Кабанюк Овладение коммуникативными навыками
Оценка 4.9

Кабанюк Овладение коммуникативными навыками

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык +1
11 кл +1
23.06.2020
Кабанюк Овладение коммуникативными навыками
Кабанюк Овладение коммуникатив.навыками.doc

Кабанюк Л.П., учитель литературы  

высшей квалификационной категории

ОО «Ассоциация  «Педагогические инновации»

    Овладение коммуникативными навыками – фактор устойчивой мотивации в развитии личности

__________________________________________________________________________________

 

         Формирование коммуникативных навыков развивает способность индивида к свободному творческому высказыванию на произвольно избранную или заданную тему. Коммуникативная компетентность есть результат длительной   совместной работы учителя и ученика в нескольких направлениях. Выявление этих направлений служит объективным фактором повышения мотивации учения.

          Что же это за направления?

Формирование навыков продуктивного интеллектуального труда школьника. Умение мыслить – очень важное умение .Умение сопоставить и найти общее и различное, общее и противоположное, общее и частное , на основе этого провести аналогии , перечислить присущие черты, найти главное и второстепенное, обобщить, дополнить и т.д. – без этих умений невозможна работа на уроке литературы. Без этих умений невозможен разговор об особенностях мировоззрения писателя, невозможно выявление идейно-художественных особенностей текста, невозможна характеристика героев. Любое произвольное высказывание возможно, когда в его основе лежит мысль. Текст рождается из потребности выразить собственное суждение по тому или иному вопросу.

Необходимо учить работать с информацией. Этому способствует устный экзамен в рамках зимней лицейской сессии в форме Защита Проекта. На вопрос: что же он даёт ученику, можно ответить словами замечательных ученых и писателей. «Если образование даёт нам человека с эрудицией, то воспитание создаёт интеллигентную и деятельную  личность». (В.М.Бехтерев) «Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы».                                                                  (М.Монтень) «Воспитание – дело совести; образование – дело науки.

Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга».  ( В.Гюго)                                                                                                                                                                                 

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно».                                                                                          (Л.Н.Толстой)

Самостоятельно прочитать текст, карандашом отметить самые важные, с точки зрения ученика, сведения; поработать с полученной информацией в тетради (составить план, конспект). Так работая над текстом, учимся выделять главное.

Чтобы информация стала знанием, её надо включить в «коммуникационный оборот», в предмет общения, учебного монолога, диалога. А теперь необходимо составить связное высказывание на лингвистическую или литературоведческую тему, включив в него свое вступление и заключение. Мы меняем акцент: не перескажи чужой текст, а расскажи свой, который ты составил на основе исходного. По форме – это всё тот же пересказ, но по сути – это уже начало собственной коммуникативной деятельности, переходная форма, шаг от репродуктивного уровня к творческому. Ученик заинтересован в качестве своего рассказа, класс заинтересованно следит за ходом изложения, потому что есть возможность сравнить качество чужого ответа и своего собственного.

Коммуникативно-эстетическая ситуация - это нравственно-эстетическая колли­зия, задача, служащая формированию эстетики в человеческих взаимоотношениях как цели функционирования всей системы эстетического воспитания.

"Технология" организации каждого типа ситуаций включает в себя следующие операции: диагностику уровня эстетической воспитанности (восприятия, оценок, способ­ностей и др.); уточнение цели построения ситуации; отбор эстетических объектов для общения; организацию эстетических отношений в процессе любых видов деятельности; оценку и самооценку организованной деятельности учителем и учащимися; возбуждение внутренних сил саморазвития.

 Предлагаемая  технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированных ситуаций: жизненной констант­ности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников. Триада "за­дача-диалог-игра" образует базовый технологический комплекс, создающий ценност­но-смысловое поле межсубъектного общения в личностно-ориентированном образова­тельном процессе.

Проиллюстрировать последействие такой работы можно, приведя  фрагмент научной работы Логиновой Лилианы на тему «Иконография Богородицы и поэтическая молитва как часть русской православной традиции» (  8 класс гимназии  «Талант»).

   «МОЛИТВЕННОГО СЛОВА БЛАГОДАТЬ» (Глава  Ш   )

                                  (поэтическая молитва авторов Приднестровья)

Эту главу мне хочется начать следующими строками Ю.М.Зайца:

Есть таинство любви,

И нежности, и взгляда.

Есть первое «прости»,

И первое «не надо».

 

Есть вечные слова,

Простые, как молчанье,

Когда на них душа

С Всевышним на свиданье.

          Душа каждого из нас готова предстать перед Богом со своим первым «прости», со своим чувством раскаяния, со знанием того, чего не надо делать в мире и обратиться ко Всевышнему с теми единственными словами, которые понятны лишь ему и нам. Вне этого обращения понять поэтическое слово невозможно. Поэтому кто бы ни писал о своем благодатном пути, тот так или иначе скажет:

Скучны живущие без Бога,

Их жизнь лишь утлая дорога.

На них, не знающих чудес,

Никто не зрит с пустых небес.

Страданье шлёт земная твердь,

А бесконечна только смерть. ( С.Багнюк)   

Постижение мира через Бога и через таинство смерти – есть основа подлинно русской культуры, это одна из  важнейших православных традиций – таинственно смерти и деторождения. Благодатный путь, пройденный человеком, в этом весь смысл православия.

                                 Путь человека тернист и, безусловно, каждого из нас подстерегают многие печали, и мы всегда за помощью обращаемся к Пресвятой Богородице в искренней молитве, которая выражена, может быть по-разному, как, к примеру, в молитве, сочиненной Людмилой Кудрявцевой.

     МОЛИТВА БОГОРОДИЦЕ

Богородица-матушка,

                        сбереги мою дочь,

Приукрой омофором

                                    нетленным,

И в минуты страданий

                          приди ей помочь –

Умоляю душою

                                     смиренной.

Успокой и согрей

                         нежной ласкою рук,

Угости её чаем любимым.

Приведи к ней людей –

                        моих добрых подруг,

Осени благодатью незримой…

                 Автор остается один на один с Богородицей, выказывая всю боль, всё страдание, что пережил в жизни, прося об охранении и утолении печали. В этом смысле «Молитва» Кудрявцевой есть и охраняющая, и просящая, и ходатайствующая.

           Обращение к Божьей матери Петра Садовникова – это своеобразный крик отчаяния: «Не оставь и утоли мои печали», в том мире, где разрушены нравственные устои, где устали от святотатства, где обезумели от неверия.

       П.Садовников «Молитва»

Господь. Прости нас малых сих.

Ты защити нас, Божья матерь!

Аккорд мой, этот самый стих,

Пред вашей церковью, на паперть

Петь! Для бомжей и нищеты.

Все мы, как не были б круты,

Пред гранью вечного порога

Одно лишь имя вспомним –  Бога!

При жизни же сердца пусты

Для Веры, для Любви, для Чести.

И только здесь, в священном месте,

Мы вспомним о грехах своих.

                      (…)

Господь! Прости нас малых сих!

Ты защити нас, Божья матерь!

В свой славный праздник Покрова

Услышь меня, дай мне слова

Чтоб как вино в крови играли,

Чтоб людям в души проникали!

Наполни музыкой мой стих,

Господь! Прости нас малых сих,

Ты защити нас Божья матерь…

«Материнская молитва» Владимира Полушина во многом сопоставима с «Молитвой Садовникова. Это молитва, просящая защитить всех нас от выпавших на долю невзгод: 

                                Материнская молитва

В воскресенье упала звезда,

В час зари, на капустную грядку,

Мать крестилась…

Иисусе!.. Беда!..

Пощади нас! И так без достатку.

 

Возврати Леонида с войны.

Двух кровинок ты взял в ангелочки.

Пусть тебе служат верно сыны,

Хоть отца не губи их!

Нет мочи!..

 

И ударили вдруг небеса,

Дуб от молнии надвое треснул,

И как эхо сынов голоса

Принесло с дождевою завесой…

 

Лирическая героиня просит у Иисуса Христа вернуть мужа с войны живым. ”В воскресенье упала звезда”. Невольно хочется вспомнить самое заветное желание и одновременно мысленно видишь Вифлеемскую звезду – миг рождения Иисуса Христа. Сокровенной мечтой простой русской женщины было обратиться к Богу с просьбой о возвращении мужа с войны. Как вы думаете, какие строчки натолкнули меня на мысль, что молитва услышана?

     ”И ударили вдруг небеса,

       Дуб от молнии надвое треснул…”

    Ассоциации возникают как с древнегреческими мифами, так и со ”Словом о полку Игореве”. Молния – это знак свыше. Но есть еще и могучий дуб, который треснул именно на две части. ”Двух кровинок ты взял в ангелочки” (двух сыновей унесла война). А в мирное время, ровно через год, Всевышний подарил этой семье еще один шанс на счастье – сына.

             В коротком четверостишии Юрия Зайца:

И пропоют в тиши церковной Аллилуя

И снизойдет на душу Божья Благодать

Среди молящихся увижу я святую

О как захочется ей многое сказать, -

отражена мысль о поразительном откровении каждого человека перед Ликом Всевышнего. Вот почему в одном из последующих своих стихотворений он (Ю.Заяц) напишет:

     *          *       *

Я жить хочу совсем без грима,

В театре Господа играть себя.

Безмерно быть во всем счастливым

И вольной стать частицей бытия.

 

Шагать с душою нараспашку

И тяжкий крест безропотно нести

Быть бесконечным и бесстрашным,

Любить, взамен не требуя любви.

 

В одном порыве стать молитвой

Всего одним мгновеньем тишины

За все прощенным и простившим

И с вечностью беседовать на ты.

 

               Лирический герой этой миниатюры, пытаясь ответить на главный вопрос: в чем смысл жизни – хотел быть искренним, открытым. Автор дает нам в ретроспекции мысль Шекспира: ” Жизнь – театр, а люди в нем актеры”. Лирический герой на сцене ”театра Господа” старается быть самим собой. Третья строка, на мой взгляд, это перифраз библеизма: ”Полюби Господа и делай что хочешь”. Завершает размышления лирического героя в первой строфе строчка: ”И вольной стать частицей бытия”, что значит обрести свое место в материальном мире и при этом испытывать духовную свободу.

         Вторая строфа трехчастной композиции помогает понять, что человек открывает свою душу, чувства, помыслы людям; дарит им свет и любовь, ничего не требуя взамен. Особого внимания заслуживает фраза: ”И тяжкий крест безропотно нести”. Почему? Бог дает человеку только тот крест, который он в состоянии поднять и понести.

             В третьей строфе слово ”тишина” имеет особое метафорическое значение. Мне думается, что оно является синонимом понятию ”прекрасный”, а лирический герой, являясь мгновением бытия, стал частью прекрасного.

      Особый трепет он испытывает перед тем, как обратиться с молитвой к Богу. Он хотел бы всем всё простить и самому быть прощенным. И тогда православная молитва позволит ему общаться с вечностью на равных.

        Этим мыслям в полной мере созвучны строки Сергея Ратмирова:

*         *         *

Костер души моей пылает,

И я стою на дальнем берегу.

Такое часто ведь бывает,

Когда ветра наводят на тоску.

                  (…)

Костер души моей стихает.

Лежу под пеплом в выцветшем бору.

Листва последний миг скрывает,

Но я молюсь сквозь слезы на ветру,  -

которые проникнуты жаждой жизни во имя Христа, это не просто молитва, это стремление человека воедино соединиться с Христом и пройти его путь от начала и до конца.

Завершающим аккордом духовной поэзии Приднестровья нам видится стихотворение Я. Цацкина «Мать»:

Сирень согрела мрамор монолита.

Ты вновь семью соединила, мать,

Над холмиком отца

Творя молитву,

Не для того, чтоб души волновать.

Ты памятью отца нас призывала

Хранить семьи высокое родство.

Всю жизнь ты детям

Сердце раздавала,

Себе оставив

Только боль его.

И образ твой для нас

И свят и светел.

И не случайно надмогильный клен

Сам по себе поклон тебе отвесил.

А может, то отец

Послал тебе поклон?

          Метафора ”сирень согрела” памятную плиту на могиле павшего война, то есть стала живым невянущим букетом, что принесли его дети. И серые, холодные краски были разбавлены нежно – фиолетовыми цветами.

    Тему красоты и теплоты души продолжили слова ”семью соединила, творя молитву”, повествующие нам о том, что нельзя забывать самого главного:  ради чего погиб этот человек. И поступок матери помогает хранить высокие нравственные ценности – честь рода, зависящую не от высокого положения в обществе, а от чистоты сердец. ”Всю жизнь ты детям сердце раздавала…” – лирическая героиня после смерти мужа отдала всю себя воспитанию детей.

”И образ твой для нас

  И свят и светел”. 

           Эти две строчки мне указывают на то, что эта земная женщина была настолько чиста перед Богом, что ассоциируется с Божьей Матерью, которая тоже всю себя посвящает своим детям. ”И не случайно надмогильный клен” преклонился перед земной матерью, поскольку люди, находясь перед иконой, склоняют голову, благодаря Богородицу за все, что она сделала для нас.

 В стихах современных приднестровских поэтов ясно выражены элементы устоявшегося духовного стиха, а также православных молитв различного типа: благодарственная, охранительная, ходатайствующая, поминальная. Причем важно отметить, что всё это звучит в контексте Символа Веры.

               Таким образом, можно сделать следующие выводы и обобщения.

 И русская иконопись, и духовный стих являются разными гранями, воплощающими единое целое – молитву, обращенную к Богу, центром которой является Храм Божий. Всё, что создается иконописцами и поэтами, если они подлинно духовны и талантливы, - это и есть разговор с Богом, стремление в себе нести Бога, а не быть человекобогом.

      Вот так в нашу жизнь вошли  занятия факультатива «Основы православной культуры», где философия, история, языкознание и литература находятся в синтезе и помогают душе ребенка обрести веру в высшие нравственные ценности.

         Литература:

1. Багнюк Благодатный путь:стихи и рассказы.- Тирасполь, 2007. -122с.

2.Бахтин М.МЭстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423с.

3. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве.- М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 605 с. ил.

5. Казакевич А.Н. Символы Русской Православной Церкви. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.– 448 с.

6. Кабанюк Л., Артюхова И. Духовный облик академика Д.С.Лихачева. – В кн.: Покровские чтения: Сб. научн. докладов. – Бендеры: Полиграфист, 2003. – с. 103-110.

7. Краткий церковно-богослужебный словарь. – М.: Благовест, 1997. – 317 с.

8. Краткое толкование псалмов, входящих в состав богослужения православной церкви.- М.: Благовест, 1997. – 169 с.

9. А. Никольский “Молитвослов с замечаниями о важности Молитв, о происхождении их и церковном употреблении”  - М, 1884.

10. Русская иконопись. / кн .Евг. Трубецкой. Умозрение в красках (Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи).- М.: Белый город, 2006. – 430 с. ил.

11.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.                                               


Кабанюк Л.П ., учитель литературы высшей квалификационной категории

Кабанюк Л.П ., учитель литературы высшей квалификационной категории

Чтобы информация стала знанием, её надо включить в «коммуникационный оборот », в предмет общения, учебного монолога, диалога

Чтобы информация стала знанием, её надо включить в «коммуникационный оборот », в предмет общения, учебного монолога, диалога

Поэтому кто бы ни писал о своем благодатном пути, тот так или иначе скажет:

Поэтому кто бы ни писал о своем благодатном пути, тот так или иначе скажет:

Чтоб как вино в крови играли,

Чтоб как вино в крови играли,

В одном порыве стать молитвой

В одном порыве стать молитвой

Метафора ”сирень согрела” памятную плиту на могиле павшего война, то есть стала живым невянущим букетом, что принесли его дети

Метафора ”сирень согрела” памятную плиту на могиле павшего война, то есть стала живым невянущим букетом, что принесли его дети
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020