Играя, лечим

  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 24.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Правильное дыхание в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма. От того правильно ли дышит ребенок, или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у детей – как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Установлена связь между способом дыхания и успехами обучения.
Иконка файла материала Играя, лечим.doc
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила  проще этого. Но при работе с детьми выявляется, что более чем у  половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды,  хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия  нёбных миндалин. Установлена связь между способом  дыхания и успехами обучения. От того правильно ли  дышит ребенок, или нет, зависит его физическое и  интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к  сожалению, родители не всегда обращают должного  внимания. Отчасти это понятно: они и не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже «неисправность»  носового дыхания вредно отражается на всем  организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20  вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без  каких­либо препятствий через «входные ворота» ­ нос.  Здесь он очищается, согревается, увлажняется и  становится таким, какой нужен организму. Почему вредно дышать через рот? Во­первых, воздуха  в легкие попадает значительно меньше, работать будут  лишь верхние отделы, значит, организм получит меньше  кислорода. Во­вторых, изменяется голос, произношение, речь в целом. Ребенок начинает гнусавить, говорить  монотонно. Кроме того, ему становится труднее  прожевывать пищу. Обоняние притупляется из­за  «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное  дыхание сказывается и на зубах: они постепенно  искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не  все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней  накапливаются вредные вещества. Поэтому дети,  которые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей  правильному речевому дыханию.Правильное речевое дыхание обеспечивает  нормальное звукообразование, создает условия для  поддерживания громкости речи, четкого соблюдения  пауз, сохранения плавности речи и интонационной  выразительности. Поэтому необходимо уделять большое  внимание формированию речевого дыхания у детей –  как базы для правильного развития не только  звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное  дыхание в целом улучшает функциональную  деятельность всех органов и систем организма. Люди  которые плохо дышат, говорят, кричат и поют не потому,  что болеют, а потому, что не умеют правильно дышать.  Научиться правильному дыханию можно с помощью  дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика является прекрасным  общеукрепляющим средством, а также просто жизненно  необходима и предназначена всем людям при следующих патологиях: 1. Неврозы и неврогенные заболевания: ­ кардионеврозы; ­ гипотония и другие заболевания сердечнососудистой  системы; ­ язвенная болезнь; ­ снятие нервного напряжения, головокружения,  ощущения тяжести в голове; ­ заикание. 2. Астма и хронические заболевания бронхов и легких. 3. Сахарный диабет и его осложнения. 4. Потеря голоса. 5. Пристрастие к никотину.Дыхательная гимнастика оказывает парадоксальное  воздействие на организм человека: ­ положительно влияет на обменные процессы,  играющие важную роль в кровоснабжении, в том  числе и в легочной ткани; ­ способствует восстановлению нарушенных в ходе  болезни нервных регуляций со стороны центральной  нервной системы; ­ способствует рассасыванию воспалительных  заболеваний, устранению местных застойных  явлений; ­ налаживает нарушенные функции сердечно­ сосудистой системы, укрепляет весь аппарат  кровообращения; ­ исправляет развившиеся в процессе заболевания  различные деформации грудной клетки и  позвоночника; ­ повышает общую сопротивляемость организма,  его тонус, оздоровляет нервно­психическое  состояние больного. Правильное дыхание, как уже говорилось, очень  важно для развития речи, так как дыхательная система  – это энергетическая база для речевой системы.  Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и  развитие голоса. дыхательные упражнения помогают  выработать диафрагмальное дыхание, а также  продолжительность, силу и правильное распределение  выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой  способствуют воспитанию правильного речевого  дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, чтопозволяет получить запас воздуха для произнесения  различных по длине отрезков. Упражнения дыхательной гимнастики можно  проводить с детьми в любое время, в любые режимные  моменты: на прогулке, во время утренней гимнастики,  можно использовать упражнения – как физминутки.  А сделать упражнения интересными помогут стихи. Упражнения для формирования диафрагмального      дыхания    . Упражнение «Надуй шарик». Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую ­ сбоку на нижнюю часть грудной  клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при  этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть  грудной клетки расширяется, что контролируется правой  или левой рукой). После вдоха сразу произвести  свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть  грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем А рукою проверяем: Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Стихотворный текст произносит педагог, а дети  выполняют нужные действия. Упражнение «Часики». Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки  опустить. Отвести левую руку в сторону и положить назатылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать  правой рукой по левому боку ­ вдох. Вернуться в  исходное положение­ полный выдох (живот втянуть,  расслабиться). То же в другую сторону.Тик­так, тик­так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо. Упражнения для дифференциации носового и  ротового       дыхания    . Упражнение «Вдох­ выдох». Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный  вдох через нос, задержать на 2­3 секунды воздух в  легких, а затем произвести протяжный плавный выдох  через рот. Таким же образом выполняется ряд  следующих упражнений: вдох через нос ­ выдох через нос, вдох через рот ­ выдох через нос, вдох через рот ­ выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом Дышим глубже, а потом Вдохнули ртом и выдох ртом, Дышим глубже, а потом. Упражнение «Ветер дует». Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно  выдохнуть через рот. Я подую высоко ­ (руки поднять вверх, встать на  носочки, подуть, Я подую низко ­ (руки перед собой, присесть, и подуть,Я подую далеко ­ (руки перед собой, наклон вперед,  подуть, Я подую близко ­ (руки положить на грудь и подуть на  них).Упражнение «Снежинки». Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты,  произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе. С неба падают зимою И кружатся над землёю Легкие пушинки, Белые снежинки. Упражнение «Пила». Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на  себя – вдох, руки от себя с замедлением движения –  выдох. Пила, пила пили живей, Мы строим домик для гостей. Упражнение «Повороты». Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот ­ вдох, вправо ­ выдох. Боком ­ боком, боком ­ боком Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. Упражнение «Хлопки». Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На  вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять  прямую ногу сделать хлопок под коленом. С барабаном ходит ежик Не жалеет своих ножек.Он играет целый день, Он не знает слова «лень».Упражнение «Петушок кричит». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно  произнести: «Ку­ка­ре­ку­у». Тихо­ тихо всё кругом (сидеть на корточках), Все уснули крепким сном. Петушок один вскочил (встать руки поднять  вверх), Всех ребяток разбудил (подняться на носки):  «Ку­ка­ре­ку­у!» (произнести на выдохе). Упражнение «Одуванчик». Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на  воображаемую головку одуванчика на ладонях. Я шарик пушистый, Белею в поле чистом, А дунул ветерок­ Остался стебелёк. Упражнение «Пропеваем звуки». Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе  пропеваем гласные звуки: а, о, у, и, э. Мы все весело играем, Вместе звуки пропеваем. Можно предложить детям поиграть в настольные  игры, которые направлены на развитие у детейравномерного выдоха и формирования сильной  воздушной струи через рот.«Вырастем большими» На счёт «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться – глубокий вдох  через нос; на счёт «три, четыре» ­ руки вниз, сгибая ноги  в коленях, наклониться вперёд – усиленный выдох через  рот. Повторить в медленном темпе 5­6 раз. «Дровосек» И.п. – широкая стойка, ноги врозь, кисти рук в замок.  «Раз» ­ поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице –  глубокий вдох через нос. «Два» ­ наклоняясь вперёд,  руки опустить резко между ног (имитация рубки дров) –  усиленный выдох через рот. «Три» ­ и.п. Повторить 7­8  раз в медленном темпе. «Гуси шипят» Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз,  два, три, четыре» ­ наклониться вперёд и, вытягивая  шею, произнести на удлинённом выдохе: «Ш­ш­ш».  Повторить 4­5 раз в медленном темпе. «Косарь» Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка  согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в  кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя  движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж­у­х! Ж­у­х!» Повторить 7­8 раз в  среднем темпе. «Пилим дрова» Упражнение выполняется парами.Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога впе­ рёд, взяться за руки. Наклонившись вперёд и поочерёдно сгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж­ж­ж».«Паровоз» Ходьба на месте или по комнате с попеременным дви­ жением согнутых в локте руках и имитацией звука  отходящего или останавливающегося поезда: «Ч­у­х! Ч­у­ х!» «Спускай воздух» Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую  накачанную воздухом резиновую камеру. На счёт «раз,  два» сделать глубокий вдох через нос; «три, четыре» ­  продолжительный и медленный выдох через рот.  Имитирующий задувание свечи. Игра «Колобок» В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и  зверями. Ребенок должен помочь колобку – теннисному  шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей. Колобок, колобок Ты румяненький бочок, По дорожке ты катись, Лесных зверей берегись. Игра «Горох». На дно неглубокой тарелки приклеить или положить  картинку, насыпать горох. Задача ребенка – раздуть  горох с середины и увидеть картинку. Что­то спряталось на дне, Но пока не видно мне. На горох подую я,И скажу, что там друзья.Игра «Задуй свечи». Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит  свечей с одного выдоха, тот и выигрывает Свечи я задуть хочу, Всех сейчас я научу. Полной грудью я вдохну, И все свечи потушу. Игра «Муравейник» Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить  картинку с изображением муравьев. Кто такой построил дом? Мы осмотрим все кругом. Можно внутрь заглянуть, Если на него подуть. Игра «Акробат». На натянутой леске повесить бумажного акробата.  Дети дуют и помогают ему перебраться на другую  сторону. В цирк сейчас я поиграю, Представленье начинаю. Акробатом смелым стану – Проползу и не устану. Игра «Горка». Для этой игры нужна горка. Задача ребенка – сдуть  киндер игрушку с горки. Бегемот на горку сел, Прокатиться захотел. Сейчас ему я помогуС ветерочком прокачу. Игра «Лодочки». Дуть на лодочку из пенопласта. Игра «Футбол». Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота. Игра «Черепашки». Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы  грецкого ореха) поставить емкость с водой. Можно  играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель. Черепашки­малыши Очень слабы и малы. Нужно очень постараться До воды помочь добраться. Игра «Автомобили». По команде «водители» начинают дуть на бумажные  автомобили, перемещая их к финишу. Мотор гудит, настал черед Быстрее вырваться в перед. Как надо ездить покажу, И первым к финишу приду. Игра «Хорошая погода». Небо хмурится с утра,Надо солнышку помочь. Ветерочком стану я, Уходите тучи прочь. Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у  детей правильное дыхание, сформировать сильную  воздушную струю, которая необходима для  произношения многих звуков, а еще доставят детям  положительные эмоции. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики 1. Все комплексы связаны между собой степенью  увеличения физической нагрузки на определённые  мышцы дыхательной системы и техникой выполнения. В первом комплексе больше внимания уделяется типам  дыхания – успокаивающе­восстанавливающему и  очистительному (упражнения выполняются без особого  напряжения мышц). Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких с напряжением  тонуса определённых групп мышц. Третий комплекс в основном направлен на укрепление  мышц тонуса всей дыхательной системы. Комплексы необходимо чередовать в течение одной  или двух недель, т.е. каждый проводить по 2­3 дня. При  разучивании каждого комплекса количество дней можно  увеличивать.Можно варьировать комплексы. Например,  использовать весь комплекс, но с меньшей дозировкой в  упражнениях, или проводить по 3­4 упражнения из  разных комплексов, но с сохранением дозировок. 2. Отдельные упражнения включены в  оздоровительную гимнастику. Можно также  использовать данные комплексы в качестве  профилактики от простудных заболеваний, особенно в  холодное время года. 3. Комплексы можно использовать в работе с детьми  разного возраста, но начинать необходимо с упрощённой  формы выполнения. Дети одного возраста развиваются  по­разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать  точную технику выполнения дыхательного упражнения и  строить работу в зависимости от его индивидуальных  возможностей. 4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и  плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» полезны для  восстановления организма и дыхания после любой  физической нагрузки.