Данный материал в игровой форме знакомит детей с основными правами ребенка - правом на жизнь, на образование, на охрану здоровья. на неприкосновенность жилища и отдых. Дети знакомятся с основными документами, которые защищают их права и интересы. В ходе игры дети учатся излагать свою личностную позицию. развивают навык участия в дискуссии, знакомятся с основами правовых знаний через восприятие сказок. А самое главное учатся любить свою Родину.
            
        
        
        
                    
                
                    ИГРАПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»
Цель: познакомить детей с основными правами и формировать систему 
правовых знаний, понимания всеобщего характера тех прав, о которых 
говорится в Декларации, Конвенции и Конституции РФ.
Задачи: обучать детей основам правовых знаний через восприятие
 сказок; развивать умения определять и излагать свою личностную позицию, 
выслушивать и принимать во внимание позиции других; развивать навыки 
участия в дискуссии;
Форма проведения: игра  путешествие.
Оформление: на стене плакат с названием мероприятия; ромашка с правами, 
иллюстрации к сказкам; смайлики в конвертах;  портрет А.В.Суворова; 
таблички с записанными правами.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Упражнение: « Здравствуйте, мои друзья!»
 Рада видеть всех Вас я!
 Вы готовы поработать? ( дети: Да!)
 Вы готовы отвечать? ( дети: Да!)
 Вы готовы, если надо, чтото вспомнить и узнать? ( дети: Да!)
 Ну, а главное – готовы
 Вы сегодня рассуждать? ( дети: Да!)
Учитель: Уважаемые гости!, Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие 
по великому царству. Его название вы узнаете, как только соедините первые 
буквы отгадок.
1 Кто помог выгнать лису из заячьей избушки? ( Петух )
2 Кто пятился задом в басне Л. Крылова «Лебедь, рак и щука»? ( Рак)
3 Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей. ( Айболит )
4 Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь? ( Волк)
5 Имя сестрицы, братец которой превратился в козлёночка. ( Аленушка)Ведущий: Какое же ключевое слово получилось?
Дети: П Р А В А
Учитель: Сегодня мы будем путешествовать по царству ПРАВА .
Ведущий:
Давнымдавно,  как только появились первые люди на Земле , их стали мучить
вопросы: 
 Что люди могут делать и чего не могут?
 Что они обязаны делать и чего не обязаны?
 На что они имеют права и на что не имеют?
Учитель: Сегодня мы конкретно поговорим о правах детей – юных гражданах
России.
А что же такое право?
Права – это правила, по которым живут люди в стране. Их должны выполнять
все граждане  страны. Эти правила  охраняются государством.
Есть документы, которые защищают  права и интересы ребенка 
Это – Всеобщая  Декларация и Конвенция о правах ребенка.
 Но есть документ, который является  главным законом нашей   страны – это 
Конституция.(показ брошюры)
УЧИТЕЛЬ: Это слово произошло от латинского слова «устройство». 
Конституция  России  была принята 12 декабря 1993 года.
В ней  перечислены основные права и обязанности человека, то есть сказано, 
что можно делать человеку,  а что – нельзя.
 Итак, мы отправляемся с Вами в сказочное путешествие по царству 
ПРАВА.
Ведущий: «Вот станция начальная,  самая  первая  и самая  важная, 
называется Рождение.
УЧИТЕЛЬ: Итак, первое право   «ПРАВО НА ЖИЗНЬ».
(ст.20 Конституции РФ гласит: Каждый имеет право на жизнь.)
В Конвенции  записано, что «главное право каждого человека – право на 
жизнь».
«Маленький человек – ребенок тоже имеет право жить».
 Как вы думаете, всегда ли  дети имели это право? (дети отвечают и 
предполагают).
Оказывается, ребята,  не всегда. Было в древности такое государство – 
Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, 
здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденногомальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый, пусть живет. А если
родился слабым, больным, то его бросали  со скалы и он … (доскажите)
 Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? 
Объясните свою точку зрения (Ответы детей).
Слабый человек, если будет хорошо питаться, и заниматься спортом – может 
стать сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. 
Например, знаменитый русский полководец (демонстрируется портрет) 
родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он 
занимался физкультурой, закалялся, и победил свои болезни.
Учитель Чей же портрет  Вы видите?
 Верно, это портрет Александра Васильевича Суворова. 
Что Вы знаете об этом человеке?
Учитель :В военных походах великий полководец  переносил все тяготы 
наравне с солдатами. Под его умелым руководством русская армия не 
проиграла ни одного сражения. Он говорил: «Тяжело в ученье …»(легко в 
бою)  и  Учил солдат в  лихих боях держать во славу Российский флаг. Как 
Вы понимаете это высказывание?
В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится государство, 
родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и 
никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Право на жизнь записано в 
международной Конвенции о защите прав ребёнка и законах России, и все 
обязаны соблюдать это право.
2.А  впереди новая  станция …
Отгадайте загадку, которая и будет ее названием
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица. (К. Чуковский «Айболит»).
Учитель:  Итак, на какую же станцию  мы попали?
 Правильно, дети, на станцию  «Айболит».
 Кем же был  Айболит?  Кого же лечил доктор ? 
 Он лечил зверей. (такого доктора называют ветеринаром)
УЧИТЕЛЬ: В статье 41 Конституции  нашей страны записано, что  
 
  ПРАВО НА  
 
каждый ребенок   имеет
помощь.
Учитель: Если вы заболели,  к кому Вы обращаетесь? А где работают врачи? 
 охрану здоровья и медицинскуюПравильно, в больнице. Именно там вам окажут  бесплатную медицинскую 
помощь опытные врачи. А если плохо почувствовали себя в школе? К кому вы
обращаетесь? (или к медсестре, или  вызываем по тел 03 (или112)ребенку 
бригаду скорой помощи) Самолечением заниматься нельзя, поэтому только 
врач может оказать грамотную медицинскую помощь. Поставить правильный 
диагноз и назначить правильное лечение. Поэтому: Бережно относитесь к 
своему здоровью!  
Учитель: 
А что же надо делать, чтобы сохранить здоровье?(дети отвечают)
Закаляйтесь, правильно питайтесь, занимайтесь спортом и соблюдайте режим 
дня.
Ну, а сейчас помогите мне «Закончить пословицы»
Здоровье в порядке –  спасибо…    зарядке.
Береги платье снова, а здоровье… смолоду.
Здоровье дороже всякого….      богатства.
Чеснок и лук – здоровью …друг.
«В здоровом теле – …(доскажите) здоровый дух!»  
Учитель: Вы молодцы! Справились с моим заданием. 
3. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы стали взрослыми.
– Что нужно делать, для того, чтобы получить профессию и стать 
грамотными людьми? 
Верно,  нужно  многому  учиться.
В: Я убеждена в том, что все мечты и желания ваши обязательно 
исполнятся, потому что у вас есть право на  образование.  
Наша новая станция так и называется «Учение». 
Учитель: В нашей  стране каждый человек имеет право на бесплатное 
основное общее  и среднее образование. Об этом сказано в статье 43 
Конституции РФ.
А  чему ты уже научился в школе?
Писать, читать, рисовать, а также воспитывают любовь к природе, уважение 
к людям, их правам. 
Учитель: Обратимся к сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой 
ключик или …Приключения Буратино»
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он 
жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. 
А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему .....
(продолжите мою мысль) пришлось расстаться со своей любимой курткой и
шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.Воспользовался ли Буратино  правом на образование ?
Учитель  Кто учил Буратино чтению и письму? (Мальвина)
 Учись читать!
 Учись писать!
 Важнее нет науки!
 Тот, кто умеет сам читать,
 Совсем не знает скуки! (слова Мальвины)
Ребята, а может  интереснее быть необразованными Буратинами? Как вы 
считаете? (ОБСУЖДЕНИЕ)
Действительно, если бы люди не учились, они бы ничего не изобрели, и у нас 
сейчас не было бы в доме воды, газа, телевидения, света, компьютера, 
интернета…
Учитель: Недаром говорят: «Ученье свет,  а не ученье …тьма.
Но каждое право, друзья,  предполагает и определенные обязанности
Твои Обязанности (учитель читает):
1.Старательно учиться в школе.
2.Выполнять школьные поручения.
3.Соблюдать правила школьной жизни.
4.Уважать права других людей.
5.Охранять природу.
4. Закончились уроки и все мы спешим туда, где нам всегда рады и всегда 
ждут…домой. 
Наша  новая  станция  называется «Мой дом ».
Каждый человек в нашей стране имеет право на жилище.(так записано в 
статье ст.40 Конституции РФ) И никто не имеет права  лишить 
(т.е.отнять) у Вас жилище.
 Учитель: Ребята, давайте вместе вспомним сказки, герои которых остались 
без жилья? («Теремок»,  «Заюшкина избушка»,  «Кошкин дом»,  «Лиса и 
заяц»)
Учитель: Если нарушается право человека на жилище, значит, ему негде 
жить, негде укрыться от дождя и снега, особенно плохо детям без 
дома. Каждый, ребёнок имеет право на жильё.Все мы, дети и взрослые, имеем право жить в чистом и красивом доме, 
поэтому мы сами должны беречь свое жильё и поддерживать  в нём чистоту 
и порядок..
Внимание !К нам пришло письмо от Мишутки. (учитель читает)
 Здравствуйте! Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я так же, как и вы, 
учусь в школе, только лесной. Знаете, и математика у нас есть, и 
чистописание. Но никто не говорил нам о том, что есть какието права. 
Стыдно, но мы своих прав не знаем. Вот, например, если вы помните, в сказке 
«Три медведя» Машенька пришла в наш дом, покушала из моей мисочки, 
поспала в моей кроватке, измяла её и даже «спасибо» сказать не удосужилась.
Пожалуйста, ответьте мне: имела ли Машенька право без приглашения и 
разрешения зайти в чужой дом и пользоваться чужими принадлежностями?
 Ответы детей и обсуждение.  
Учитель: Верно, ребята. Никто без разрешения не может входить в ваш дом 
и пользоваться чужими вещами. Ваше жилище неприкосновенно!
5. Мы с вами на последней станции «Отдыхайка»
Учитель
 
 : Как вы считаете, о каком же праве мы будем вести речь?
Статья 37 Конституции РФ  гласит «Каждый человек  имеет право на 
отдых ». А в Конвенции о правах ребенка в ст.31 сказано, что ребенок 
имеет право на отдых и культурную жизнь. 
Каждый ребенок имеет право на детство. А детство невозможно представить 
без отдыха, прогулок, игр, экскурсий, посещений музеев. Школа дает простор
для культурной деятельности и развития творческих способностей детей.
  Сейчас мы и воспользуемся этим правом.)
Учитель: Ребята, сейчас мы немножко отдохнем    и одновременно повторим
 правилам поведения на уроке.
 Я буду называть действия ученика на уроке  если вы считаете 
их правильными (Хлопайте)  если нет (Топайте).
 *  (Хлопайте)
 * кушать на уроке (Топайте)
 * внимательно слушать учителя 
 * опаздывать на урок
 * отвечать на вопросы полным ответом
 * выкрикивать и перебивать товарищей * выполнять  все задания учителя
 * рисовать ручкой на парте
 * своевременно сдавать тетрадь на проверку учителю
ИГРА « Сказка ложь, да в ней намек»
  Какое право нарушил волк из сказки «Красная 
Шапочка»? 
Ответ: право на жизнь .
 Каким правом пользовались жители Африки,  которых лечил  
Айболит? Ответ: право на охрану здоровья и медицинскую 
помощь.)
 Какое право нарушила  лиса из  сказки «Заюшкина избушка»? 
Ответ: право на неприкосновенность жилища. Какое право 
нарушала мачеха из сказки  «Золушка»?
  Ответ: право на отдых и досуг. 
 Каким правом не воспользовался Буратино, продав  
азбуку за пять золотых? Ответ: правом на 
образование
  Учитель: Молодцы! Каждый ребенок  имеет право на отдых и досуг, 
включая право на ограничение учебного времени  и отдых после уроков. А
еще организованный досуг после уроков  занятия по интересам  в 
кружках и секциях.  А в школе у детей  после каждого урока – 
перемена, после окончания каждой четверти наступают 
долгожданные  … каникулы.)
VII. Подведение итогов 
Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу. Ребята, сегодня вы 
замечательно потрудились и очень меня порадовали.
 Что нового Вы узнали во время нашего путешествия? 
(мы узнали о  правах на жизнь, на образование, на охрану здоровья, на 
жилище и на отдых).Работа по РОМАШКЕ ПРАВ ДЕТЕЙ.
VIII. Рефлексия.
Сегодня мы говорили о правах детей. А у меня еще остались чистые лепесточки. 
Как вы считаете, почему? (потому что прав еще очень много). Я надеюсь, чтокаждый из вас, понял, что любое право человека предполагает и определенные 
обязанности перед обществом.
 Если  Вам понравилась наша игра – путешествие, то выберите улыбающегося 
человечка, если нет – хмурого человечка.
Вы все сегодня молодцы! Спасибо большое Вам  за участие в игре.