В основе ФГОС ДО заложен один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка. А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для удовлетворения познавательной и экспериментальной деятельности воспитанников был создан полифункциональный стол.
Цель и задачи
развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с различными материалами.
способствовать профилактике психофизического напряжения;
развивать социально-коммуникативные навыки, способствовать усвоению позитивных способов поведения и общения в детской группе;
поддерживать познавательную активность, создать условия для самостоятельного экспериментирования и освоения окружающего мира;
развивать тактильное восприятие, обогащать чувственный опыт воспитанников.
Характеристика пособия
Основа оборудования изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2 см. Состоит 2 частей: основная конструкция 80*30 и съемные прозрачные контейнеры с крышкой (39 см *29 см): в них легче проводить наблюдения в ходе экспериментирования и опытов, и они больше подходят для работы с цветными материалами и окрашиванием.
Имеются две воронки, через которые можно лить воду или засыпать сухой песок, наблюдать за их свойствами.
Стол почти невесом и легко переносится, устанавливается в необходимом для детей месте.
Благодаря своему материалу, он легко обрабатывается и может использовать на прогулочной площадке.
Полифункциональный стол обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами: с глиной, водой и песком, мукой, манкой, ракушками, различными крупами, гидрогелем, пеной и т.д.
Также можно создавать тематические сенсорные коробки («море», «зоопарк», «насекомые» и многое другое).
Стол подходит для трудовой деятельности: «Купаем кукол», «Большая стирка», «Протираем листья комнатных цветов» и др.
Обеспечивает двигательную активность, в том числе развитие мелкой и крупной моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, со сверстниками и взрослыми; возможность самовыражения детей.
Для размещения необходимых инструментов имеется полочка из мягкого пластика с отверстиями, что способствует облегчению уборки после игр, особенно при использовании на прогулочной площадке.
Материал оборудования безопасен, долговечен и легок.
Правила и варианты использования
До начала занятий целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой, песком и другими материалами.
Запрещается:
плескать водой или кидаться песком (другими материалами);
намеренно выбрасывать содержимое из контейнеров;
брать содержимое контейнеров в рот;
ломать и портить сделанное другими детьми.
Необходимо помогать наводить порядок после игры.
Игры с водой
«Растворяется – не растворяется»
Материалы: соль, сахар, песок, растительное масло, гуашь, масляная краска.
Воспитатель создает проблемную ситуацию «Что происходит с веществами, если их добавить в воду?». Дети смешивают вещества с водой и наблюдают, что происходит.
«Льдинка, растай!»
Материалы: заранее замороженные льдинки, внутри которых различные бусинки или мелкие игрушки.
Воспитатель демонстрирует детям «зимний привет» - льдинку с замороженными в ней предметами и спрашивает, что можно сделать, чтоб растопить лед. Дети поливают льдинку водой, наблюдая за процессом таяния.
«Пена»
Материалы: краски, кисточки, жидкое мыло, трубочки для коктейля.
Воспитатель проводит беседу о том, что такое пена, спрашивает, можно ли нам самим сделать пену. Детям даются коктейльные трубочки и они начинают дуть через них, образуя пену.
Можно спросить, а что если она будет цветной?
Дети окрашивают воду в желаемые цвета, добавляют мыло и с помощью трубочек для коктейля образуют пену.
После этого можно предложить детям порисовать нетрадиционной техникой – разноцветной пеной.
«Кораблики»
Материалы: скорлупа от орехов.
Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё «кораблик» – скорлупку от ореха и предлагает ребенку прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно использовать коктейльные трубочки, а можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки.
Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно.
Можно устраивать соревнования, чей кораблик быстрее доплывет, или кто больше переправит корабликов на другую сторону.
«Достань ракушку»
Материалы: камешки, ракушки
На дно емкости с водой выкладываются разноцветные камешки и ракушки.
Можно предложить отыскать ракушку, или только камешки определенного цвета, или ракушки особой формы и т.д.
Можно устроить соревнования, одна команда собирает только ракушки, вторая только камушки. Кто быстрее – тот и победил.
Игра развивает сенсомоторные навыки.
«Сказочный лес»
Материалы: палочки, веточки различных деревьев и кустарников, шишки, цветы, листья, мох, фигурки животных, сказочных героев.
Воспитатель предлагает детям посадить сказочный лес, зоопарк, зимний лес, огород осенью и т.д.
«Кондитерская»
Материалы: цветной влажный песок, стаканчики, баночки из-под йогурта, трубочки для сока, различный природный материал, игровая посуда и т.д.
Дети играют в сюжетно-ролевую игру, готовят «мороженое», «коктейли», «торты» и «пирожные».
Воспитатель беседует с детьми об их любимой еде, предлагает «приготовить» различные блюда из песка.
Используя формочки, дети создают различные предметы, после чего им предлагается разделить их на определенное количество частей.
«Сеем, сеем, просеваем»
Материалы: сито, добавленный в песок или манку горох, чечевица, фасоль или камешки.
Воспитатель обращает внимание на то, что песок/манка перемешен с камушками и спрашивает, как отделить камешки от песка. Дети с помощью сита просеивают песок.
Использование сенсорных коробок в разных возрастах:
Для детей 1,5-2 лет –коробки с различными тактильными материалами. Цель –дать ребенку как можно больше тактильных ощущений, разработать умение работать с мелкими предметами.
Для детей 2-3 лет – добавляю игрушки и предметы и показываю, как с ними можно взаимодействовать, цель – развивать координацию движений и мелкую моторику, закрепляем знание сенсорных эталонов (размер, цвет, форма, свойства и прочее).
Для детей 3-5 лет – подключаем сюжетно – ролевую игру, ребенок уже может сам наполнять коробочку тем, что ему нравится.
Дети 5-7 лет – сенсорные коробки не только инструмент для развития всех органов чувств, но и пространство для фантазий, логических и познавательных игр.
Источники:
Как провести занятие с песком в детском саду https://melkie.Net/zanyatiya-s-detmi/pesochnaya-terapiya-dlya-detey-zanyatiya-programma.Html
Что такое сенсорные коробки? http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/189-chto_takoe_sensornyie_korobki
Картотека игр с песком и водой https://ivanova-push-solnyshko63.edumsko.ru/folders/post/1405826
Рисование мыльными пузырями https://promany.ru/rubriki/risovanie-mylnymi-puzyryami.html
Схемы для экспериментирования Образовательный портал Маам.ru https://www.maam.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.