Региональный этап Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Мир профессий»
РАЗРАБОТАЛА:
Выдря Анна Александровна,
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинка Хабаровского муниципального района Хабаровского края
высшая квалификационная категория
Село Ильинка, Хабаровский край
2023 г.
2. Пояснительная записка.
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
2.1 Тематическое направление.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
2.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование выбора темы.
Игровая программа о профессиях «Мир профессий».
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Игровая программа имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением разнообразных профессий, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий.
2.3 Актуальность.
Первое соприкосновение с миром профессий начинается уже в школьном возрасте, когда ребенок посредством разных игр проигрывает различные аспекты профессиональной деятельности взрослых. Именно через игру, увлечения и получение дополнительной информации происходит актуализация процесса самопознания и профессионального ориентирования, которые играют большую роль в формировании предпосылок к дальнейшему выбору профессии
2.4 Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Учащиеся 1-2 классов начальной школы. 7-8 лет.
2.5 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Данное мероприятие является одним из серии тематических мероприятий по направлению воспитательной работы: профессиональное самоопределение.
2.6. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цели: познакомить с понятием «профессия»; расширить знания о многообразии профессий; развивать кругозор, любознательность; учить анализировать, делать выводы., работать в группе.
Задачи:
Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд);
Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, сопереживать другому.
Ожидаемые результаты:
Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма, приобретают опыт работы в группах.
Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы,.
Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
2.7 Форма проведения воспитательного мероприятия.
Программа проводится в форме активной игры, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности.
2.8 Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.
Методы: - словесный (эвристическая беседа, выразительное чтение);
- наглядный (презентация);
-практический метод (работа с разрезным материалом);
- групповая работа.
Приёмы:
-игра, викторина, коллективная работа, выполнение творческих заданий
2.9 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Ноутбук, проектор, презентация, листы бумаги, рисунки, карандаши, ручки, клей, ножницы, стихитворение В.Маяковского «Кем быть?», разрезной материал (приложение 1, 2)
3. Основная часть.
3.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Перед мероприятием учитель распечатывает материалы из приложений согласно числу команд;
В классной комнате столы расставляются по числу команд;
Дети делятся на команды любым игровым способом;
На столы расставляются организаторы с: ручками, цветными карандашами, клеем, ножницами.
Раскладывается разрезной материал.
3.2 Сценарий мероприятия.
Учащиеся рассаживаются по группам.
слайд № 1
I. Приветствие. Мотивационная беседа
Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята!
-Чтобы узнать, о чём сегодня в нашей игре пойдёт речь, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.
слайд № 2
Задание 1. Составить из первых букв слово и написать его на листе.
Попугай рисунок обруч фартук ель сыр слон ирис яблоко |
-Правильно. Это слово - профессия
-Разговор у нас с вами пойдёт о профессиях. А что же такое профессия?
слайд № 3
Профессия - это род занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, любимое дело, всей жизни.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
слайд № 4
Владимир Маяковский в 1928 году (95 лет назад) написал стихотворение «Кем быть?».
Ребята читают стихотворение.
Учитель: Профессию - любимое дело очень важно выбрать один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом.
II. Начинаем нашу игровую программу.
Задание 2. Придумайте название и выберите капитана.
слайд № 5-13
Задание 3. Игра «Назови правильно». Читаем стихи на слайдах и отгадываем профессии.
Задание 4. Собери правильно стихотворение и приклей на лист.
Поезд водит … ( машинист ).
Пашет в поле … ( тракторист ).
Самолётом правит … ( лётчик ).
Клеит книжки … ( переплётчик ).
Песни нам поёт … ( певец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).
Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).
Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
Часы чинит … ( часовщик ).
Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).
В доме свет провёл … ( монтёр ).
В шахте трудится … ( шахтёр ).
В жаркой кузнице … ( кузнец ).
Кто всё знает – молодец !
слайд № 14- 22
Задание 5 . ««Мир профессий в сказках»»
Учитель:
- Все мы любим сказки. Сказочные персонажи тоже не сидят без дела. Они имеют
определённые трудовые навыки или задействованы в какой – либо профессиональной
деятельности. Необходимо вспомнить и ответить, какими профессиональными
навыками обладали следующие сказочные персонажи.
1.Дед из сказки о золотой рыбке? (Он занимался рыбным промыслом).
2.Трубадур из «Бременских музыкантов»? (Музыкант и певец).
3. Житель деревни Простоквашино – Печкин? (Почтальон).
4. Дуремар? (Аптечный
работник).
5. Айболит (ветеринар)
6. Кот в сапогах? (Менеджер).
7.Карабас-Барабас?(продюсер).
8.Буратино(актёр)
слайд
№ 23
Задание 6 . «Продолжи пословицу». Приклеить на лист вторую часть пословицы.
Учитель: Ребята, народ с давних пор в своём творчестве отражал положительное отношение к труду. Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии передавались от поколения к поколению. Дошли и до наших дней.
Учитель: Я начну пословицу, а вы продолжите ее.
Кто не работает, …. (тот и не ест).
Без труда - ... (не вынешь рыбку из пруда).
Кончил дело -… (гуляй смело.)
Хочешь есть калачи, … ( не сиди на печи ).
Труд человека кормит, … ( а лень портит).
Кто любит труд, … ( того люди чтут).
Терпение и труд -… (всё перетрут)
От труда здоровеют,… ( а от лени болеют.)
Учитель:
- Показали вам ребята,
Кем мы можем стать когда-то,
Но и это не предел,
На Земле так много дел.
Редкие профессии.
- Об этих профессиях вы, наверняка уже слышали. А вот существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете.
1. В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В Антарктиде рядом с аэродромами, где летают самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы.
2. В штатном расписании транспортной службы есть должность «усотёра». Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день.
3. Самая экзотическая профессия существует в израильской хлебопекарной промышленности: здесь введена должность инспектора, который измеряет отверстия дырки в бублике. Они должны быть одинакового размера.
Задание 7. «Бюро находок». Приклей на лист инструменты, которыми пользуется человек этой профессии.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Заключительное слово учителя. - Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня много говорили о разных профессиях.
- А есть профессии, без труда которых могут обойтись люди? (Нет).
Вывод: все профессии нужны, все профессии важны. Кто из Вас хочем рассказать: кем хочет стать в будущем?
В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок и успехов в ваших начинаниях!
Много в мире профессий разных,
Какую выбрать – не узнаешь сразу.
В жизни всё пригодится,
Стоит только научиться.
Спасибо за внимание!
4. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Эта игровая программа учит выполнять задания в группах, формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности. Данная разработка может быть использована как в воспитательной работе на классном часе, так и во внеурочной деятельности.
Приложение № 1.
Поезд водит … ……………………….
Пашет в поле … ……………………..
Самолётом правит …………….………
Клеит книжки … …………….………
Песни нам поёт ………………………
На станке ткёт ткани … ………………
Лекарства выдаст нам … ……………
Нарисует нам …………………………
Сапоги сошьёт …………………………
Нам печку сложит на зим … …………
Обслужит в поезде нас … ……………
На Крайнем Севере работает … ……
Часы чинит … ………………………..
Грузит краном … ……………………..
Рыбу ловит … ………………………..
В доме свет провёл … ………………..
В шахте трудится … …………………
В жаркой кузнице … …………………
Кто всё знает –……………………….!
Приложение № 1.
машинист шахтёр
тракторист крановщик
лётчик часовщик
переплётчик монтёр
певец кузнец
ткач молодец
аптекарь
художник полярник
сапожник проводник
печник рыба
Приложение № 2.
Кто не работает, ….
Без труда - ...
Кончил дело -…
Хочешь есть калачи, …
Труд человека кормит, …
Кто любит труд, …
Терпение и труд -…
От труда здоровеют,…
Приложение № 2.
тот и не ест.
не вынешь рыбку из пруда.
не сиди на печи.
гуляй смело.
а лень портит.
того люди чтут.
всё перетрут.
а от лени болеют.
Приложение № 3.
Приложение № 3.
Приложение № 3.
Приложение № 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.