Данный материал в игровой форме знакомит детей с основными правами ребенка - правом на жизнь, на образование, на охрану здоровья. на неприкосновенность жилища и отдых. Дети знакомятся с основными документами, которые защищают их права и интересы. В ходе игры дети учатся излагать свою личностную позицию. развивают навык участия в дискуссии, знакомятся с основами правовых знаний через восприятие сказок. А самое главное учатся любить свою Родину.
игра-путешествие Права ребенка.docx
ИГРАПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»
Цель: познакомить детей с основными правами и формировать систему
правовых знаний, понимания всеобщего характера тех прав, о которых
говорится в Декларации, Конвенции и Конституции РФ.
Задачи: обучать детей основам правовых знаний через восприятие
сказок; развивать умения определять и излагать свою личностную позицию,
выслушивать и принимать во внимание позиции других; развивать навыки
участия в дискуссии;
Форма проведения: игра путешествие.
Оформление: на стене плакат с названием мероприятия; ромашка с правами,
иллюстрации к сказкам; смайлики в конвертах; портрет А.В.Суворова;
таблички с записанными правами.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Упражнение: « Здравствуйте, мои друзья!»
Рада видеть всех Вас я!
Вы готовы поработать? ( дети: Да!)
Вы готовы отвечать? ( дети: Да!)
Вы готовы, если надо, чтото вспомнить и узнать? ( дети: Да!)
Ну, а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? ( дети: Да!)
Учитель: Уважаемые гости!, Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие
по великому царству. Его название вы узнаете, как только соедините первые
буквы отгадок.
1 Кто помог выгнать лису из заячьей избушки? ( Петух )
2 Кто пятился задом в басне Л. Крылова «Лебедь, рак и щука»? ( Рак)
3 Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей. ( Айболит )
4 Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь? ( Волк)
5 Имя сестрицы, братец которой превратился в козлёночка. ( Аленушка) Ведущий: Какое же ключевое слово получилось?
Дети: П Р А В А
Учитель: Сегодня мы будем путешествовать по царству ПРАВА .
Ведущий:
Давнымдавно, как только появились первые люди на Земле , их стали мучить
вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют права и на что не имеют?
Учитель: Сегодня мы конкретно поговорим о правах детей – юных гражданах
России.
А что же такое право?
Права – это правила, по которым живут люди в стране. Их должны выполнять
все граждане страны. Эти правила охраняются государством.
Есть документы, которые защищают права и интересы ребенка
Это – Всеобщая Декларация и Конвенция о правах ребенка.
Но есть документ, который является главным законом нашей страны – это
Конституция.(показ брошюры)
УЧИТЕЛЬ: Это слово произошло от латинского слова «устройство».
Конституция России была принята 12 декабря 1993 года.
В ней перечислены основные права и обязанности человека, то есть сказано,
что можно делать человеку, а что – нельзя.
Итак, мы отправляемся с Вами в сказочное путешествие по царству
ПРАВА.
Ведущий: «Вот станция начальная, самая первая и самая важная,
называется Рождение.
УЧИТЕЛЬ: Итак, первое право «ПРАВО НА ЖИЗНЬ».
(ст.20 Конституции РФ гласит: Каждый имеет право на жизнь.)
В Конвенции записано, что «главное право каждого человека – право на
жизнь».
«Маленький человек – ребенок тоже имеет право жить».
Как вы думаете, всегда ли дети имели это право? (дети отвечают и
предполагают).
Оказывается, ребята, не всегда. Было в древности такое государство –
Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными,
здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый, пусть живет. А если
родился слабым, больным, то его бросали со скалы и он … (доскажите)
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
Объясните свою точку зрения (Ответы детей).
Слабый человек, если будет хорошо питаться, и заниматься спортом – может
стать сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать.
Например, знаменитый русский полководец (демонстрируется портрет)
родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он
занимался физкультурой, закалялся, и победил свои болезни.
Учитель Чей же портрет Вы видите?
Верно, это портрет Александра Васильевича Суворова.
Что Вы знаете об этом человеке?
Учитель :В военных походах великий полководец переносил все тяготы
наравне с солдатами. Под его умелым руководством русская армия не
проиграла ни одного сражения. Он говорил: «Тяжело в ученье …»(легко в
бою) и Учил солдат в лихих боях держать во славу Российский флаг. Как
Вы понимаете это высказывание?
В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится государство,
родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и
никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Право на жизнь записано в
международной Конвенции о защите прав ребёнка и законах России, и все
обязаны соблюдать это право.
2.А впереди новая станция …
Отгадайте загадку, которая и будет ее названием
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица. (К. Чуковский «Айболит»).
Учитель: Итак, на какую же станцию мы попали?
Правильно, дети, на станцию «Айболит».
Кем же был Айболит? Кого же лечил доктор ?
Он лечил зверей. (такого доктора называют ветеринаром)
УЧИТЕЛЬ: В статье 41 Конституции нашей страны записано, что
ПРАВО НА
каждый ребенок имеет
помощь.
Учитель: Если вы заболели, к кому Вы обращаетесь? А где работают врачи?
охрану здоровья и медицинскую Правильно, в больнице. Именно там вам окажут бесплатную медицинскую
помощь опытные врачи. А если плохо почувствовали себя в школе? К кому вы
обращаетесь? (или к медсестре, или вызываем по тел 03 (или112)ребенку
бригаду скорой помощи) Самолечением заниматься нельзя, поэтому только
врач может оказать грамотную медицинскую помощь. Поставить правильный
диагноз и назначить правильное лечение. Поэтому: Бережно относитесь к
своему здоровью!
Учитель:
А что же надо делать, чтобы сохранить здоровье?(дети отвечают)
Закаляйтесь, правильно питайтесь, занимайтесь спортом и соблюдайте режим
дня.
Ну, а сейчас помогите мне «Закончить пословицы»
Здоровье в порядке – спасибо… зарядке.
Береги платье снова, а здоровье… смолоду.
Здоровье дороже всякого…. богатства.
Чеснок и лук – здоровью …друг.
«В здоровом теле – …(доскажите) здоровый дух!»
Учитель: Вы молодцы! Справились с моим заданием.
3. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы стали взрослыми.
– Что нужно делать, для того, чтобы получить профессию и стать
грамотными людьми?
Верно, нужно многому учиться.
В: Я убеждена в том, что все мечты и желания ваши обязательно
исполнятся, потому что у вас есть право на образование.
Наша новая станция так и называется «Учение».
Учитель: В нашей стране каждый человек имеет право на бесплатное
основное общее и среднее образование. Об этом сказано в статье 43
Конституции РФ.
А чему ты уже научился в школе?
Писать, читать, рисовать, а также воспитывают любовь к природе, уважение
к людям, их правам.
Учитель: Обратимся к сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой
ключик или …Приключения Буратино»
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он
жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги.
А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему .....
(продолжите мою мысль) пришлось расстаться со своей любимой курткой и
шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку. Воспользовался ли Буратино правом на образование ?
Учитель Кто учил Буратино чтению и письму? (Мальвина)
Учись читать!
Учись писать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки! (слова Мальвины)
Ребята, а может интереснее быть необразованными Буратинами? Как вы
считаете? (ОБСУЖДЕНИЕ)
Действительно, если бы люди не учились, они бы ничего не изобрели, и у нас
сейчас не было бы в доме воды, газа, телевидения, света, компьютера,
интернета…
Учитель: Недаром говорят: «Ученье свет, а не ученье …тьма.
Но каждое право, друзья, предполагает и определенные обязанности
Твои Обязанности (учитель читает):
1.Старательно учиться в школе.
2.Выполнять школьные поручения.
3.Соблюдать правила школьной жизни.
4.Уважать права других людей.
5.Охранять природу.
4. Закончились уроки и все мы спешим туда, где нам всегда рады и всегда
ждут…домой.
Наша новая станция называется «Мой дом ».
Каждый человек в нашей стране имеет право на жилище.(так записано в
статье ст.40 Конституции РФ) И никто не имеет права лишить
(т.е.отнять) у Вас жилище.
Учитель: Ребята, давайте вместе вспомним сказки, герои которых остались
без жилья? («Теремок», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Лиса и
заяц»)
Учитель: Если нарушается право человека на жилище, значит, ему негде
жить, негде укрыться от дождя и снега, особенно плохо детям без
дома. Каждый, ребёнок имеет право на жильё. Все мы, дети и взрослые, имеем право жить в чистом и красивом доме,
поэтому мы сами должны беречь свое жильё и поддерживать в нём чистоту
и порядок..
Внимание !К нам пришло письмо от Мишутки. (учитель читает)
Здравствуйте! Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я так же, как и вы,
учусь в школе, только лесной. Знаете, и математика у нас есть, и
чистописание. Но никто не говорил нам о том, что есть какието права.
Стыдно, но мы своих прав не знаем. Вот, например, если вы помните, в сказке
«Три медведя» Машенька пришла в наш дом, покушала из моей мисочки,
поспала в моей кроватке, измяла её и даже «спасибо» сказать не удосужилась.
Пожалуйста, ответьте мне: имела ли Машенька право без приглашения и
разрешения зайти в чужой дом и пользоваться чужими принадлежностями?
Ответы детей и обсуждение.
Учитель: Верно, ребята. Никто без разрешения не может входить в ваш дом
и пользоваться чужими вещами. Ваше жилище неприкосновенно!
5. Мы с вами на последней станции «Отдыхайка»
Учитель
: Как вы считаете, о каком же праве мы будем вести речь?
Статья 37 Конституции РФ гласит «Каждый человек имеет право на
отдых ». А в Конвенции о правах ребенка в ст.31 сказано, что ребенок
имеет право на отдых и культурную жизнь.
Каждый ребенок имеет право на детство. А детство невозможно представить
без отдыха, прогулок, игр, экскурсий, посещений музеев. Школа дает простор
для культурной деятельности и развития творческих способностей детей.
Сейчас мы и воспользуемся этим правом.)
Учитель: Ребята, сейчас мы немножко отдохнем и одновременно повторим
правилам поведения на уроке.
Я буду называть действия ученика на уроке если вы считаете
их правильными (Хлопайте) если нет (Топайте).
* (Хлопайте)
* кушать на уроке (Топайте)
* внимательно слушать учителя
* опаздывать на урок
* отвечать на вопросы полным ответом
* выкрикивать и перебивать товарищей * выполнять все задания учителя
* рисовать ручкой на парте
* своевременно сдавать тетрадь на проверку учителю
ИГРА « Сказка ложь, да в ней намек»
Какое право нарушил волк из сказки «Красная
Шапочка»?
Ответ: право на жизнь .
Каким правом пользовались жители Африки, которых лечил
Айболит? Ответ: право на охрану здоровья и медицинскую
помощь.)
Какое право нарушила лиса из сказки «Заюшкина избушка»?
Ответ: право на неприкосновенность жилища. Какое право
нарушала мачеха из сказки «Золушка»?
Ответ: право на отдых и досуг.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав
азбуку за пять золотых? Ответ: правом на
образование
Учитель: Молодцы! Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг,
включая право на ограничение учебного времени и отдых после уроков. А
еще организованный досуг после уроков занятия по интересам в
кружках и секциях. А в школе у детей после каждого урока –
перемена, после окончания каждой четверти наступают
долгожданные … каникулы.)
VII. Подведение итогов
Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу. Ребята, сегодня вы
замечательно потрудились и очень меня порадовали.
Что нового Вы узнали во время нашего путешествия?
(мы узнали о правах на жизнь, на образование, на охрану здоровья, на
жилище и на отдых).Работа по РОМАШКЕ ПРАВ ДЕТЕЙ.
VIII. Рефлексия.
Сегодня мы говорили о правах детей. А у меня еще остались чистые лепесточки.
Как вы считаете, почему? (потому что прав еще очень много). Я надеюсь, что каждый из вас, понял, что любое право человека предполагает и определенные
обязанности перед обществом.
Если Вам понравилась наша игра – путешествие, то выберите улыбающегося
человечка, если нет – хмурого человечка.
Вы все сегодня молодцы! Спасибо большое Вам за участие в игре.
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Игра-путешествие "Права детей" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.