расстояние от глаз до монитора?
а) не менее 80 см;
б) не менее 50 см;
в) не менее 60 см;
24.При работе взгляд на экран монитора должен падать
а) вверх экрана;
б) в середину экрана;
в) вниз экрана;
25.Как часто нужно делать перерывы при интенсивной работе за компьютером?
а) можно не делать вовсе;
б) каждый час;
в) каждые 3 часа;
г) каждые 5 часов;
Список литературы:
1. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для
3го класса. – М.: Баллас, 2011
2. Иванова И.А. Информатика. 7 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004
3. Информатика. 57 классы: материалы к урокам / авт.сост. С.В.Сидорова. –
Волгоград: Учитель, 2010
4. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. – 6е изд., испр. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
5. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Л.Л.Босова. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010
6. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10
класс. – М.: ВАКО, 2008
7. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 89 классы. – 2е изд.,
перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008
Интернетисточники:
1. https://sites.google.com/site/classinfo1619/tehnikabezopasnostiipravila
povedeniavkomp
2. http://nikitine69.ru/page23/
3. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98679419
4. http://www.informatika.edusite.ru/lezione10_01.htm