«Игровая деятельность»
Школа для родителей раннего возраста.
Поступление ребенка в детский сад – очень ответственный период в его жизни. Это новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну – это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания, когда ребенок исследует новое пространство), но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги и гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудет ли она меня здесь?»
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
Сегодня я хочу рассказать вам об играх, которые необходимо использовать в своей работе в период адаптации. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установлению межличностных отношений у детей.
На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, но при этом нуждается еще в поддержке и поощрении взрослого. Одновременно происходит усложнение структуры игровых действий, включающей детальную проработку ребенком доступной его пониманию сферы деятельности взрослых. В ходе самостоятельного моделирования этой сферы ребенок осваивает правило построения действий, их взаимосвязь и последовательность. Это освоение включает в себя, помимо схем действий, развитие символического употребления предметов, в котором преобладает все более творческий характер.
В период адаптации первоначальные игры были направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в обратном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
Новым для детей является переход от одного действия к другому. Подражание облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном поведении игры дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу.
Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста.
Для сближения детей друг с другом и с воспитателем проводились следующие игры:
· «Ножки»
· «Пузырь»
· «Карусели»
· «Лови-лови»
· «Куклы пляшут»
Дети практически всегда охотно включались в игры.
После того как сближение детей в группе было установлено, дети охотно играли в совместные игры, организованные ведущим, мы стали предлагать детям игры, в ходе которых происходило взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам.
В этом разделе содержатся в основном подвижные игры с правилами. Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников.
Проводились следующие игры:
· «Зайка»
· «Лохматый пес»
· «Воробушки и автомобиль»
· «Солнышко и дождик»
· «Курочка-хохлатка»
· «Кот и мыши»
После проведения совместных игр по роли и правилу детям предлагались новые игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки.
В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета.
Данные игры стимулируют развитие процессуальной игры. Проводились следующие игры:
· «Мишка заболел»
· «Совместный обед»
· «Кукла хочет спать»
· «Погладим белье»
Следовательно:
1. Проведение совместных игр с детьми оказывает положительное влияние на процесс адаптации ребенка к ДОУ.
2. При организации совместных игр с детьми необходимо учитывать введения в образовательный процесс видом игр, помогающих постепенному вхождению ребенка в коллектив сверстников. Игры сначала должны быть направлены на сближение детей друг с другом, затем на взаимодействие друг с другом по роли, правилу, и в заключение на организацию более сложных форм взаимодействия. В результате такой организации совместных игр у детей третьего года жизни адаптация к ДОУ проходит в более короткие сроки.
3. Организация совместных игр со сверстниками положительно влияет на характер процессуальной игры ребенка, увеличивает собственную активность малыша. В играх детей увеличивается разнообразие действий, они начинают выстраивать в логические цепочки, отображающие реальный ход событий, увеличивается длительность игровых эпизодов. В игре ребенок все более активно использует замещающие предметы. Игровая мотивация и связанный с ней эмоциональный компонент игры усиливается. Все это подготавливает ребенка к переходу к сюжетно-ролевой игре.
4. Для того чтобы дети адаптировались к условиям ДОУ быстрее и легче, усилия воспитателя должны быть направлены не только на создание развивающей среды, но главное на обучение детей умению сотрудничать, на сближение их друг с другом. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, помогает им организовывать совместную игру, в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: доброжелательнее относятся к друг другу, меньше конфликтуют, стремятся вызвать интерес и сочувствие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.