ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».
Основные задачи программы:
1) формирование социального доверия;
2) развитие социальной активности;
3) развитие социальных эмоций;
4) развитие коммуникативных навыков;
5) формирование адекватной самооценки;
6) обучение умению самостоятельно решать проблемы
Этапы коррекции:
I этап - ориентировочный (3 - 4 занятия);
II этап - реконструктивный (6 - 7 занятий);
II Iэтап - закрепляющий (2 - 3 занятия).
ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель программы:
устранение искажений эмоционального
реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных
контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».
Основные задачи программы:
формирование социального доверия;
развитие социальной активности;
развитие социальных эмоций;
развитие коммуникативных навыков;
1
2
3
4
формирование адекватной самооценки;
обучение умению самостоятельно решать проблемы.
5
6
Этапы коррекции:
I
этап ориентировочный (3 4 занятия);
II этап реконструктивный (6 7 занятий);
II Iэтап закрепляющий (2 3 занятия).
Содержание программы
Первый этап работы — ориентировочный
I занятие. Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети
рассаживаются полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем
участникам предлагается назвать себя любым именем, которое сохраняется
на все время занятий.
Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким
путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую
маску. Дети часто выбирают имена друзей, названия животных, которые
бывают глубоко символичными. В диагностическом смысле выбор чужого
имени признак неприятия себя. Таким образом, проявляется ощущение
собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит
указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называетсебя. На первом занятии не надо выяснять, почему ребёнок назвал себя
подругому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить
потом.
После знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки»: она
снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время игра
хороший диагностический прием,
выявляющий исходный уровень
самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли,
возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т.е. сами
выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа
действительно активна. В таком случае психолог занимает позицию
пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая
структура.
Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик». Ее цели
создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в
себе, устранение страхов, сплочение группы, развитие произвольного
контроля, умения подчиняться требованиям других.
Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи.
«Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая: можно
предложить детям встать в круг и взять друг друга за руки, можно предложить
детям нарисовать паровозик.
II занятие. Если группа активна, то следует продолжить курс
спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как
выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно
правило,
сложившаяся иерархия необходима для уточнения психологического диагноза
членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого
впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительный иотрицательные стороны детям. Психолог находится в групповой комнате, но
никак не вмешивается в детские игры.
III занятие. Игра «Жмурки». Цель игры создание положительного
эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какуюнибудь
песенку, и ведут игрокакота с завязанными глазами. Подводят к двери,
ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором)
нараспев начинают петь:
Кот, кот Ананас,
Ты лови три года нас!
Ты лови три года нас,
Не развязывая глаз!
Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны.
Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят
его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.
Игра «Жучок». Цель игры — раскрытие групповых отношений.
Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к
группе, выставив изпод мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий
должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор,
пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5
стихийных ролей:
I) лидер, звездочка;
2) эмоционально привлекательный;
3) неприсоединившийся оппозиционер;
4) предпочитаемый;
5) отвергаемый.Окончание первого уровня I этапа групповой психокоррекции
отличают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции,
появление реакций на присутствие ведущего.
Второй уровень I этапа это этап направленных игр. На этом этапе
содержание осознаваемых навыков и действий целенаправленно задается
ведущим. Тем не менее, на определенное время в каждое занятие
необходимо включать спонтанные игры. Это называется свободным
временем. Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.
Свободное время. Детям предлагаются спонтанные игры.
«Хоровод». Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в
улыбаются. При этом основной акцент делается не на уже
глаза,
сложившиеся роли, а на устранение неравенства и привилегий. Существуют
определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая
структура сложилась. Вопервых,
водящие начинают чувствовать
направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как
«Крепость» и «Жучок». Вовторых, возникают ласковые спонтанные
интеракции между членами группы. Втретьих, появляется серьезное,
уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.
Если возникла групповая структура,
уравнявшая детские
индивидуальности, можно переходить к следующему, второму этапу
группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной
работе в форме ролевых игр и других приемов.
Второй этап работы — реконструктивный
К моменту начала II этапа психологу уже видны трудности общения
каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы
поведения каждого.
Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда
ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опытобщения. Это становится возможным лишь тогда, когда ребенок
удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат
источниками и обусловливают его неадекватное поведение). Чаще всего
это потребность в безопасности и принятиипризнании. Фрустрация этих
потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как
правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе
коррекции, во время направленной игры.
Удовлетворение потребности в признании невозможно без
построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, и
используют методические приемы, такие, например, как обратная связь.
Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для
этого играх:
«Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения»,
«Фанты».
Умелая организация обратной связи помогает сформировать более
продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной
интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на
положительных сторонах личности ребенка.
Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие
преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например
трусость. Это игры: «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После
этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой, не очень хороший, но
зато я могу слушать страшные сказки в темноте. Я сам могу их выдумывать.
Я могу играть в необитаемый остров, умею владеть собой».
Ключевой момент II этапа — это игра «День рождения». Во время
этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «авансирование» нужной
характеристики личности. Таким образом, очерчивается зона ближайшего
развития ребенка.
Отработка новых навыков общения целенаправленно осуществляется в
групповых заданиях, которые каждый именинник обязан выполнять.Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого
ребенка, который ставится постепенно в течение всего периода работы
группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно
внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или
чего он не умеет.
IV
занятие.
Цель игры воспитание
наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами
Игра «Ассоциации».
изобразить человека.
Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка,
его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают,
кого он изображает.
Игра «Страшные сказки». Цель игры развитие смелости, уверенности
в себе, снятие тревоги, объединение группы.
Ход игры: гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди
начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в
группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их
тут же разыграть, также в темноте.
Гимнастика.
Спортивная игра «Турнир». Цель игры воспитание произвольного
контроля, корректировка аффективного поведения, развитие смелости,
уверенности в себе,
освоению различных социальных позиций:
соревнующегося, судьи, зрителя.
Ход игры: дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся
спортивные игры:
«Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками
сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч,
выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на
расстоянии трехчетырех шагов;«Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать
пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом
необходимо держать «в замке», не разъединяя;
«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из состояния
равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо
левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети
держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги.
Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге;
«Сядь встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо
приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая
себе руками.
Игра «Хоровод».
V занятие.
Игра «Бип». Цель игры создание положительного
эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.
Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами
ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком
сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».
Гимнастика.
Игра «Семейный портрет». Цель игры социометрия детской игровой
группы, исследование сложившихся отношений в семье.
Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный
портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить
их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.
Игра «Зеркало». Цель игры дать возможность проявить активность
пассивным детям.
Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети зеркала.
Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Психолог
следит за правильностью отражения.Свободное время.
«Хоровод».
VI
занятие. Игра «День рождения». Цель игры сплочение группы,
эмоциональное отреагирование детских проблем.
Ход игры: выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки
жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он
когото, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и
придумать будущее имениннику.
Игра «Путаница». Цель игры поддержка группового единства,
развитие групповой сплоченности.
Ход игры — выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты.
Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они
начинают запутываться кто как умеет. Когда образовалась путаницу
водящий заходит в комнату и распутывает паутину, так же, не разжимая рук
у детей.
Гимнастика с веселыми человечками.
Игра «Мальчик (девочка) наоборот».
Цель игры развитие
произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной
расторможенности, негативизма.
Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все
повторяют их за ним. «Мальчик наоборот» должен делать не так, как все.
Свободное время. Проводятся игры:
«Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного
тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох,
наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из
чашки;
«Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти
рук. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положитьее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит
партнера положить руку на стол;
Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки»,
«Шашки», «Улицы города» и другие. Играя в эти игры, надо соблюдать
правила.
«Хоровод».
VII занятие. Игра «Крепость». Цель игры – отражение агрессии.
Ход игры: группа детей делиться на две команды (по желанию самих
ребят). Каждая команда защищает крепость, другая штурмует. Основное
оружие – надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.
Игра «Изображение предметов». Цель игры – воспитание
наблюдательности, развитие воображения, формирование умения видеть
другого.
Ход игры: ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные
дети отгадывают. Кто правильно назвал, становиться ведущим.
Игра «Щит и меч». Цель игры – освобождение от агрессии, снятие
эмоционального напряжения.
Ход игры: психолог держит щит, дети бьют об него мячами.
Свободное время. Рисуем кактусы.
«Хоровод».
VIII занятие. Игра «Чунгачанга». Цель игры – коррекция
эмоциональной сферы ребёнка,
развитие способности понимать
эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить
свое.
Ход игры: путешественник (психолог) пристал на своем корабле к
Волшебному острову, где всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на
берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие
чернокожие дети. И на мальчиках и на девочках надеты одинаковыепестрые юбочки, на шее бусы, а в волосах – перья. С веселой улыбкой
они пританцовывают под музыку В. Шаинского «ЧунгаЧанга» вокруг
путешественника и поют:
Чудоостров, чудоостров,
Жить на нем легко и просто,
ЧунгаЧанга!
Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.
Гимнастика.
Попугай.
1
2. Лебеди.
3. Тюлень на суше.
4
Тюлень в воде.
5
Мартышка.
Змея.
6
Игра «Баба Яга». Цель игры коррекция эмоции злости, тренировка
способностей воздействия детей друг на друга.
Ход игры: дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу.
Психолог просит показать, какие бывают выражение лица, поза, жесты у
взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей.
«За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2 3
сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать,
берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы делаете в ответ:
плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь?» (Разыгрываются 2 3 сценки)
Спортивные игры.
«Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась
за талию впереди стоящего. Первый ребенок это голова дракона,
последний кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нуриева «Восточный
танец», первый играющий пытается схватить последнего дракон ловитсвой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не
поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается
другой ребенок;
«Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи.
Двое детей берутся за руки это белые медведи. Со словами: «Медведи идут
на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать когонибудь из
играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается;
«Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф. Шуберта «Марш»
друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши,
идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так
командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка,
круг, по углам и т.д.).
«Хоровод».
IX занятие. Игра «Узнай по голосу». Цель игры развитие внимания,
умения узнавать друг друга по голосу.
Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр
круга и старается узнать детей по голосу.
Игра «Передай по кругу». Цель игры развитие взаимопонимания,
сплоченности.
Ход игры: дети идут по кругу, передают горячую картошку,
ледышку, бабочку (пантомимика).
Гимнастика.
1
2
3
4
5
6
Фокусник.
Силач с гирями.
Клоуны с гирями.
Змея.
Клоун и змея.
Воздушные акробаты.7
8
На батуте акробаты.
Клоун на батуте.
Йог ходит по разбитому стеклу, углям.
9
Игра «Два друга». Цель игры — сравнение различных черт характера,
развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека
и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы
ребенка.
Ход игры: дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т.
Волиной «Два друга»:
Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться — стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится — румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами — «Кхакха!.. Апчхи!»
Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли.
Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его
иллюстрируют.
Этюд «Так будет справедливо». Цель этюда эмоциональное
осознание детьми отрицательных черт своего характера. Они учатся
понимать, какое поведение соответствует определенным чертам характера и
как оно оценивается.Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить
поступок братьев:
«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья
стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали
друг другу, словно это мячик, диванную подушку.
Вдруг щелкнул замок это вернулась мама. Старший брат, услышав, что
дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого
прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и
попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись,
поставила провинившегося мальчика в угол. Старший брат поднялся с
дивана и встал рядом с братом.
"Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? спросила мама. Так будет
справедливо, серьезно ответил ей старший сын. Ведь это я придумал
кидаться подушкой. Мама растроганно улыбнулась и простила обоих
братьев».
«Хоровод».
Третий этап работы — закрепляющий
Важное место в психокоррекционной работе занимает развитие
навыков произвольности. Это решается на III этапе.
Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на
основе доверительной атмосферы открытого общения, в которой широко
применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить
новый опыт взаимоотношений со взрослыми.
Эффекты детской игровой психокоррекции можно разделить на
Неспецифические эффекты
специфические и неспецифические.
проявляются, прежде всего, в изменениях самооценки, приведении ее в
соответствие с реальными возможностями, расширении представления о
себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же
время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов,относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции
подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера:
трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.
На заключительном этапе проводятся три последних занятия с целью
закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам,
к самому себе, к взрослому; закрепляются уверенность в себе, приемы
общения со сверстниками.
X занятие. Игра «Разведчики». Цель игры развитие моторнослуховой
памяти, снятие двигательной расторможенности и негативизма.
Ход игры: в комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один
ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а
другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем
же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.
Гимнастика.
Детям показывают картинки с изображением веселых человечков,
движения которых надо повторить.
Игра «Дружная семья». Цель игры развитие эмоционально
выразительных движений рук и адекватного использования жеста.
Ход игры: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу.
Каждый занят какимнибудь делом: один лепит из пластилина шарики,
другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, ктото рисует или
вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно
работают. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в
руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается
музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».
Свободное время.
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей педагог
предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок набольшом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисования:
«Наша дружная группа».
Цель рисования влияние на поведение детей: они делаются спокойнее
и доступнее. Игра ведет к улучшению общения со сверстниками, в рисунке
закрепляется впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.
«Хоровод».
XI
занятие.
Игра « Четыре стихии». Цель игры развитие
внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного
анализатора.
Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними,
что если он скажет слово «земля» руки вниз, «вода» руки вперед,
«воздух» руки вверх, «огонь» вращение руками в локтевых суставах. Кто
ошибется, считается проигравшим.
Гимнастика.
Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра дети становятся
позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч; руки слегка разведены в локтях
и висят; голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регистре,
становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ни прямые, руки
подняты вверх, голова запрокинута назад.
Этюд «Встреча с другом». Цель этюда развитие способности
понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно
выразить свое; развитие выразительных движений.
Ход этюда: психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг.
Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, его
друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц.
Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса
выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу».По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения:
объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
Игра «Кораблик». Цель игры повышение самооценки, уверенности в
себе.
Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы
одеяло это кораблик. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит
солнышко» все дети изображают хорошую погоду.
При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается
все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю:
«Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в
первое плавание можно отправить игрушку.
«Хоровод».
XII
памяти;
занятие. Игра «В магазине зеркал». Цель игры развитие
наблюдательности,
создание положительного
эмоционального фона; развитие уверенности, а также умения подчиняться
внимания,
требованиям других.
Ход игры: в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел
человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела
себя в зеркалах (зеркала—дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала
корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им
кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки
топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности
повторяли ее движения.
Гимнастика.
1
2
3
4
Ледышки.
Ручейки.
Дождик.
Фонтанчик.5
6
Холод, лед.
Жара, солнце.
3. Этюд «Очень худой ребёнок».
Цель этюда – развитие умения выразить страдание и печаль.
Ход этюда: психолог объясняет детям: ребёнок плохо ест, он стал очень
худым и слабым, даже муравей может свалить его с ног. Дети слушают
стихотворение:
Это кто там печально идет?
И печальную песню поёт
Муравей пробежал,
Повалил его с ног.
Митя из дому ушел, до калитки дошел,
Но дальше идти он не смог!
Он каши, он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, болел!
И вот он лежит одинок.
Муравей повалил его с ног!
(Э. Мошковская)
Педагог предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у
Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья.
Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя
ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня
З.Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке
(специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает
его усиком (пальцем) – Митя падает (приседает).
Игра «Три характера». Цель игры – сопоставление различных
характеров; коррекция эмоциональной сферы ребёнка.Ход игры: дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского
«Злюка», «Плакса», «Рёвушка»; вместе с психологом дают моральную оценку
злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением
рёвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а
остальные должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого
изображает. Если в группе мало девочек, то злюку, и плаксу изображают
мальчики.
«Хоровод»
Психолог предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными.
Мыто с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг,
возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
До свиданья, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята.
Мы обязательно с вами ещё встретимся и поиграем в веселые игры». Дети
водят хоровод под музыку и поют:
Станьте дети, станьте в круг,
станьте в круг, станьте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Самый добрый друг.
Ляляля….
Во время занятий, на каждого ребенка заводится протокол, в котором
фиксируются проблемы, страхи, формы поведения ребенка. Отмечаются
положительные результаты. Даются рекомендации педагогам и родителям.