Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Сигнал» г.Перми
Методическая разработка
«Развитие гибкости средствами миофасциального релиза»
Автор-разработчик:
Пьянкова Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ЦДТ «Сигнал» г.Перми
Пермь 2020
Гибкость – способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Это – абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.
Гибкость важна во многих видах деятельности. В спортивных дисциплинах, особенно в художественной гимнастике, спортивной гимнастике, в танцах и классической хореографии, в восточных единоборствах и т.д.
Можно сказать, что гибкость – это свойство суставов, при этом у человека она не будет одинаковой во всех суставах. Занимающийся, который легко выполняет продольный шпагат, может с трудом выполнять поперечный шпагат. Кроме того, в зависимости от вида тренировок гибкость различных суставов может увеличиваться. Также для отдельного сустава гибкость может быть различной в разных направлениях.
Существует три разновидности гибкости, каждая из которых может быть у человека развита в большей или меньшей степени:
· динамическая (кинетическая) гибкость — возможность выполнения динамических движений;
· статически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием;
· статически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим телом.
Уровень гибкости зависит от различных факторов:
· физиологические;
· тип суставов;
· эластичность сухожилий и связок, окружающих сустав;
· способность мышцы расслабляться и сокращаться;
· температура тела;
· возраст человека (в детском возрасте, легче развить гибкость, чем в подростковом и взрослом возрасте);
· пол человека (у девушек более гибкое тело, чем у мужчин);
· тип телосложения и индивидуальное развитие;
· тренировки (основной тип тренировок которые выполняет человек – так преимущественно силовые тренировки снижают показания гибкости).
Большинство педагогов и тренеров сталкиваются с проблемой улучшения показателей гибкости занимающихся.
Возможно ли увеличить показатели гибкости занимающихся, не травмируя их, мягкими техниками, без боли? Ведь многие дети жалуются на дискомфорт и боли при растяжке?
Сейчас в сфере фитнеса разработано несколько методик мягкого стрейтчинга. Одной из таких методик является миофасциальный релиз (миофасциальное расслабление).
Впервые методика миофасциального релиза была применена в 1981 году в Америке. В университете штата Мичиган проводилось изучение различных методик массажа и мануальной терапии, в результате чего был разработан специальный метод воздействия на миофасциальные структуры. Метод получил название «миофасциальный релиз» и вскоре приобрел популярность среди мануальных терапевтов и фитнес-инструкторов. Для фитнеса применяется упрощенный вариант метода, который позволяет выполнять технику самому, без помощи врача массажиста. Это дает возможность самостоятельно регулировать степень нажатия на мышцы и их растяжения, руководствуясь своими ощущениями.
Что же такое Фасция?
Фасция – это соединительная ткань, покрывающая мышцы, сухожилия, органы и сосудисто-нервные пучки. Она выполняет опорную и трофическую функцию в организме. В нашем теле все связанно – мышцы, скелет, внутренние органы – связаны в единое целое, все окутано «сетью» фасциальной ткани. Человеческое тело – тенсегрити, система сбалансированного сжатия-напряжения. В тенсегрити все её части взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы не происходило внутри системы, это обязательно отразиться на всех частях даже самых отдаленных.
Миофасциальный релиз, позволяет освободиться от мышечного напряжения, повышая эластичность фасций – улучшает подвижность в суставах, позволяет мышцам удлиняться, в следствии чего улучшаются и показатели гибкости. Так же эту методику можно использовать и для восстановления после физических нагрузок, уменьшения болевого синдрома в мышцах.
Для занятий по этой методике, вам понадобиться аппликатор – это может быть мяч массажный или для большого тенниса, или ролл массажный или для пилатеса.
Есть несколько противопоказания для занятий по данной методике, которые можно разделить на две группы:
1. Абсолютные(применение методики невозможно):
· Воспалительные процессы;
· Повреждения кожных покровов (раны, порезы и т.п.);
· Хронические заболевания в остром периоде.
2. Относительные (применение методики возможно, с ограничениями):
· Специальные группы населения (беременные, пожилые и т.д.);
· Хронические заболевания;
· Варикоз.
Занятие на развитие гибкости по средствам миофасциального релиза, является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса.
Задача: Увеличение показателей гибкости занимающихся.
Цели:
· Научить детей чувствовать свое тело и ощущать его в пространстве;
· Снизить страх и неприятные ощущения при стрейтчинге;
· Получать удовольствие от выполняемых упражнений;
· Ставить сложные задачи и добиваться их;
На занятии используются наглядный и словесный методы, обучающиеся выполняют упражнения под непосредственным руководством педагога.
Для проведения занятия необходимо следующее оборудование:
1. Ковровое покрытие или гимнастические коврики на каждого обучающегося.
2. Массажные мячи или мячи для большого тенниса по 1-2 шт. на каждого занимающегося.
3. Массажные ролы, или ролы для пилатеса по 1 шт. для каждого обучающегося.
4. Магнитофон или другой проигрыватель со спокойной расслабляющей музыкой, подходящей для стрейтчинга.
Ход занятия:
1. Организационный этап – знакомство обучающихся с темой и целью занятия, предварительные замеры показателей гибкости.
2. Разминка – общий разогрев организма, подготовка к выполнению упражнений.
3. Основная часть – выполнение специальных упражнений на развитие гибкости и массажных техник под руководством педагога.
4. Заминка – выполнение упражнений в спокойном темпе но в максимальной амплитуде, постепенное снижение нагрузки и общее восстановление.
5. Рефлексия - подведение итогов занятия, замеры показателей гибкости в конце занятия, опрос по ощущениям полученным во время занятия, и в его конце, насколько легко было выполнять заключительные упражнения.
№ |
Часть занятия |
Описание |
1. |
Разминка |
1. Ритмичные прыжки на 2х ногах возможно с использованием скакалки (3 минуты). 2. Ритмичные наклоны вперед: Исходное положение ноги на ширине плеч, опускаем корпус вниз, корпус расслаблен, руками касаемся пола и отталкиваемся от него, инерционные движения (2 минуты). 3. Складка ноги вместе из положения стоя: Исходное положение ноги на ширине плеч, корпус опущен вперед, ладони устанавливаются на пол (по возможности), колени выпрямлены, носом тянемся к коленям, удерживаем это положение не менее 1минуты 4. Разгибания ног из упора присев: Исходное положение упор присев, ноги вместе по шестой позиции, ладони установлены близко к стопам, разгибаем ноги в коленных суставах и возвращаемся в исходное положение (2 минуты).
|
2. |
Основная часть |
В основной части добавляем массажные техники при помощи различных аппликаторов. Начинаем снизу вверх. 1. Прокат стоп: исходное положение стоя, под правую стопу кладем мяч массажный или для большого тенниса, надавливая ногой на мяч прокатываем его по всей поверхности стопы вперед и назад, из стороны в сторону, круговыми движениями 8-10 раз в каждом направлении. Затем проделываем тоже с левой ногой. 2. Ритмичные наклоны вперед: Исходное положение ноги на ширине плеч, опускаем корпус вниз, корпус расслаблен, руками касаемся пола и отталкиваемся от него, инерционные движения. Выполнить 30 повторений 3. Прокат икроножных мышц: Исходное положение сидя на полу, левая нога согнута в колене, правая вытянута. Под икроножную мышцу помещаем мяч, или рол выше голеностопа и ахила , руки ставим в упор приподнимаемся на руках и прокатываем мяч по всей мышце снизу вверх, не заходя при этом на суставы (коленный и голеностоп, и сухожилия). Делаем 8-10 повторений, после чего переходим на другую ногу. Движения могут быть вперед и назад, из стороны в сторону, по кругу в различных направлениях, по всей поверхности мышц голени. 4. Складка ноги вместе: Исходное положение сидя на полу, ноги вместе, выполняем наклон корпуса вперед, стараемся лечь животом на бедра, стопы при этом тянем руками на себя, стараемся оторвать пятки от пола. В этом положении сделать 30 ритмичных наклонов (пружинок), и задержаться в нижней точке не менее 1минуты. 5. Прокат передней поверхности бедра: Исходное положение лежа на животе с опорой на предплечья, если есть возможность можно использовать сразу два мяча (или делать упражнение поочередно на одну и другую ногу), мяч устанавливаем под переднюю поверхность бедра, выше коленного сустава, толкаемся руками назад, и прокатываем мяч от колена вверх по всей поверхности бедра, возвращаемся обратно. Движения так же могут быть вперед и назад, из стороны в сторону, по кругу в разных направлениях по всей поверхности мышц бедра, не заходя при этом на суставы (коленный и тазобедренный) 6. Растяжка четырехглавой мышцы бедра и подвздошно-поясничной мышцы: Исходное положение левая нога согнута стоит впереди, правая согнута опора на колено, тянем правую пятку к ягодице, и одновременно тянем таз вперед и вниз. 7. Прокат ягодичных мышц Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на полу, на ширине плеч, руки вытянуты вдоль корпуса, ладони плотно прижаты к полу. Удобнее будет использовать 2 мяча. Помещаем мячи под ягодицы, и круговыми движениями прокатываем их, 8-10 движений по всей поверхности ягодичных мышц, в различных направлениях. 8. Растяжка ягодичных мышц: Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах. Помещаем правую голень на левое бедро, обхватываем себя руками за левое бедро и подтягиваем его в себе, при этом правое колено направляем в сторону. Желаем 30 «пружинок» и задерживаемся в наиболее низкой точке не менее 1 минуты. Повторяем это упражнение с другой ногой.
|
3. |
Заминка |
Проделав все эти упражнения можно переходить к выполнению шпагатов. 1. Поперечный шпагат: вытягиваем ноги в стороны, стопы, колени и таз находятся на одной линии. Задерживаемся на 3 минуты 2. Правый шпагат: из поперечного шпагата, разворачиваемся в правый, стараясь не поднимать таз. Правая нога вытянута вперед, левая нога назад, колено левой ноги направленно в пол, пятка строго в потолок, спина прямая, правым плечом тянемся назад, левым чуть-чуть вперед. Задерживаемся на 3 минуты. 3. Левый шпагат: из правого шпагата, через поперечный шпагат разворачиваемся в левый. Левая нога вытянута вперед, правая – назад, колено правой ноги развернуто в пол, пятка – в потолок, левым плечом тянемся назад, правым – вперед, спина прямая.задержаться на 3 минуты.
|
Измерение показателей гибкости проводиться следующим образом:
Обучающиеся выполняют наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами. Наклон выполняется стоя на полу или на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 — 15 см. При выполнении теста стоя на полу, обучающийся по команде выполняет два предварительных наклона, на третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 секунд. При выполнении теста на гимнастической скамье, обучающийся по команде выполняет два предварительных наклона, ладони двигаются вдоль линейки измерения, на третьем наклоне участник максимально наклоняется и удерживает касание линейки измерения в течение 2 секунд.
Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже — знаком «+».
Список литературы
1. Артемов В.Г. Миофасциальные релизинг техники. Методические рекомендации для врачей. / В.Г. Артемов. –М.: ООО «ЦИТвП», 2007. –36 с
2. Беленький, Ю.С. Фасция, ее топография и прикладное значение с точки зрения анатома, хирурга и остеопата. / Ю.С. Беленький. –СПб., 2007. –251 с.
3. Васильева, Л.Ф. Гипотония мышцы, мышечный дисбаланс и боль // Прикладная кинезиология. –2004. – № 2. –С. 9–13.
4. Лиф, Д.В. Прикладная кинезиология: руководство в таблицах./ Д.В. Лиф.–СПб., 2008.–128 с.5.
5. Майерс, Т.В. Анатомические поезда. Миофасциальные меридианы для мануальной и спортивной ме-дицины. / Т.В. Майерс. – СПб., 2007. –272 с.
6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практиче-ские приложения. / В.Н. Платонов.–Киев: Олимпийская литература, 2004.–808 с.
7. Симонс, Д.Г. Миофасциальные боли и дисфункции: руководство по триггерным точкам. В 2 томах. –Т. 1 / Д.Г. Симонс, Дж.Г. Трэвелл, Л.С. Симонс / Пер. с англ. –М.: Медицина, 2005. –1192 с.
8. Фомин, В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсме-нов. / В.С. Фомин. –М.:МОГИФК,1984. –63 с
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.