Игровая деятельность старших дошкольников.
Воспитатель ЧДОУ РО «НЕРПЦ(МП) «Православный детский сад им. Серафима Саровского г. Дзержинск»
Учуватова Татьяна Александровна
Реализация Стандарта дошкольного образования поставила педагогов в рамки обязательного использования игровой деятельности в образовательном процессе и в самостоятельной деятельности дошкольников. Уход от «школогизации» в дошкольном образовании неизменно приводит к активизации обучения детей в игре.
Асмолов А.Г. акцентирует внимание на том, что «… игра – это сфера жизни ребенка, мы должны научиться играть у детей…», ФГОС дошкольного образования указывает на тот же аспект, а именно «… обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию».
В дошкольном детстве именно игра создает базис для новой ведущей деятельности на следующей ступени образования – учебной.
Право играть зафиксировано и в 31 статье Конвенции о правах ребенка, где главной особенностью при организации любой образовательной деятельности в ДОО является статус игры, как ведущей деятельности в дошкольном детстве, через использование различных форм работы со старшими дошкольниками от информационно-коммуникативных технологий до проблемных ситуаций развития в рамках интеграционного подхода.
В основу игровой деятельности и реализации её с детьми дошкольного возраста должно стать овладение педагогами знаниями и умениями(технологией) проектирования педагогическойдеятельности, соответствующей ФГОС ДО.
На основе этой деятельности со старшими дошкольникамиорганизуются такие игровые ситуации, которые дают возможность прислушаться к желаниям детей, к индивидуализации возрастных особенностей, к выбору различных способов организации игры и решению конфликтных ситуаций в игровой деятельности.
Играя с детьми или косвенно руководя игрой педагог ДОО выполняет функции организатора детской деятельности и контролирует процесс коммуникации в игре. Совокупность всех задач игровой деятельности старших дошкольников обеспечивает проникновение в детскую игровую субкультуру, где перед педагогом ставится ряд новых воспитательных задач по отношению к каждому ребенку. Для реализации этих задач педагогу необходимо правильно организовать пространственно-игровую среду возрастной группы. На помощь педагогу приходят различные центры активности по основным направлениям детской деятельности. В соответствии с ФГОС центры активности создаются с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
Так центр творчества является основой игровой технологии художественно-эстетического цикла (технология ТРИЗ), наиболее подходящая для дошкольного возраста. Проблема эффективности применения технологии ТРИЗ в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста остается актуальной в дошкольных образовательных организациях. Она основана на инновационной деятельности педагога, включающей нетрадиционные направления, способствует максимальному проявлению художественно-творческих и музыкальных возможностей ребёнка, формирующихся в ходе продуктивных видов деятельности, а также способствует развитию потребностно-мотивационной сферы личности ребёнка, его интереса и развитие творческих способностей.
Также большое значение придается использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и в режимных моментах. С детьми старшей группы беседуют о приёмах сохранения здоровья через разную двигательную активность в играх, просматривают обучающие фильмы и презентации с использованием подвижных и спортивных игр, оформляют наглядные пособия. Всё это помогает детям инициативно и самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его. При выполнении игр, связанных со здоровьесберегающимитехнологиями, дети используют свои творческие инициативы и практический опыт направленный на укрепление здоровья и приобщению здорового образа жизни через игровые практики: акция «Подарок солдату», «Подари дереву жизнь», декада «Экологический десант» и другие.
Педагоги в своей работе активно используют технологию проектной деятельности, в ней необходимо стать партнером, помощником ребенка. В игровых видах совместной деятельности осуществляются разные проекты от краткосрочных образовательных практик до долгосрочного проектирования с использованием игровых технологий: «Огородничали-хороводничали», «Широкя Масленица», «День Победы – 9 мая!» и другие. На современном этапе педагоги применяют инновационные преподавательские способы в образовательном процессе: «Развивающие игры» (Б.С. Никитина); личностно - нацеленного взаимодействия воспитателя с детьми (Т.Д. Пашкевич); проектной работы (А.Н. Веракса); исследовательской работы (С.Д. Ермолаев, Н.Е. Веракса); «Портфолио дошкольника» и «Портфолио воспитателя» (Е.Ю. Мишняева, Г.П. Попова).
Таким образом, различные игровые практики, технологии в образовательном процессес детьми старшего дошкольного возраста предполагают использование разнообразных форм, методов и приемов организации игровой деятельности.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.
Список литературы:
1. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2013.
2. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 2009.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2015.
4. Талызина Н.Ф. формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.