Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
Оценка 4.7

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича

Оценка 4.7
doc
02.04.2020
Игровая технология  интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
Игровая технология интеллектуально.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая технология

интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

В.В. Воскобовича

 

 

Составили:

С.М. Захарова,

воспитатель

Л.Н. Климова,

воспитатель

I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 

«Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Автор Вячеслав Вадимович Воскобович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград, где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в Армии, вернулся в Ленинград.

Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. Задумался о их развитии, да так крепко, что в конце концов это стало делом жизни.

Начало 90-х – это время поиска чего-то нового и альтернативного. Тогда и родилась методика В. Воскобовича. И пошло, поехало… Стали приглашать на семинары. Сначала в Питере. В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре.

 В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» – единственный производитель игр и пособий автора.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» направлена на:

ü развитие сенсорных способностей;

ü совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);

ü тренировка мелкой моторики руки;

ü освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр;

ü коммуникативные навыки

ü развитие творческих способностей.

Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста является содержанием технологии «Сказочные лабиринты игры».

Классификация педагогической технологии:

          по уровню применения – общепедагогическая

          по концепции усвоения – развивающая

          по организационным формам – индивидуальная, групповая, дифференцированная, коллективный способ обучения

          по типу управления образовательной деятельностью – обучение с помощью ТСО, система малых групп

          по подходу к ребенку – личностно-ориентированный, технология сотрудничества, дидактика-центрическая.

          по категории обучающихся – массовая технология, технология с одаренными детьми

Технология имеет широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Специфика игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка.

Технология «Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

         В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

Присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от взрослых, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все - таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше.

Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории.

Принципы технологии:

         Игра плюс сказка

Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология "Сказочные лабиринты игры" - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.

         Интеллект

Вторым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в зоне ближайшего развития. В каждой игре дети добиваются какого-то предметного результата.

Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых.

         Творчество

Еще одним принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Методы реализации технологии:

ü  передача сведений и информации, знаний (рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение);

ü  практическое обучение (упражнения, технические и творческие действия);

ü  эстетическое восприятие (побуждение к самостоятельному творчеству, описанию, словотворчеству, художественному моделированию, и др.);

ü  проблемное обучение (проблемная ситуация, познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения), диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы), метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы), экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента), прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц)

ü  поддержка эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации, похвала, придумывание сказок, рассказов,  сюрпризные моменты)

Формы организации детской деятельности:

ü Логико-математические игры

ü Интегрированные игровые занятия

ü Совместная игровая познавательная деятельность:

         Совместная деятельность педагога и детей

         Совместная игровая деятельность детей со сверстника­ми

         Совместные игровые мероприятия детей и родителей

ü Самостоятельная игровая деятельность

 

Инструменты реализации технологии.

Вячеслав Вадимович Воскобович в своей технологии предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.

Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.

Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.

Сказки – это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа — жители Фиолетового леса.

В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем.

«Фиолетовый лес» - это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.

Четкое деление на области, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия.

Развивающая среда Воскобовича многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи.

В «Фиолетовом лесу» есть следующие сказочные зоны:

1.Чудесная Поляна Золотых Плодов.

Главный герой здесь - умудренный опытом Паук Юк и его внучата Паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт» (В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество) и «Геовизор». Геовизор - дает возможность рисовать под диктовку или по образцам, представленным в альбоме фигур.

2. Озеро Айс.

Главный герой здесь - Незримка Всюсь и Хранитель Озера Айс.

В этой развивающей области дети играют в «Прозрачный квадрат»

Игра многофункциональна, использовать можно по-разному, в зависимости от возраста ребенка и поставленных перед ним задач. Прозрачные пластинки частично покрыты фиолетовым цветом так, чтобы окрашенные участки составляли геометрические фигуры: треугольники разных размеров, квадраты, трапеции и т.д. Накладывая пластинки друг на друга, можно объяснить ребенку соотношение целого и части, показать, что квадрат можно сделать из треугольников, а прямоугольник из квадратов. Многообразие пластинок дает возможность легко и наглядно объяснить ребенку, что одну и ту же геометрическую фигуру можно сложить совершенно разными способами.

3. Город говорящих попугаев.

Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр», Конструктор букв развивает мелкую моторику и пространственно-логическое мышление. Малыши не только запомнят все буквы, но и научатся анализировать и делать выводы.

4. Страна Муравия. Ее хозяйка - королева Мурана - вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв». «Лабиринты букв» – пособие Вячеслава Воскобовича, направленное на развитие навыков чтения.

5. Поляна Чудесных Цветов. Главная героиня Девочка Долька со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик». Чудо-цветик - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Ребенок по ходу сказочного сюжета выполнит ряд заданий на развитие логического мышления, моторики руки, навыков счета, логического мышления, конструкторских способностей и воображения.

6. Ковровая Полянка. Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик». Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.

7. Чудо-острова Где живут: пчелка Жужа, Краб Крабыч, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты». Сортируя детали головоломки по цвету, форме и количеству разрезанных частей, составляя многоугольники — «соты» по образцу и памяти с учетом заданных условий (цвета, пространственного расположения и др.), дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами, познают структуру геометрических фигур, соотношение целого и части, осваивают пространственные представления и количественный счет в пределах пяти.

8. Замок Превращений. Герои Шуты Дион, Дван и Трин. Игра «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный). Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Четыре цвета усложняют игру, делают ее более красочной, развивают пространственное мышление и фантазию.

9. Голубой Ручей. Герои Капитан Гусь и Лягушки-матросы. Игра с корабликом будет способствовать развитию внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, математических представлений (количественный и порядковый счет, высота предмета, пространственных представлениях, составе числа), умения решать логико-математические задачи.

Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

Виды занятий регламентируется содержанием комплексной программы, реализуемой данным учреждением. Развивающие игры Воскобовича играют роль дидактического материала и легко вписываются в любую форму планирования. Наилучшим результатом в развитии и образовании детей дает использование технологии в разделах образовательной программы, направленных на развитие познавательных способностей, математических представлений, экологическое образование, ознакомление с предметным миром и конструирование.

Этапы освоения игр детьми

1.                 Первый этап. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Чудо- головоломки», «Чудо-головоломки» Ларчик, «Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Фонарики», «Логоформочки 3», «Лепестки».

Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажа­ми сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и зани­мается вместе с ними.

Второй этап. «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Геоконт», «Игровизор», «Коврограф «Ларчик», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка 1, 3», «Теремки Воскобовича», «Планета умножения», «Логоформочки 5», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Математические корзинки», «Счетовозик».

На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятель­ности - как самостоятельной, так и совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т.д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию до­школьника.

Третий этап. «Змейка», «Геовизор», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Волшебная восьмерка 2», «Конструктор букв», «Терем­ки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Планета умножения», «Домино», «Счетовозик», «Парусник», «Ромашка», «Яблонька», «Снеговик», «Коврограф «Ларчик», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Логоформочки 5», «Логоформочки» Ларчик.

На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчес­тва и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предло­женных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.

Если игра нравится ребенку и служит материалом для прояв­ления творчества, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности.

Положительные и отрицательные моменты при реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»

ü Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

ü Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

ü Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

ü Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

ü Универсальность использования

Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В.В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Развитие» и т.д.

ü Материально-техническое обеспечение реализации технологии

Для обеспечения группы методическим материалом, многофункциональной развивающей средой нужны большие материальные затраты.

 

Данную технологию можно реализовать в группах в нашем детском саду, но для реализации требуется подготовка педагога, изучение и анализ литературы, создание предметно – развивающей среды и приобретение материально – технического обеспечения.

Развивающая среда - это не только обеспечение детей матери­алами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46»

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Специфика игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка

Специфика игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка

Методы реализации технологии: ü передача сведений и информации, знаний (рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение); ü практическое обучение (у пражнения, технические и творческие…

Методы реализации технологии: ü передача сведений и информации, знаний (рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение); ü практическое обучение (у пражнения, технические и творческие…

Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания

Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания

Ковровая Полянка . Ее хозяева гусеница

Ковровая Полянка . Ее хозяева гусеница

Второй этап. «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Геоконт», «Игровизор», «Коврограф «Ларчик», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка 1, 3», «Теремки

Второй этап. «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Геоконт», «Игровизор», «Коврограф «Ларчик», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка 1, 3», «Теремки

Творческий потенциал каждой игры

Творческий потенциал каждой игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020