Игровая деятельность аутичного ребенка

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особенности развития игры аутичного ребенка\ Предметная игра.Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений. норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.
Иконка файла материала Игровая деятельность аутичного ребенка.doc
Игровая деятельность аутичного ребенка Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра   Аутичные  дети любят  манипулировать  предметами. Через  этот  этап  познания предметного   мира   проходят   в   раннем   возрасте  все   дети.  Однако  в   норме   на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений. норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения. В   отличие   от   обычных   сверстников   аутичные   дети   надолго   «застревают»   на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами   и   игрушками   –   привлекательные   сенсорные   свойства:   яркие цвета   кубиков,  гладкая   лакированная  поверхность   матрешки,  звук,   с   которым неваляшка   падает   на   пол…   Именно   стремлением   извлекать   из   окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка   к   предметному   миру   –   изменение   порогов   чувствительности:   его привлекают   самые   разнообразные,   порой   совсем   для   этого   не   подходящие, предметы и материалы – он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие   лекарства   и   средство   для   мытья   посуды,   начинает   жевать пластилиновую   ягодку.   При   этом   у   ребенка   часто   наблюдается   страстное желание   завладеть   каким­либо   предметом   –   мамиными   духами   и   кремами; таблетками, т. д. Но   вот действовать   с   предметами   в   соответствии   с   функциональным назначением   аутичный   ребенок   часто   отказывается,   поскольку   социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически   не   желает…   С   шелестом   перелистывает   страницы   книги,   не пытаясь читать… То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от   пирамидки,   но   не   хочет   собрать   ее,   разбрасывает   кубики   и   конструктор, отказываясь   от   строительства   и   сборки.   При   этом   аутичного   ребенка   часто удается   научить   действовать   с   предметами   и   игрушками   в   соответствии   с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать   бусы   на   нитку),   но   его   не   привлекают   эти   действия,   ему   больше нравится   получение   в   процессе   манипуляций   с   игрушками   разнообразных сенсорных эффектов. Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения к   предметам   и   игрушкам.   ыделение   ребенком   отдельных   сенсорных   свойств, которые   ему   приятны,   ложится   в   основу   проведения   с   ним   сенсорных   игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка (см. с. 55).   микстурами   и   витаминами;   молотком   и     Элементы сюжетно­ролевой игры Сюжетно­ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в  процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и  проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколькополноценно развивалась сюжетно­ролевая игра в дошкольном детстве, во  многом зависят возможности будущей социализации. игровом проживании  сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания  других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во  взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно­ролевой игре приобретает ребенок  очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается  естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно­ ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в  соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной  коррекционной работы. Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. Приведем пример.  К аутичной девочке шести лет обращается с просьбой дать игрушку другой  ребенок. Ее реакция: сначала она замирает в растерянности, затем с плачем  убегает. Следует учесть, что ситуация взаимодействия детей комфортна –  девочка находится у себя дома, а ребенок, который к ней обращается, знаком и  часто приходит в гости. Человек, не знающий особенностей синдрома детского  аутизма, может подумать, что такое поведение обусловлено «приступом детской  жадности». Однако настоящая причина в другом: девочка просто не знает, что ей следует ответить. этой ситуации мама, понявшая причину столь бурной реакции  своего ребенка на обычную просьбу, тут же пришла к ней на помощь. Подойдя к  дочери, она тихо объяснила: «Надо сказать „озьми, пожалуйста“ или „Нет,  нельзя“». Девочка выбрала ответ наугад, но все равно можно говорить о  благополучном разрешении внутреннего конфликта – с помощью мамы удалось  разобраться в ситуации, и был найден социально адекватный выход. Такие трудности аутичных детей мешают развитию сюжетно­ролевой игры:  ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо  обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных  действиях. Мало того: если дети приняли ребенка с синдромом аутизма в игру, он начинает действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая ход игры. Негативная реакция на это других детей, которая, скорее всего,  последует незамедлительно, травматична для аутичного ребенка. Также затруднено использование в сюжетно­ролевых играх предметов­ заместителей. С одной стороны, у ребенка за многими предметами, которые не  имеют фиксированного назначения (палочки, коробочки, шарики) может быть  закреплена определенная функция, и он не согласен использовать предмет по­ другому. Например, он использует палочки исключительно для того, чтобы  втыкать их в диванные подушки в ходе своей стереотипной игры, а вот  применить палочки для изготовлении пластилинового чупа­чупса или эскимо из  конфетки­суфле отказывается. С другой стороны, ребенок часто использует  предметы и игрушки не по их функциональному назначению, а исходя из  собственной логики и предпочтений, и упорствует в этом. Так, он наклеиваетпластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает  по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками. Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка,  неправомерно было бы утверждать, что мир людей и их отношений совсем ему  неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом  внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему  вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не  нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может  увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к  игре. Чтобы помочь ребенку, близкий взрослый должен объяснять смысл каждой  возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы  действия. И, конечно, следует проигрывать самые разнообразные ситуации из  жизни в игре. Развитие сюжетно­ролевой игры аутичного ребенка отличается рядом  особенностей. Во­первых, обычно без специальной организации такая игра не  возникает.Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые  игровые действия – вот ребенок бегает по квартире с пузырьком; увидев мишку,  быстро закапывает ему «капли» в нос, озвучив это действие: «Закапать нос», и  бежит дальше; бросает в таз с водой кукол со словами «Бассейн – плавать»,  после чего принимается переливать воду в бутылку. Во­вторых, развивается сюжетно­ролевая игра очень постепенно, и в своем  развитии должна пройти несколько последовательных этапов. Игра с другими  детьми, как обычно происходит в норме, сперва недоступна аутичному  ребенку. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет  взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать  ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного  взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая  обстановка, знакомые дети. К сожалению, процесс общения со сверстниками нарушен у аутичных детей в  наибольшей степени. А поскольку реакции детей в ходе игры непосредственны и  возникают спонтанно, взрослый может влиять на ход игры лишь отчасти.  Невозможно объяснить детям все особенности ситуации и научить правильно  вести себя по отношению к необычному сверстнику. А непосредственная реакция кого­то из детей может оказаться слишком сильным эмоциональным испытанием  для аутичного ребенка, а в некоторых случаях станет травмирующей. На начальном этапе оптимально общение не со сверстниками, а с младшими или  старшими по возрасту детьми. При общении с малышами не так заметно  отставание и искажения в психическом развитии аутичного ребенка, а старшие  дети отнесутся к нему снисходительно, как к маленькому, будут помогать ему,  жалеть и опекать. А взрослый должен внимательно следить за ходом игры и вслучае затруднения помочь ребенку. В описанных ниже играх предложены варианты введения в них сюжетов и  намечены пути их развития