Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки обращения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Зимние Святки
Бабка
Играющие загадывают друг другу загадки, причем загадка произносится
вслух, но отгадать ее должен только рядом стоящий, который в свою очередь
загадывает загадку своему соседу и так далее. Не отгадавший трех, пяти или
десяти загадок штрафуется. Ему назначают выполнить какоелибо задание
(спеть, сплясать, подмести пол и т. п.)
Гуськи
Играющие становятся в круг. В середине круга – «дедка». В руках у
него бумажка или платок. «Дедка» машет платком, остальные поют:
Сошлись гусигусаки
Вокруг дедки у реки.
Стали гоготати,
Дедке кричати:
Дедка, дедка, пощади,
Нас, гусяток, не щипли.
Дай наш платочек,
Денег мешочек.
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит:
На, сумочку подержи,
Денежки не оброни.
Другому он дает платочек и говорит:
На, платочек подержи,
Мне головку завяжи,Раз пятнадцать поверни.
Получивший платок завязывает «дедке» глаза, подталкивает его, чтобы
«дедка» вертелса. В это время дети передают друг другу бумажку. Верчение
«дедки» и передача бумажки прекращаются одновременно. Дети кричат
«дедке»:
Дедка, дека!
Бумажка пропала.
Кому попала?
«Дедка» старается угадать. Если он угадывает, то «дедкой» становится
тот, у кого в руках была бумажка, если нет, то он опять выполняет роль
«дедки».
А имеющий бумажку подходит к «дедке», дотрагивается до него три
раза и говорит:
Меня дедка не узнал,
Старым дедом снова стал.
«Дедка» еще раз вертится, а играющие поют:
Гусигусаки летели
Над дедкиной головой,
Золото теряли,
Дедке кричали:
У меня, у меня,
Погляди, дед, на меня.
При последних словах «дедка» срывает повязку и с открытыми глазами
должен угадать, у кого бумажка. Все делают вид, что передают бумажку,
стараясь ввести «дедку» в заблуждение. «Дедка» просит показать руки.
Попавшегося с бумажкой в руках приветствуют:
Здорово, дед,
Ты не гусак, а дед.
Он становится «дедкой», игра начинается снова.Прялица
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит
«жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается
(другой «жених» выбирает себе «невесту»).
Дедушка – рожок
Один из играющих – «дедушкарожок» (водящий). Ему отводится дом.
Затем все остальные играющие делятся на две равные партии, расходятся на
две противоположные стороны, по бокам «дома» водящего. При этом каждая
партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем самым свой
«дом». Свободное пространство между домами называется полем. Когда для
игры все готово, «дедушкарожок» из своего «дома» спрашивает:
Кто меня боится?
Никто, отвечают играющие и перебегают из одного своего «дома» в другой
через поле, поддразнивая при этом водящего:
Дедушкарожок на печи дыру прожег.
Водящий ловит перебегающих и пойманных отводит в свой «дом».
Перебегающие могут выручать пойманных: пока водящий занят ловлей кого
либо из бегущих, один из играющих подбегает к «дому» водящего и
дотрагивается рукой до пойманного, который после этого считается
вырученным и может снова присоединяться к своей группе. Когда водящийпереловит всех, тогда водить в следующей игре начинает пойманный прежде
других.
Иногда же пойманные водящим становятся его помощниками и вместе с
ним ловят остальных играющих.
Слепая курица и чулок
Выбирают «слепую курицу» и «чулок». Остальные играющие
изображают «краски» и сообщают свои названия «чулку». «Краски»
становятся в ряд, а «чулок» и «слепая курица» перед ними. Затем «чулок»
закрывает руками глаза «слепой курице» и вызывает какуюнибудь «краску».
Вызванная «краска» тихо подкрадывается к «слепой курице» и, слегка
щелкнув ее по лбу становится так же тихо опять на свое место. После того
«чулок», повернув лицом к себе «слепую курицу», открывает ей глаза и
спрашивает, кто ее щелкнул. Если «слепая курица» угадает, то щелкнувший
заменяет ее. Затем «краски» меняют свои названия, которые снова сообщают
«чулку». Если же «слепая курица» ошибется, то продолжает водить , пока не
угадает.
Краской
Играющие избирают «мамку», «ангела» и «черта». Сами становятся в
ряд, в конце ряда – «мамка».
Всем играющим даются имена – название какойлибо краски: красная,
зеленая и так далее. «Ангел» ходит с одной стороны, «черт» с другой.
«Ангел» произносит:
Стук, стук, под окном.
«Мамка» спрашивает:
Кто тут? Пошто пришел?
За краской.
За какой?
За белой.Названный выходит и становится на сторону «ангела». «Черт» со своей
стороны также стучит под окном и на вопрос «кто тут?» отвечает:
Я – черт с рогами, с горячими пирогами.
Затем также называет краску.
Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на
палке: на чьей сторона силы больше: на стороне «ангела» или «черта».
Слепой козел
Играющие выбирают считалкой «слепого козла». Ему завязывают глаза
и подводят к двери. Он начинает в нее стучать. Играющие спрашивают:
Кто здесь?
Он отвечает:
Слепой козел.
Тогда один из играющих подходит к «козлу» и говорит:
Слепой козел,
Не ходи к нам на двор.
Поди в кут,
Где холсты ткут.
Там тебе холстик дадут.
«Козел» начинает бить в дверь ногами. Играющие снова спрашивают:
Кто здесь?
«Козел» отвечает:
Афанас.
Тогда все играющие говорят:
Афанас,
Не бей нас!
Афанас,
Ходи по нас!(т. е. догоняй нас)С последними словами один из играющих слегка ударяет ладонью
«козла» по спине и бежит прочь. «Козел» начинает искать ударившего. Всякий
пойманный «козлом» считается виноватым и должен стать «слепым козлом».