Игра - ведущий вид детской деятельности
Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполнятся с предметами, для этого не предназначенными ( или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл ( т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет ( т.е. изображение определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли ( мамы, воспитательницы, парикмахера и т.д.)
Игра ведущий вид детской деятельности
Игра. Ранний возраст. Ранний возраст – возраст зарождения сюжетноролевой игры.
Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые
предметные действия начинают выполнятся с предметами, для этого не предназначенными
( или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл ( т.е. направленность на
получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не
сюжетноролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной
игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетноролевой включает связывание
отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет ( т.е. изображение
определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли ( мамы,
воспитательницы, парикмахера и т.д.)
Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетноролевую игру включат ряд
последовательных этапов. Первоначально взрослые обычно показывают простые действия с
сюжетными игрушками – куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же,
как и любые другие предметные действия, «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого
игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия
выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.
Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает
переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился
выполнять с настоящими вещами, на другие предметы.
Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать
и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения
реального результата: «моет руки кубиком», «измеряет температуру» палочкой. Это
игровые заместители реальных вещей. Предметызаместители используются вместо
настоящих предметов. Но на первых порах ребенок не дает им игровых названий. Если его
спрашивают каким предметом он пользуется, он называет заместитель.
Использование предметовзаместителей переходит в изобразительную игру, когда ребенок
начинает давать им названия замещенных предметов и действовать с воображаемыми,
несуществующими предметами.
Изобразительная игра усложняется, включает все больше связанных между собой действий,
приобретает сюжет.Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого
человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и
использование предметовзаместителей, но это происходит обычно несколько позже.
Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим
собственным именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того,
как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет. Потом как
бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход
изобразительной игры в сюжетноролевую завершается, когда ребенок принимает на себя
роль раньше. Чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном
возрасте.
Для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и
на которых взрослый показывает им игровые действия. Самая важная игрушка для малыша
– кукла. Ведь она «заменяет» человека и, так же как и сам ребенок может выполнять
разные роли в игре. Исследования, проведенные с детьми второготретьего года жизни,
показали, что куклы, имеющие много деталей ( одежду, прическу и др.) и слишком
похожие на ребенка, мало способствуют развитию сюжета и появлению ролей. Ребенок
слишком увлекается выполнение предметных действий с такими куклами ( раздеванием,
причесыванием и т.п.), не имеющими для него игрового смысла. Намного лучше куклы,
только условно передающие основные черты человека, без лишних деталей, но зато с
достаточно определенным выражением лица ( веселые, грустные). Они наталкивают
ребенка на проявление отношения к себе, как к человеку, помогают ему придумать сюжеты
игры.
Сюжетноролевая игра.
Строение игры. Игра имеет определенную тему. Дети играют в «семью», «поликлинику»,
«путешествия», «зоопарк» и прочее. Все это – разные темы игр. Большей частью тема игры
берется из окружающей действительности, но часто возникают игры на сказочные темы ( «
в Вини Пуха», « в Белоснежку» и др.).
В соответствии с темой строится сюжет игры – это те события, которые изображаются в
игре. Сюжеты игр ( за исключением самых примитивных ) включают обычно определенную
последовательность событий: мама кормит дочку, затем ведет ее гулять, укладывает спатьи т.д. Игры на одну и ту же тему могут иметь разные сюжеты. Например, игра в «семью» в
одних случаях может включать изображение стирки, уборки, а в других – прогулки, приема
гостей и др.
Разыгрывая тот или иной сюжет игры. Ребенок берет на себя определенную роль – мамы,
летчика, врача и др. Как правило в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе
невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму. Если у нее нет
дочки, или доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя
одну роль, а другие раздает игрушкам – куклам, игрушечным животным. В совместной
игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на
главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры
руководит другими. Это – роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана
на корабле.
Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что
ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее. Начинает придумывать сюжет
игры.
В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека
(особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он
отказывается: это для него не игра.
Роли выполняются при помощи игровых действий. Доктор «выслушивает больного»,
делает ему «укол», дает указания о режиме. Игровые действия могут изображать те или
иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и др.), а
могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и
т.п.).
В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного
ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.
В игровых действиях используется игровой материал. Это – игрушки и другие предметы,
при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Главная особенность игрового материала в
том, что предметы используются в игре, как правило, не в своем собственном значении, а
как заместители других, настоящих предметов.
Хотя игра допускает достаточно свободное использование игрового материала, предметы
заместители совсем не обязательно должны быть похожи внешне на те настоящие
предметы, которые ими изображаются. Выбор этого материала имеет большое значение.Вопервых, определенные игрушки, особенно если они представляют собой тематический
набор («Доктор Айболит», «Парикмахерская» и др.), могут наталкивать детей на
выполнение соответствующей роли, выбор темы и определение сюжета игры. Вовторых,
Игровой материал должен обязательно давать возможность выполнения с ними игровых
действий. Когда детям предлагали поиграть в игру, где целая спичка должна была
изображать мамумедведицу, половинка спички – ее сына Мишутку. А спичечный коробок
– его постельку, они охотно соглашались. Однако предложение сделать Мишуткой
коробок, а постелью – спичку вызвало решительные возражения: «Так не бывает».
Когда играют вместе двое или больше детей, они вступают в ролевые отношения между
собой, которые определяются ролями и выражаются в ролевых действиях, обращенных
друг к другу.
Кроме ролевых отношений в совместной игре проявляются реальные отношения между
играющими детьми. Они договариваются о том во что будут играть, распределяя между
собой роли, игровой материал, обсуждают те или иные стороны сюжета, нередко делают
друг другу замечания. Иногда реальные отношения приводят к конфликту между собой и
совместная игра распадается.
Развитие игры.
Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют
договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно
берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это –
«дочкиматери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». Сюжеты игр однообразны.
Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
Особенность игр младших школьников состоит в том, что среди игровых действий
преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие
действия изображаемых людей. Так, играя «в доктора» после того, как в детском саду
побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять
внешние действия врача.
В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко.
Но можно их этому специально обучить.
Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет
взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр вдетском саду), либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны
игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам
человеческой деятельности.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное
изменение сюжетноролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к
совместным. Происходит оно постепенно. Сначала ребенок проявляет интерес и внимание
к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра
заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она не дает
оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг
другу, но потом снова расходиться, и каждый играет сам по себе.
В более длительное общении дети начинают вступать по мере развития игровых умений и
более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь
взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими.
Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых, но и взаимоотношения
приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с
ним. Возникает необходимость организовывать игру, включающую несколько ролей,
договориться с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада
начинают возникать небольшие группки детей (23) ребенка, часто играющих вместе. Их
объединяет к одним и тем же темам игр.
Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и
усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение
отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же
действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к
другому человеку в соответствии со взятой ролью
Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдать известные им правила поведения людей в
той или иной ситуации, которую отражает сюжет игры.
Совместная игра создает необходимость в развитии реальных взаимоотношений между
играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, решать
возникающие споры и недоразумения. Однако в тричетыре года это вызывает у детей
существенные трудности, изза которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое
значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Руководство должно заключатьсяв организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими
детьми.
Постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в
одинаковой мере в этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети,
знающие много сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются
более пассивными.