Особенности развития игры аутичного ребенка\ Предметная игра.Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений. норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.
Игровая деятельность аутичного ребенка
Особенности развития игры аутичного ребенка
Предметная игра
Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания
предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на
следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на
первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений.
норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и
интенсивность
общения.
В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на
этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с
предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие
цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым
неваляшка падает на пол… Именно стремлением извлекать из окружающего
разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного
ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на
пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного
ребенка к предметному миру – изменение порогов чувствительности: его
привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие,
предметы и материалы – он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок,
жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать
пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное
желание завладеть какимлибо предметом – мамиными духами и кремами;
таблетками,
т. д.
Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным
назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное
назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное
свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики»
категорически не желает… С шелестом перелистывает страницы книги, не
пытаясь читать… То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца
от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор,
отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто
удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с
заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков,
нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше
нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных
сенсорных
эффектов.
Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения
к предметам и игрушкам. ыделение ребенком отдельных сенсорных свойств,
которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр,
бесспорно дающих новые возможности развития ребенка (см. с. 55).
микстурами и
витаминами;
молотком и
Элементы сюжетноролевой игры
Сюжетноролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в
процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и
проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколькополноценно развивалась сюжетноролевая игра в дошкольном детстве, во
многом зависят возможности будущей социализации. игровом проживании
сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания
других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во
взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетноролевой игре приобретает ребенок
очень важный и разнообразный социальный опыт.
Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается
естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно
ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в
соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной
коррекционной работы.
Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. Приведем пример.
К аутичной девочке шести лет обращается с просьбой дать игрушку другой
ребенок. Ее реакция: сначала она замирает в растерянности, затем с плачем
убегает. Следует учесть, что ситуация взаимодействия детей комфортна –
девочка находится у себя дома, а ребенок, который к ней обращается, знаком и
часто приходит в гости. Человек, не знающий особенностей синдрома детского
аутизма, может подумать, что такое поведение обусловлено «приступом детской
жадности». Однако настоящая причина в другом: девочка просто не знает, что ей
следует ответить. этой ситуации мама, понявшая причину столь бурной реакции
своего ребенка на обычную просьбу, тут же пришла к ней на помощь. Подойдя к
дочери, она тихо объяснила: «Надо сказать „озьми, пожалуйста“ или „Нет,
нельзя“». Девочка выбрала ответ наугад, но все равно можно говорить о
благополучном разрешении внутреннего конфликта – с помощью мамы удалось
разобраться в ситуации, и был найден социально адекватный выход.
Такие трудности аутичных детей мешают развитию сюжетноролевой игры:
ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо
обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных
действиях. Мало того: если дети приняли ребенка с синдромом аутизма в игру, он
начинает действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая
ход игры. Негативная реакция на это других детей, которая, скорее всего,
последует незамедлительно, травматична для аутичного ребенка.
Также затруднено использование в сюжетноролевых играх предметов
заместителей. С одной стороны, у ребенка за многими предметами, которые не
имеют фиксированного назначения (палочки, коробочки, шарики) может быть
закреплена определенная функция, и он не согласен использовать предмет по
другому. Например, он использует палочки исключительно для того, чтобы
втыкать их в диванные подушки в ходе своей стереотипной игры, а вот
применить палочки для изготовлении пластилинового чупачупса или эскимо из
конфеткисуфле отказывается. С другой стороны, ребенок часто использует
предметы и игрушки не по их функциональному назначению, а исходя из
собственной логики и предпочтений, и упорствует в этом. Так, он наклеиваетпластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает
по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками.
Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка,
неправомерно было бы утверждать, что мир людей и их отношений совсем ему
неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом
внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему
вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не
нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может
увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к
игре.
Чтобы помочь ребенку, близкий взрослый должен объяснять смысл каждой
возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы
действия. И, конечно, следует проигрывать самые разнообразные ситуации из
жизни в игре.
Развитие сюжетноролевой игры аутичного ребенка отличается рядом
особенностей. Вопервых, обычно без специальной организации такая игра не
возникает.Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже
после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые
игровые действия – вот ребенок бегает по квартире с пузырьком; увидев мишку,
быстро закапывает ему «капли» в нос, озвучив это действие: «Закапать нос», и
бежит дальше; бросает в таз с водой кукол со словами «Бассейн – плавать»,
после чего принимается переливать воду в бутылку.
Вовторых, развивается сюжетноролевая игра очень постепенно, и в своем
развитии должна пройти несколько последовательных этапов. Игра с другими
детьми, как обычно происходит в норме, сперва недоступна аутичному
ребенку. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет
взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать
ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного
взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая
обстановка, знакомые дети.
К сожалению, процесс общения со сверстниками нарушен у аутичных детей в
наибольшей степени. А поскольку реакции детей в ходе игры непосредственны и
возникают спонтанно, взрослый может влиять на ход игры лишь отчасти.
Невозможно объяснить детям все особенности ситуации и научить правильно
вести себя по отношению к необычному сверстнику. А непосредственная реакция
когото из детей может оказаться слишком сильным эмоциональным испытанием
для аутичного ребенка, а в некоторых случаях станет травмирующей.
На начальном этапе оптимально общение не со сверстниками, а с младшими или
старшими по возрасту детьми. При общении с малышами не так заметно
отставание и искажения в психическом развитии аутичного ребенка, а старшие
дети отнесутся к нему снисходительно, как к маленькому, будут помогать ему,
жалеть и опекать. А взрослый должен внимательно следить за ходом игры и вслучае затруднения помочь ребенку.
В описанных ниже играх предложены варианты введения в них сюжетов и
намечены пути их развития