Игра- путешествие "В Стране занимательной математики" (2 класс, математика)

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • doc
  • 27.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка содержит занимательный материал в виде игры. Цель игры - это развитие интереса детей к математике и их математических способностей, научить выполнять логические операции, расширяя кругозор. Для каждого участника игры и успешного ее проведения необходимо подготовить раздаточный и измерительный материал.В Стране занимательной математики Игра-путешествие 2-й класс Цель игры: Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся. Оборудование. Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма "Миром управляют числа"; эмблемы команд "Круг", "Квадрат"; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка; 10–15 листов с изображениями круга и квадрата. На доске: ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Оргмомент. Психологический настрой. Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название "Заниматика". Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? Дети. "Заниматика" – это занимательная математика. Учитель. Правильно! Ученик 1. Конечно, тайны языка Не все открыли мы пока. И математики проблемы Решили, но еще не все мы. Ученик 2. Выстраиваем цифры вряд, Они нам много говорят. Десять их, но сестры эти Сосчитают все на свете. Ученик 3. Помогут вычесть и сложить И уравнение решить, С их помощью определяем меры И можем записать примеры. Ученик 4. На математике узнали Мы то, что раньше не слышали: Формула – модель – сравненье И где ловушка в уравнении. Учитель. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: "Столько же, сколько пальцев на руке". И позднее через очень большой промежуток времени люди пришли к пониманию того, что раз-личные группы предметов – "5 пальцев", "5 яблок", "5 домов" – имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия "5". Так появились числа. Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге. Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами. – Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. На доске: Ученики. "Миром управляют числа". Учитель. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики. Послушайте правила игры. Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания. Путеводителем по стране Заниматике будет большой разноцветный куб. Цвет, который выпадает на кубе, указывает на цвет сектора, и игра продолжается. Бросать куб имеют право только капитаны команд. Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем. – Капитаны, вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков. Для подсчета очков в зале работает жюри. – А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям, болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5 человек. Капитан поименно представляет членов команды. Все занимают свои места за игровым столом. – Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды, представьтесь. Первая команда – «Круг» Вторая команда – "Квадрат". Учитель: Итак, игра начинается! Для жеребьевки – приглашаются капитаны команд для того, чтобы определить, кто сделает первый ход. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее. На доске: Капитан 1. Восемь умножить на семь – получится 56. Капитан 2. Восемнадцать плюс три – получится двадцать один. Разделы и сектора на карте - Заниматики. 1. АРИФМЕТИКА Учитель. Это, пожалуй, самая древняя область математики. Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу. Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы. На доске: 9 * 9 8 * 5 5 * 3 3 * 9 6 * 2 4 * 7 7 * 9 4* 6 20 * 2 5 * 9 24 * 1 9 * 2 3 * 4 7 * 4 9 * 7 12 15 18 20 24 27 28 36 40 45 63 64 81 у з а ь н м к в е т и г б (Без муки нет науки.) 8 * 4 4 * 6 5 * 2 9 * 5 16 * 2 60 – 36 7 * 9 29 + 35 82 – 17 94 – 69 30 : 5 24 : 1 72 : 8 12 * 3 5 6 9 10 24 25 32 36 45 48 63 64 65 81 г н у р а х ц к и ь в с е б (Царица всех наук.) Учитель: Пока члены команды заняты делом, капитаны попытаются за-работать дополнительные очки для своей команды. Чтобы выполнить эти задания, вы должны вспомнить правило о том, как складывать и вычитать числа. А зная общее правило, способ решения, можно решать примеры, записанные любыми цифрами, даже самыми необычными. Задания на индивидуальных карточках: Запишите ответы: 80 + 7 в x о + 5 d x 7 – d 54 – 4 у x 9 – у b x 0 + n Сравните числа: 41 ... 14 56 ... 65 Капитан 1. 87, 5, d x 6, 41 > 14. Капитан 2. 50, y x 8, n, 56 < 65. Проводится проверка работ. Учитель. Какую науку принято считать царицей всех наук? Ученики. Математику. Учитель. А сейчас слово предоставляется жюри. Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно. 2. ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ Учитель. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения. Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске. На доске: – Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части? Дети отвечают. На доске: Учитель. А эти фигуры? Ученики. По форме, цвету, размеру, настроению. Команда называет по одному признаку по очереди. Учитель. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, так как она разрезана на части. Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вспомнить ее существенные признаки и вычислить периметр. Дети выполняют задание. Учитель. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать. Наши команды не случайно выбрали себе такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов. Ученикам раздается 10–15 листов бумаги с изображениями круга и квадрата, которые они дорисовывают. Подводятся итоги конкурса. 3. ФОЛЬКЛОР Учитель. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами. Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? Ученики. Тринадцать. Учитель. A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках. Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом "7". Ученики. Семеро с ложкой – один с сошкой. – Лук – от семи недуг. – За семью морями. – Сам не дерусь, а и семерых не боюсь. – Семи пядей во лбу. – Седьмая вода на киселе. – До седьмого пота. – Семь верст до небес. – За семь верст киселя хлебать. – На седьмом небе. – Семеро одного не ждут. – Семь бед – один ответ. – Семь раз отмерь – один отрежь. – У семи нянек дитя без глазу. – Семь пятниц на неделе. – В осеннее ненастье семь погод на дворе. Подводятся итоги конкурса. 4. ВЕЛИЧИНЫ Учитель. С какими величинами вы знакомы? Ученики. Длина, время, масса. Учитель. Заполните пропуски в карточках. Учитель раздает командам карточки. Мы живем в __________ веке. Сейчас ______ год, ___ месяц, ___ число. Часы показывают _____ часов ___ минут. Через _____ минут начнется новый час. Через _____ часов ______ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ______ дней. Подводятся итоги конкурса. 5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ Учитель. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия. А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты. Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии. Посмотрите на доску и решите примеры, но сначала назовите компоненты действий сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость между этими компонентами. Кто знает и может объяснить, поднимите руку. Команда 1 На доске: Ученики. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека. – 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека. – Человеку в день требуется 2–2,5 литра воды. Команда 2 На доске: ? x 7 = 56 32 : ? = 4 ? – 37 = 13 – За сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды. – 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен. – 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час. Учитель. Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений? Ученики. Огромное количество кислорода. Учитель. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса. В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Саша" описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске. На доске: Команда 1 Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворении? Команда 2 Какие живые обитатели леса убегают, сколько их? * * * Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Столько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели, Там поднимался дубок молодой. Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились – Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал, В темную нору забилась лисица, Машет крылом осторожная птица, В недоумение тащат муравьи, Что ни попало, в жилища свои. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Дети отвечают. – А теперь вернемся к заданиям. Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок. Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях. Учитель. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить? Ученики. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца. Подводятся итоги конкурса. 6. ЛОГИКА Учитель. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается по - рассуждать и вставить в выражения слова "некоторые", "все". Учитель раздает командам карточки с выражениями. Команда 1 ________ числа двузначные. ________ задачи решаются в два действия. ________ уравнения содержат неизвестное. ________ квадраты – четырехугольники. ________ числа делятся на 1. ________ имеющие "5" по математике – отличники. Команда 2 ________ дети учатся в школе. ________ треугольники имеют три угла. ________ числа четные. ________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения. ________ числа меньше 1000. ________ люди любят шоколад. Учитель. А теперь каждой команде предлагается решить логическую задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы. Учитель раздает командам карточки с заданиями: 1. Рука толще, чем нога; нога толще, чем туловище. Что тоньше всего? 2. Муравей тяжелее слона, слон тяжелее кота. Кто тяжелее всех? 3. Задача проще уравнения. Задача сложнее примера. Что проще всего? – Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла – верными или неверными? Ученики. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здравого смысла высказывания неверные. Подводятся итоги конкурса. 7. Подведение итогов игры. Награждение. Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Интересно было? Ученики. Да! Учитель. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука. В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так - же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь. А когда, наступит время, выбирать профессию, то вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике. А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри. Жюри. Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золотой медалью "Знаток математики". Команда, занявшая второе место, – серебряной медалью. А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде вручается еще и сладкий приз – большой и вкусный пирог, которого хватит как игрокам, так и их болельщикам. Всем спасибо за игру!
Иконка файла материала Документ Microsoft Word - занимательная математика.doc
Бектауская  средняя школа Разработка внеклассного мероприятия по математике во 2 классе. Тема:  «Занимательная математика» Разработала:  Фролова М.И.   учитель начальных классов. с. Бектау 1В Стране занимательной математики Игра­путешествие 2­й класс Цель игры:  Развивать интерес детей к математике, их математические  способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор  учащихся. Оборудование. Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с  записью арабских цифр; диаграмма "Миром управляют числа"; эмблемы команд  "Круг", "Квадрат"; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд,  линейка; 10–15 листов с изображениями круга и квадрата. 2На доске: ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Оргмомент. Психологический настрой. Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в  гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит  название "Заниматика". Кто из вас догадался, какие два слова объединились,  чтобы получилось название этой страны? Дети. "Заниматика" – это занимательная математика. Учитель. Правильно! Ученик 1.  Конечно, тайны языка Не все открыли мы пока. 3И математики проблемы Решили, но еще не все мы. Ученик 2.  Выстраиваем цифры вряд, Они нам много говорят. Десять их, но сестры эти Сосчитают все на свете. Ученик 3.  Помогут вычесть и сложить И уравнение решить, С их помощью определяем меры И можем записать примеры. Ученик 4.  На математике узнали Мы то, что раньше не слышали: Формула – модель – сравненье И где ловушка в уравнении. Учитель.  А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением  числа?  Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те  далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 пред­ метов, он говорил так: "Столько же, сколько пальцев на руке". И позднее через   очень большой промежуток времени люди пришли к пониманию того, что раз­ личные группы предметов – "5 пальцев", "5 яблок", "5 домов" – имеют общее  свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью по­ нятия "5". Так появились числа. Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать  числа цифрами на бумаге. Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами. – Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, жив­ 4ший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни  людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. На доске: Ученики. "Миром управляют числа". Учитель. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать  пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами,  сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам  пригодятся и в нашей игре­путешествии по Стране занимательной математики. Послушайте правила игры. Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Занима­ тики.  На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в кото­ рых вы должны будете показать свои знания. Путеводителем по стране  Заниматике будет большой разноцветный куб.  Цвет, который выпадает на кубе, указывает на цвет сектора, и игра про­ должается. 5Бросать куб имеют право только капитаны команд. Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем. – Капитаны, вы будете бросать куб по очереди.  Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать  определенное количество очков. Для подсчета очков в зале работает жюри. – А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям,  болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5  человек. Капитан поименно представляет членов команды.  Все занимают свои места за игровым столом. – Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды.  Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды,  представьтесь. Первая команда – «Круг» Вторая команда – "Квадрат". 6Учитель: Итак, игра начинается! Для жеребьевки – приглашаются капитаны команд для того,  чтобы  определить, кто сделает первый ход. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее. На доске: Капитан 1. Восемь умножить на семь – получится 56. Капитан 2. Восемнадцать плюс три – получится двадцать один. Разделы и сектора на карте ­  Заниматики. 1. АРИФМЕТИКА Учитель. Это, пожалуй, самая древняя область математики. Команды  должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к  расшифровке), сложить пословицу. 7Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы. На доске: 9 * 9     8 * 5      5 * 3      3 * 9      6 * 2      4 * 7      7 * 9      4* 6     20 * 2      5  * 9     24 * 1       9 * 2     3 * 4     7  *  4     9 * 7      12        15        18 20  у  з  а  ь 24  н 27  м 28  к 36  в 40  е 45  т 63 64  и    г 81  б (Без муки нет науки.)   8 * 4 4 * 6 5 * 2 9 * 5 16 * 2   60 – 36    7 * 9     29 + 35    82 – 17     94 – 69 30 : 5    24 : 1     72 : 8       12 * 3   6 н 9 у 5 81 г б 10 24 25 32 36 45 48 63 64 65 р а х ц к и ь в с е 8(Царица всех наук.) Учитель:  Пока члены команды заняты делом, капитаны попытаются за­ работать дополнительные очки для своей команды. Чтобы выполнить эти задания, вы должны вспомнить правило о том, как  складывать и вычитать числа. А зная общее правило, способ решения, можно  решать примеры, записанные любыми цифрами, даже самыми необычными. Задания на индивидуальных карточках: Запишите ответы: 80 + 7 в x о + 5 d x 7 – d  54 – 4 у x 9 – у b x 0 + n Сравните числа: 41 ... 14 56 ... 65 Капитан 1. 87, 5, d x 6, 41 > 14. Капитан 2. 50, y x 8, n, 56 < 65. Проводится проверка работ. Учитель. Какую науку принято считать царицей всех наук? Ученики. Математику. Учитель. А сейчас слово предоставляется жюри. 9Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно. 2. ГЕОМЕТРИЯ И           КОНСТРУИРОВАНИЕ Учитель. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматрива­ ются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.   Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске. На доске:  – Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти  фигуры на 2 части? Дети отвечают. На доске: 10 Учитель. А эти фигуры?Ученики. По форме, цвету, размеру, настроению. Команда называет по одному признаку по очереди. Учитель. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по  конверту, в котором лежит какая­то геометрическая фигура. Мы не знаем, что  это за фигура, так как она разрезана на части. Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вспомнить ее су­ щественные признаки и вычислить периметр.  Дети выполняют задание. Учитель. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить,  измерять, вычислять, но еще и фантазировать. Наши команды не случайно  выбрали себе такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисо­ вать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем  предметов. Ученикам раздается 10–15 листов бумаги с изображениями круга и  квадрата, которые они дорисовывают. Подводятся итоги конкурса. 3. ФОЛЬКЛОР Учитель. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.  Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли маги­ ческими свойствами. Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? Ученики. Тринадцать. Учитель. A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с боль­ шим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках. Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом "7". 11Ученики. Семеро с ложкой – один с сошкой. – Лук – от семи недуг. – За семью морями. – Сам не дерусь, а и семерых не боюсь. – Семи пядей во лбу. – Седьмая вода на киселе. – До седьмого пота. – Семь верст до небес. – За семь верст киселя хлебать. – На седьмом небе. – Семеро одного не ждут. – Семь бед – один ответ. – Семь раз отмерь – один отрежь. – У семи нянек дитя без глазу. – Семь пятниц на неделе. – В осеннее ненастье семь погод на дворе. Подводятся итоги конкурса. 4. ВЕЛИЧИНЫ Учитель. С какими величинами вы знакомы? Ученики. Длина, время, масса. Учитель. Заполните пропуски в карточках. Учитель раздает командам карточки. Мы живем в __________ веке.  Сейчас ______ год, ___ месяц, ___ число.  Часы показывают _____ часов  ___ минут.  Через _____ минут начнется новый час.            Через _____ часов ______ минут начнутся новые сутки.  До следующего года осталось ______ дней. 12Подводятся итоги конкурса. 5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ Учитель. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без  вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, геогра­ фия, астрономия. А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает вза­ имосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты. Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые  знания по экологии. Посмотрите на доску и решите примеры, но сначала назовите компоненты  действий сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость  между этими компонентами. Кто знает и может объяснить, поднимите руку. Команда 1 На доске: Ученики. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека. – 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания  одного человека. – Человеку в день требуется 2–2,5 литра воды. Команда 2 На доске:            ? x 7 = 56 32 : ? = 4  13? – 37 = 13 – За сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды. – 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен. – 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час. Учитель. Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений? Ученики. Огромное количество кислорода. Учитель. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но,  несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гек­ таров леса. В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Саша" описана  трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте  на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске. На доске: Команда 1 Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворении? Команда 2 Какие живые обитатели леса убегают,  сколько их? * * * Плакала Саша, как лес вырубали,  Ей и теперь его жалко до слез.  Столько тут было кудрявых берез!  Там из­за старой нахмуренной ели  Красные гроздья калины глядели,  Там поднимался дубок молодой.  Птицы царили в вершине лесной,  Понизу всякие звери таились.  Вдруг мужики с топорами явились – Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал,  В темную нору забилась лисица, Машет крылом осторожная птица,  14В недоуменье тащат муравьи,  Что ни попало, в жилища свои. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Дети отвечают. – А теперь вернемся к заданиям. Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель,  калина, дубок. Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце,  лисице, птицах, муравьях. Учитель. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется  лесов? Как это предотвратить? Ученики. Использовать леса бережно, по­хозяйски, собирать макулатуру и  сажать молодые деревца. Подводятся итоги конкурса. 6. ЛОГИКА Учитель. Это раздел математики, который учит нас строить свои выска­ зывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои  мысли. Вот и сейчас командам предлагается по ­ рассуждать и вставить в вы­ ражения слова "некоторые", "все". Учитель раздает командам карточки с выражениями. Команда 1  ________ числа двузначные. ________ задачи решаются в два действия. ________ уравнения содержат неизвестное. ________ квадраты – четырехугольники. ________ числа делятся на 1. ________ имеющие "5" по математике – отличники.          15Команда 2 ________ дети учатся в школе. ________ треугольники имеют три угла. ________ числа четные. ________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения. ________ числа меньше 1000. ________ люди любят шоколад. Учитель. А теперь каждой команде предлагается решить логическую  задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы. Учитель раздает командам карточки с заданиями: 1. Рука толще, чем нога; нога толще, чем туловище. Что тоньше всего? 2. Муравей тяжелее слона, слон тяжелее кота. Кто тяжелее всех? 3. Задача проще уравнения. Задача сложнее примера. Что проще всего? – Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла –  верными или неверными? Ученики. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здра­ вого смысла высказывания неверные. Подводятся итоги конкурса. 7. Подведение итогов игры. Награждение. Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты,  все разделы пройдены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных зада­ ний вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только  проверить, но и углубить свои знания. Интересно было? Ученики. Да! Учитель. Действительно, математика – интересная, многогранная, зани­ мательная и полезная наука. В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики –  алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так ­ же любить эту науку и так  же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь. 16А когда,  наступит  время,   выбирать профессию, то вы поймете, что нет  на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математи­ке. А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри. Жюри.  Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золо­той  медалью "Знаток математики".   Команда, занявшая второе место, – серебряной медалью. А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде  вручается еще и сладкий приз – большой и вкусный пирог, которого хватит как  игрокам, так и их болельщикам. Всем спасибо за игру! 17